716

Владимир Воронин: В 2012 году по отношению к Молдове появилось понятие „захваченное государство”


Председатель Партии Коммунистов Республики Молдова, депутат Владимир Воронин. Фото: vfokuse.md Интервью Info-Prim Neo с председателем Партии Коммунистов Республики Молдова, депутатом Владимиром Ворониным из цикла „2012 год в жизни Молдовы и ее жителей”.
– Я вас попрошу назвать несколько успехов, которых добилась ПКРМ в 2012 году, и несколько неудач, если они были, конечно – Если говорить вообще - потому что, когда речь идет о партийно-политической работе, сложно говорить конкретно об успехах, один понимает успехи по-своему, другой – по-другому – об успехах можно говорить в период выборов. В нынешнем году выборов не было, тем не менее, считаю, что самым большим успехом ПКРМ в нынешнем году является то, что нам удалось сохранить авторитет партии на прежнем уровне, а количество членов партии увеличилось.
О похоронах ПКРМ систематически объявляют два раза в год, не реже, а если руководствоваться, хотя бы результатами опросов общественного мнения последнего времени, видно, что мы занимаем первые места, наш рейтинг сохранился. Это очень важно, так как очень сложно, чтобы партия, которая почти четыре года находится в оппозиции, сохранила свой рейтинг и авторитет.
Я полагаю, что самая большая неудача нашей партии, а также всего молдавского общества, произошла 16 марта (когда состоялись выборы президента Республики Молдова), когда правящий альянс захватил государственную власть и приступил к разрушению всех демократических институтов. Все люди замечают, что происходит в стране после 16 марта.
– Как вы оцениваете 2012 год вообще для вашего формирования и для его парламентской фракции, а также для Республики Молдова в целом? – В нынешнем году произошло наибольшее количество акций протеста. Мы не подвели итогов, но, кажется, что состоялось намного больше акций протеста по сравнению с другими годами. В этом году, к сожалению, по отношению к Республике Молдова появилось понятие „захваченное государство”. Это выражение характеризует уходящий год.
– Вы говорите о „захваченном государстве”, а кто тогда являются „захватчиками”? – Находящаяся у власти преступно-мафиозная система, альянс, в первую очередь. Они являются захватчиками!
– Как вы оцениваете отношения между властью и оппозицией на протяжении 2012 года? Не хотите ли вы сравнить сегодняшние отношения с теми, когда нынешняя оппозиция находилась у власти, а власти находились в оппозиции? – Достойно сожаления, но не существует никаких отношений между властями и оппозицией. У нас есть свои предложения, но не существует совместных консультаций. Более 200 наших предложений и инициатив так и не оказались в повестку дня Парламента. Когда мы находилась у власти, оппозиция контролировала большее количество учреждений, как, например, Центральная избирательная комиссия, Наблюдательный совет компании „Телерадио-Молдова” и другие, однако сегодня никто из оппозиции не был предложен для занятия должности руководителя какого-либо учреждения, находящегося в ведении Парламента. О каких отношениях может идти речь в данной ситуации?
– За один только год ПКРМ покинули семь депутатов. Вопрос состоит в том, не как другим удалось привлекать их к себе, а в том, почему ПКРМ не удалось удержать их? 

– Лица, которые ушли от нас, сделали это потому, что у них не было больше доступа к корыту власти. В этом вся загвоздка, а не в том, что они хотели создавать другие, карликовые партии. За два дня до ухода, некоторые из них участвовали в работе съезда партии, приняли должности в высшем руководстве партии. Их не интересует работа в оппозиции и борьба, они очень быстро привыкли быть только начальниками. И когда это „начальничество” ушло от нас к альянсу, когда мы остались без должностей и возможностей, они решили уйти. Они не хотят быть на протяжении четырех лет без должностей, ходить в народ, участвовать в акциях протеста. Зачем это им, если они были боярами?
– Какими являются прямые последствия в отношении партии в связи с запретом символов формирования? Если и Конституционный суд сочтет запрет законным, вы согласитесь с этим? – Аргументы альянса о запрете символов взяты из арсенала маршала Антонеску. Их цель состояла в том, чтобы люди ослепли в результате запрета этих символов, чтобы, когда они пойдут на выборы, не видели символов коммунистов и не голосовали за них. Они преследуют цель ослабления сил нашей партии. Но им не удастся ущемлять наш авторитет, у нас в запасе восемь лет нахождения у власти, теперь у людей есть возможность сравнить. Мы – дисциплинированная и организованная партия и у нас есть организации на территории всей страны.
Мы готовим документы и обратимся в Европейский суд по правам человека. Более того, были еще случаи, когда в других странах попытались запретить эти символы – в Румынии, Венгрии, Франции, Алжире и в других государствах. ЕСПЧ выступил на стороне партий и восстановил символы.
– В 2012 году ПКРМ выступила мощно с обращением об евразийской интеграции Республики Молдова одновременно с призывом об евроинтеграции поддерживаемом столь же мощно альянсом находящихся у власти партий. Почему вы полагаете, что выиграете в этом соревновании? Неужели вы верите, что молдаване проголосуют за еще неясную перспективу слабо развитого сегодня союза государств вопреки союзу высокоразвитых государств, даже если сегодня этот союз проходит через кризис, который охватил весь мир? – Мы не противопоставляем призыв вступления в Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан призыву об интеграции в Евросоюз. Во-первых, мы впервые обратились с призывом об европейской интеграции в 2002 году, когда находились у власти. В 2003 году мы подписали первый План действий Республика Молдова – ЕС, который предусматривал широкую программу мероприятий и действий на трехлетний период. Мы выполнили данную программу досрочно, за два года, наши усилия оценили и нам предоставили грант в размере 17 млн. евро. Сторонники альянса умалчивают об этом.
Европейская интеграция представляет собой чрезвычайно важную возможность для модернизации нашей страны, для приведения в соответствие со всеми европейскими стандартами наше национальное законодательство, нормы и качество медицинского обслуживания, образовательные стандарты и многие другие вопросы. Именно это означает для Молдовы европейская интеграция, интеграция во все европейские структуры. 
Вступление в Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан является, в первую очередь, чисто экономическим вопросом. Более того, нас очень хорошо знают в этих государствах. Мы можем общаться на одном и том же языке – на русском. Куда больше всего уехали на работу наши граждане? В Россию, их там около миллиона. Много аргументов для того, чтобы мы вступили как можно быстрее в данный союз, так как от этого у нас будут только положительные результаты. Это экономический вопрос. От этого союза у нас будут больше положительных результатов по сравнению с тем, что можно получить сегодня от ЕС, ведь мы видим, что Европейский союз сегодня трясет экономический кризис, особенно, что касается побережья Средиземноморья, начиная с Румынии, Болгарии и до Португалии. Не следует политизировать данный вопрос. Наша страна должна иметь выход к рынку. Наши товары очень хорошо известны и оцениваются на рынках этих трех государств. 

– Можно идти одновременно двумя путями – и в ЕС, и в Таможенный союз – или следует избрать лишь одно направление? 

– Можно идти обоими путями, никто нам не запрещает это или требует от нас идти в одну или в другую сторону. Таких ограничений не существует. Неужели вы не замечаете, что те же страны, которые играют далеко не второстепенные роли в ЕС, та же Германия, какие у нее отношения с Россией? С кем встретилась недавно Ангела Меркель? Не с Путиным? Не поехала она в Москву? Отношения между Германией и Россией очень хорошие. По дну Балтийского моря идет газопровод, по которому качается российский природный газ в Германию. А отношения России с Францией, с Италией? Сколько иностранных инвестиций привлекает Москва? 

Неужели мы самые умные и богатые, чтобы выбирать? У нас нет выбора. Мы должны находиться там, где находится национальный интерес нашей страны, а не там, где хочет какой-то индивидуум. 

– Чем отличится для ПКРМ 2013 год от 2012 года? 

- В 2013 году мы продолжим развивать нашу партию по горизонтали и по вертикали. Мы продолжим политическую борьбу на всех направлениях, а если будет необходимость – мы проведем и акции протеста. В целом же, хотелось бы, чтобы приближающийся год был последним годом правления альянса. Мы должны лишить их власти! 

Марианна Галбен

info-prim.md
0