Кто такие Молдаване?
13.12.2012
"Вестник знания", №7, 1925г.
Всеукраинский ВЦИК постановление от 11 октября 1924 г. утвердил создание Автономной Молдавской Советской Социалистической Республики (АМССР). Это новое звено в цепи рабоче-крестьянских республик нашего Союза является первой ласточкой грядущего освобождения всей остальной Молдавии (Бессарабии) от власти румынской буржуазии.
Молдаван в АМССР приблизительно 500.000, в Бессарабии - 1⅟₂ миллиона; и те и другие говорят на одном и том же языке, являются одним и тем же народом, искусственно разделенным ныне барьером государственной границы.
Кто же такие эти молдаване? Откуда пришли они к нам, в нынешнюю АМССР и в Бессарабию?
Румынская наука, оправдывающая и покрывающая своим авторитетом захватническую политику своей буржуазии, учит, что молдавский народ – это младшие братья румын, что молдоване – племенная разновидность румын. На чем основывается такого рода утверждение? Исключительно на том, что молдоване говорят по румынски, что родным языком для них является язык жителей Румынии, в частности, его так называемой «дако-румынский» диалект.
Этот довод, однако, недостаточен. Нельзя определять пременную принадлежность того или иного народа, причисляя его к той нации, на языке которой он говорит по тем или другим историческим причинам. Евреи Салонинского округа в Греции родным для себя языком считают испанский. Однако от этого они не перестают быть евреями-семитами, выходцами с Пирииейского полуострова, где они восприняли испанский язык.
Сами молдоване себя с румынами не отождествляют. В их языке нет даже слова румын. Это слово – вообще довольно позднего происхождения, как поздним является и пришествие самих румын на территорию нынешнего румынского королевства.
В III-м веке до нашей эры на пространстве между реками Дунаем и Днепром жило большое, оседлое племя даков. Эти даки принадлежали к великой семье яфетических народов, населявших в доисторические времена побережье Средиземного моря, Кавказ, Пирянейский, Апениинский и Балканский полуострова (баски, пелазги, этруски, иберы, народности Кавказа и проч.).
В 107-м году нашей эры римский император Траян покорил Дакию и сделал ее одной из своих провинций. Местное население частью было уничтожено, частью ушло на север, скрываясь в отрогах карпатских гор, частью растворилось среди новых пришельцев. Долгое время после этого территория Дакии служила своего рода проходным коридором для бесчисленных племен и народов, сменявших друг друга на протяжении десяти-двенадцати веков.
Здесь проходили германские племена готов и гепидов (они вытянули в 271 году римлян), гунны, болгары, хозары, славяне, авары (обры), мадьяры, печенеги, русские племена угличей и тиверцев, половцы (куманы), торки и татары.
Только в XIII веке можно отметить новую волну романского нашествия. Из средних частей Балканского полуострова в бывшую Дакию переселились романизированные племена, принесшие с собой иллиро-македоно-романский диалект, бывшей латинской речи.
Эти племена были известны древним далматинским, византийским и латинским историками под именем валахов. Слово «валах» соответствует племенному названию италийского народа вольсков. И в настоящее время у чехов и словенцев «влах» является именем итальянцев. Следовательно, валахи, влахи X-XII в.в. это романизированные до потери своего национального лица племена Иллирии и средних частей Балканского полуострова. Современные румыны являются как раз прямыми потомками этих валахов. Как-же объяснить теперь племенное название молдован?
Молдованин называет сам себе «молдован, молдован». Он и сам вряд-ли догадывается о том, что это имя является ключом к решению вопроса о его племенной принадлежности, о его происхождении.
Имя это, по всем своим формальным признакам, принадлежит к области яфетического языкознания. На это указывает, прежде всего, его окончание ван (вян), свойственное племенным названиям многих народов средиземноморья и других частей яфетического мира в формах – бан, пан, - вен и проч. (алб а нец, исп а нец, скло вен и слав я нин). Окончание это – означает принадлежность к тому или иному племени, является понятием, связанным с происхождением данного народа. В данном случае – «молдован» или «молдаван» (вероятная древнейшая форма этого имени) мы можем перевести: «сыны молда». Как истолковать вторую часть этого выражения? В яфетическом, в своей основе, албанском языке имеется слово «мал», что значит – «гора, берег, край». Эти три понятия постоянно сочетаются в психологии первобытной человеческой речи. Так, например, славянское брег (берег) связано с германским «брег» (гора), понятие о береге связывается с понятием о крае суши, понятие гор – с понятием о крае ровной, доступной для жилья местности. Так, основанный в Испании еще древними финикийцами, на берегу Средиземного моря, у подножия гор, на краю известного тогда человечеству мира, город получил имя Малаги.
Так, гористый остров Мальта, заключает в своем старом названии современное албанское «мал» - гора. Именем Малеа в древности назывался нынешний мыс Зейтюн, на о-ве Лесбосе, и круто спускавшаяся в море юго-вост. оконечность Пелепонесса (ныне – мыс Ангела). В латышском языке, одном из самых древних из современных языков, слово «мала» означает берег, а в ирландском (родственном яфетическим) – «малва» - соответствует нашему «возвышенное место, выпуклость». Даже в современном румынском языке сохранилось древнее «мал» - что означает «берег».
Что касается приставки – суффикса «да» (-до), то он является, как то обычно во многих яфетических языках, показателем множественного числа, живущим до сих по, напр., в названии о-ва: Мальта (переход – да в –та вполне закономерен), что значит, буквально – горы. Итак, «мо(а)лдо(а)ван» значит – сын гор, обитатель гор, горец, обитатель края света, «берегов» равнинной, удобной для жилья местности.
История сохранила нам сведения о том, что часть даков под напором римлян скрылась в горах Карпат. Эти горы казались краем известного тому времени мира. Это был берег современной цивилизации. Даки, попавшие на Карпаты, стали тем самым «молдованами», обитателями гор, края света. Здесь-то и зародилась молдавская государственность, отсюда то она и молдавский народ распространились в пределах нынешней Бессарабии и АМССР. Молдаване стали обитателями равнин, но от этого не сделались, так сказать, поляками, а в своем и в чужом мышлении остались горцами, обитателями гор.
Любопытнее всего, что и поныне, наряду с именем «молдаванин» существует для этой же народности имя – «мунтьян». Это слово – романского (латинского) происхождения. Оно значит также – горец (от лат. «монс» - гора). «Молдован» является его яфетическим прототипом.
Следовательно, молдованин – это тот, кто вырос в горах, это человек, ушедший от римского нашествия в горы, это дак исконный обитатель юго восточной Европы, не румын, не валах-италиец, а потомок древних яфетидов, родственник нынешних албанцев, грузин, басков.
Так наука разоблачает шовинистические натяжки румынских политиков, которые объявляют молдован «братьями» румын лишь для того, чтобы иметь «законную» возможность эксплуатировать их труд и за их счет округлять и без того уже круглые владения своих «бояр» (помещиков).
Bolesmir