1129

Почему люди верят в откровенную чушь, и как их переубедить

Почему люди верят в откровенную чушь, и как их переубедить  
 
© Света Гоголь специально для mixstuff

Огромное количество людей верят в такой совершеннейший абсурд, как… впрочем, мы, пожалуй, не будем за ними повторять.
 
У каждого найдётся знакомый, который верит во что-нибудь несусветное, так что нет особой необходимости приводить примеры. Глупости как раз потому так долго и живут, что их часто повторяют, даже если и повторяют с единственной целью – развенчать.
 
Так откуда же берётся ложная информация, почему люди так за неё хватаются и как с этим бороться?
(В основу статьи легла статья профессора Стефана Левандовски и его коллег).
 
Откуда берётся:
 
1. Слухи и фантазии
 
Люди обожают сенсационные истории. Они всегда рады пересказывать то, что может вызвать ответную реакцию – будь то радость, отвращение или страх. Подойдёт всё, что вызывает живой эмоциональный отклик.
 
Правдивые истории, как правило, оказываются довольно скучными, с ними в центре внимания оказаться сложно. Это не для кого не секрет.
 
Но вот что действительно очень странно: люди склонны верить в истинность того, о чём прочитали в художественной литературе. Это происходит, несмотря на то, что:
  • Автор книги не скрывает, что история выдумана,
  • имеются прямые указания, что история содержит ложную информацию,
  • реальные факты хорошо известны.
 
Отчасти этот феномен может объясняться тем, что когда люди делают что-либо, доставляющее им удовольствие, их критическое мышление отключается.
 
2. Политики
 
Политик скажет что угодно, чтобы выиграть выборы. Мы все это прекрасно понимаем, но вот ведь парадокс… Исследования показывают, что большинству людей знание о лживости политика почему-то совершенно не мешает верить в его ложь.
 
3. СМИ
 
Ложная информация в СМИ чаще всего появляется в результате чрезмерного упрощения материала и необходимости «соблюдать баланс».
 
Необходимость в сбалансированной подаче информации – любопытная штука, потому как реальность далеко не всегда «сбалансирована». Например, более 95 процентов учёных-климатологов считают, что глобальное потепление – результат выбросов парниковых газов, но по теледебатам этого не скажешь, потому что телевизионщики должны обеспечить «сбалансированный» подход к проблеме.
 
4. Интернет
 
Об интернете можно сказать много добрых слов, но при всём том это, бесспорно, неисчерпаемый источник ложной информации. Вот только один факт:
 
«Исследование 50 сайтов, посвящённых вопросом похудения и диетам, показало, что доверия достойны только 3 из них».
 
Кроме того, люди имеют тенденцию искать только ту информацию, которая подтверждает их собственную точку зрения. И найти такую информацию при помощи интернета стало гораздо проще, поскольку там можно найти вообще всё, что угодно. В какую бы несусветную чушь человек не верил, он всегда найдёт в сети единомышленника.
 
Почему люди верят ложной информации
 
Ни для кого не секрет, что наш мир просто пропитан разного рода ложной информацией. Но если мы знаем, что политики, СМИ и интернет регулярно лгут, почему продолжаем всему этому верить?
 
Проблема заключается в странном механизме того, как мы принимаем (или не принимаем) информацию на веру. Очень немногие берут на себя труд проверить то, что слышат или читают, и только потом решать, верить или нет. Большинство выбирает более лёгкий и короткий путь:
 
Чувствую ли я, что это правильно? Или, другими словами, встраивается ли эта новая информация в ту информационную систему, которую я уже принял, как верную? Вы гораздо легче поверите в то, что политик замешан в коррупционной истории, если вы принадлежите к противоположному политическому лагерю.
 
То, что легче понять, легче принять на веру. Наше сознание не любит сложностей.
 
Заслуживает ли доверия источник? Чем авторитетней человек, чем большей властью он обладает, тем легче ему верят. Если какой-нибудь солидный доктор решится на коварное злодейство, он может просто дать вредный совет  публично – и люди поверят.
 
Но и это не объясняет, почему люди продолжают верить в абсолютную ерунду, даже после того, как им на пальцах объяснили, что их убеждение никак не согласуется с действительностью.
 
Оказывается, что уж если ложная информация засела в голове, то её очень трудно оттуда извлечь, даже если её лживость неопровержимо и однозначно доказана и сам человек с этим согласился.
 
Этому есть несколько причин, и одна из них заключается механизме работы нашей памяти: нам гораздо легче вспомнить суть вещей, чем связанные с ними детали. Обычно это свойство довольно полезно – оно позволяет нам учиться. Например, частная информация о том, что приготовленную говядину легче переваривать, обобщена в памяти до «многие продукты становятся съедобными после термической обработки».
 
Побочный эффект этой особенности памяти заключается в том, что в ней легко всплывает суть ложной информации (луна сделана из сыра), а то, что эта информация поступила из ненадёжного источника (детская сказка), остаётся за скобками.
 
8 способов переубедить собеседника
 
Возможно ли победить ложную информацию? Левандовски и его соавторы дают положительный ответ, оговариваясь, что это будет совсем не просто и предлагают 8 психологических методов:
 
1. Больше, чем правда
 
Для того, чтобы изменить сознание человека, совершенно недостаточно просто сказать ему, что он неправ (если бы всё было так просто!) Чтобы убедить собеседника, необходимо предоставить ему альтернативное объяснение – почему произошло то или иное событие, например. В идеале следует объяснить и мотивы, по которым появилась опровергаемая вами ложь.
 
2. Коротко и просто
 
Альтернативное объяснение не должно быть сложным. Чем короче, тем действеннее. Если вы утомите собеседника слишком долгими и пространными рассуждениями, он просто перестанет вас слушать. Несколько фактов подействуют гораздо лучше.
 
3. Не повторяйте миф
 
Пытайтесь избегать повторения ложной информации. Помните – люди гораздо легче запоминают суть, чем подробности. Чем чаще вы повторяете миф, тем глубже он засядет в голове у вашего собеседника.
 
4. То что я сейчас скажу – просто миф…
 
И всё-таки вам придётся проговорить эту ложь один раз, чтобы ваш собеседник знал, о чём идёт речь. Так что подготовьте его, сообщив заранее, что вы собираетесь пересказать миф.
 
5. Факты, факты, факты
 
А после мифа повторяйте факты. С каждым повторением в сознании собеседника доказательства вашей правоты будут крепнуть. Сила повторения известна – она строит «иллюзию правды».
 
6. Нападайте на источник
 
Откуда вы взяли эту информацию? И что эти люди знают? Да ничего! Попробуйте пробудить в собеседнике скептицизм по отношению к его источнику, это может помочь.
 
Сложность тут заключается в том, что люди имеют тенденцию доверять тем, чья точка зрения согласуется с их собственной. Поэтому…
 
7.  Встаньте на сторону собеседника
 
Важно удерживать собеседника на своей стороне, даже если вы доказываете ему что-то, чего он не хочет слышать. Старайтесь сохранять равновесие – важно сказать  достаточно, чтобы быть убедительным, но не слишком много, чтобы не оттолкнуть собеседника.
 
8. Затрагивайте в разговоре темы, важные для вашего собеседника
 
Ещё один способ избежать естественного сопротивления человека неприятным для него фактам – говорить о том, что для него важно. Можно косвенно затронуть в разговоре семью, друзей, идеалы…
 
Исследование показало, что таким образом людям проще увидеть несоответствие между их собственным видением ситуации и конфликтующей новой информацией.
 
Грязь прилипчива
 
Конечно, все эти методы давно знают и используют разного рода профессионалы, которым важно склонить на свою сторону общественное мнение. Это ещё один повод иметь в виду, что таковые существуют. Левандовски и его коллеги приходят к следующему заключению:
 
«Техника опровержения ложной информации, в сущности, ничем не отличается от техники насаждения ложной информации, заменяющей изначально верные представления. Понимание, что кто угодно может запустить любую грязную сплетню, зная, что грязь прилипчива… может  помочь в создании более информированного общества».
0