677

В «банановой» юрисдикции


Молдавский бизнес уходит в офшоры по собственному желанию. Правительство объявило войну нездоровой тяге к налоговой экономии, теневым операциям и другим сомнительным наклонностям деловых кругов.
Между тем многие местные фирмы по-прежнему готовы стать для бизнесменов надежным путеводителем по офшорной карте мира.
«Офшоризация» продолжается
Эксперты сходятся во мнении, что отдельных офшорных территорий сегодня не существует. Все они связаны в единую цепочку с компаниями из престижных юрисдикций. Чаще всего это Нидерланды, Великобритания, Люксембург. В этих странах  благоприятное законодательство, которое позволяет не взимать налоги с доходов, полученных за рубежом. Поэтому они являются центрами регистрации структур, в которых концентрируется выводимый капитал.
При этом чтобы обзавестись офшорным бизнесом, далеко ездить не нужно. Даже беглый обзор рекламных объявлений подтверждает: в Молдове имеется множество структур, предлагающих услуги по регистрации компаний в офшорных зонах. Все они располагают различным опытом, специализацией и стажем работы на местном рынке. Львиная их доля сконцентрирована в Кишиневе, хотя есть специализированные фирмы и в других городах. Подобный бизнес считают привлекательным не только юридические и коммерческие компании, но и некоторые адвокатские офисы.
В офшорной индустрии невозможно занять монопольное положение, поэтому местные фирмы не считают нужным инвестировать деньги в расширение бизнеса. Отчасти это объясняется тем, что у крупных регистраторов больше шансов нарваться на неприятности со стороны контролирующих органов. Кроме того, бытует мнение, что известные и крупные фирмы давным-давно находятся под колпаком спецслужб.
― Чтобы продавать офшорные компании, совсем необязательно встречаться с клиентом в офисном помещении. У нас нет офиса, бизнес практически полностью перенесен в интернет, и это существенно снижает затраты на предоставление услуги. Мы не стремимся срывать с клиентов завышенные гонорары за консультации и построение схем для работы. Да и в целом в Молдове стоимость офшорных компаний значительно ниже, чем у конкурентов из других стран, ― поделился с «Панорамой» подробностями один из владельцев консалтинговой фирмы.
К услугам таких фирм нередко обращаются местные предприниматели, хотя специфика этого бизнеса заключается, прежде всего, в привлечении зарубежных клиентов. Им предлагается сервис по Интернету и конкурентоспособные цены, которые на самом деле ощутимо ниже, чем в странах Европы и СНГ. Представившись заинтересованным заказчиком, корреспондент «Панорамы» выяснил примерный порядок цен на подобные услуги.
В итоговую цифру входит не только непосредственно регистрация офшорной компании, но и оплата всех госпошлин, оформление доверенности, проставление апостиля на документах, изготовление печати, почтовые услуги. В то же время указываются номинальный акционер и персонал, состоящий из директора и секретаря. Клиенту помогают определить наиболее подходящую для его бизнеса юрисдикцию. На регистрацию новой офшорной фирмы и доставку пакета документов, как правило, уходит от 10-12 дней до месяца. Срок может разниться в зависимости от страны, за которой будет «закреплена» компания.
Весь сервис в одном пакете
Цена варьирует от 600 до нескольких тысяч евро. Наиболее дешево можно зарегистрировать офшорную фирму на Сейшельских островах, в Белизе, Великобритании или Содружестве Доминики. Далее в этом рейтинге следуют Панама, Гибралтар, Коста-Рика, Кипр. За регистрацию компании в Гонконге или Объединенных Арабских Эмиратах придется выложить примерно 2-3 тыс. евро.
Некоторые фирмы предлагают приобрести готовый офшорный бизнес. Причем, как утверждали наши собеседники, в большинстве случаев это обойдется не дороже, чем регистрация новой компании. Но если у продаваемой фирмы имеется полный комплект финансовой отчетности за последние 2-3 года, цена может взлететь в несколько раз – в зависимости от даты регистрации офшора.
Еще одно предложение на молдавском рынке – продажа участия в офшорном бизнесе, которое оценивается от 700 до 1200 евро. Номинальными партнерами компании становятся юридические лица из Белиза, США и других стран. Заплатив за эту услугу, заказчик получает полный комплект документов, включающий в себя партнерское соглашение, генеральную доверенность, сертификат инкорпорации.
За отдельную плату клиентам предлагаются услуги управления, офисный сервис в соответствующих странах, открытие обычных и анонимных банковских счетов, легализация документов. В некоторых фирмах есть консалтинговый пакет, который включает в себя предложение различных вариантов использования офшоров с учетом индивидуальных потребностей бизнеса и личных интересов заказчика. При этом рассматриваются только работоспособные схемы, учитывающие местное налоговое и финансово-банковское законодательство. Заказчику объясняют, как избежать ошибок, которые делают их применение неинтересным или попросту невыгодным.
Ощутимым дополнением к заработку таких консалтинговых и юридических фирм становится продление срока деятельности офшорных компаний. Чтобы документы были в порядке, каждый год нужно сдавать финансовую и прочую отчетность. Оплата такой услуги обходится клиентам на 10-15% дешевле, нежели регистрация новой компании. Но это при нулевом отчете, когда за прошедший год не оформлено ни одной транзакции. В ином случае бизнесмену придется раскошелиться на дополнительный гонорар, размер которого зависит от оборота компании, количества сделок и других показателей.
Еще одна статья дохода специализированных кишиневских фирм – предоставление информации о компаниях, с которыми клиент уже ведет или собирается вести бизнес. Заказчику предлагают официальные сведения о предприятиях, зарегистрированных в любой точке мира. В этих целях, как правило, ведется сотрудничество с аналогичными фирмами, работающими в других странах.
«Красная тряпка» для инспектора
― На мой взгляд, в последнее время в Молдове как-то однобоко рассуждают об офшорных юрисдикциях, ― отметил для «Панорамы» член Союза адвокатов Молдовы Сергей Максименко. ― Предпринимателей пытаются убедить, что открытие офшора чуть ли не автоматически причисляет их к неблагонадежным лицам. При этом внятно никто не может ответить, каким законом в нашей стране запрещено использование таких компаний. Государство заинтересовано в пополнении бюджета, а деловые круги – в снижении налоговой нагрузки и защите от недобросовестного воздействия. Не получая гарантий в своей стране, бизнесмены ищут их в офшорных зонах. И совсем необязательно, чтобы речь шла о нарушении закона.
Как считает адвокат, наличие в экономической жизни Молдовы таких явлений, как разглашение коммерческой тайны, когда любые базы данных продаются на рынке, рэкет и рейдерство, дают предпринимателям как минимум моральный повод для использования офшоров. По его словам, компании желают получить регистрацию в офшорной зоне далеко не всегда с целью «спрятать деньги» или уклониться от уплаты налогов.
Многие стремятся в офшор, поскольку считается, что это позволяет решать другие задачи. Например, облегчает сотрудничество с зарубежными партнерами, обеспечивает конфиденциальность владения активами и может быть звеном абсолютно законного налогового планирования. Различные вполне легальные схемы минимизации налогового бремени используют многие крупные отечественные компании.
В Главной государственной налоговой инспекции (ГГНИ) призывают бизнесменов быть более осмотрительными. Как сообщили «Панораме» в Управлении налогового контроля ГГНИ, данные от зарубежных фискалов являются юридическим основанием для взимания причитающегося налога с молдаванина и постановки вопроса о возбуждении уголовного дела при признаках криминального уклонения от уплаты налогов. Кроме того, известно, что офшорные компании используются для отмывания денег, поэтому в обиходе их часто называют «помойками».
― Тенденция в налоговой практике такова, что если контрагент молдавской компании нарушает фискальное законодательство, то и сам налогоплательщик рискует быть обвиненным в уклонении от уплаты налогов. Сделки с офшорными фирмами вообще являются «красной тряпкой» для налогового инспектора. Поэтому операции местных  налогоплательщиков с офшорами, которые нарушают национальное законодательство, также будут лишним основанием для признания их налоговыми уклонистами. Скорее всего, в ближайшей перспективе можно ждать ужесточения и судебной практики борьбы с офшорами, ― отмечают специалисты ГГНИ.
Адвокаты возражают, что само по себе предстоящее принятие антиофшорных поправок не будет означать обязанности каждого офшорного налогоплательщика незамедлительно сообщить фискалам свои данные. Во многих странах есть ограничения по доступу к информации, касающейся офшорных компаний, которые осуществляют бизнес с Молдовой. Поэтому заставить молдавских граждан и предприятия принудительно раскрывать финансовые сведения будет крайне затруднительно.
Алексей Истрати

Pan.md
0