Около шести тысяч железнодорожников рискуют остаться без работы
Последнюю неделю прессу будоражат сообщения о возможных увольнениях тысяч работников госпредприятия «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ). Последнюю неделю прессу будоражат сообщения о возможных увольнениях тысяч работников госпредприятия «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ).
Министр транспорта Анатол Шалару сообщает, что уволят до 6 тыс. человек, а глава ЖДМ Виталий Струнэ то подтверждает, то опровергает это.
«Искаженные образы железнодорожников»
Как сообщили корреспонденту «Панорамы» в пресс-службе ЖДМ, предприятие находится в процессе реструктуризации. В следующие два года из 12 тыс. его служащих будет уволено примерно 3 тыс., в том числе около 1150 – пенсионного возраста. Уволенным выдадут в общей сложности 5 млн. евро (примерно 80 млн. леев) компенсаций, предоставленных Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на условиях гранта, отметили в пресс-службе.
Впрочем, так в ЖДМ считали в прошлую пятницу. Нынче же начальство предприятия все отрицает – вчера было распространило заявление, в котором утверждается, что «руководство госпредприятия никогда не обсуждало вопрос массового увольнения работников». По словам директора ЖДМ Виталия Струнэ, информация об увольнениях – провокация отдельных сотрудников ЖДМ с «искаженным образом железнодорожника», стремящихся дестабилизировать деятельность предприятия и добиться личной выгоды.
– Они преследуют исключительно личные интересы – получение должностей в высшем командном составе предприятия. Путем интриг, искажения истины и использования других работников они пытаются представить руководство ЖДМ в неблагоприятном свете, – отмечает Струнэ.
Какую именно истину искажают провокаторы, Василий Струнэ не пояснил.
Истина о реструктуризации
Корреспондент «Панорамы» выяснил, что вышеупомянутый ЕБРР в настоящее время действительно рассматривает возможность предоставления помощи ЖДМ в рамках проекта реструктуризации предприятия. Проект еще не вступил в силу – руководство ЕБРР вынесет по нему решение только 26 февраля 2013 года.
Предполагается, что ЕБРР даст Молдове займ размером до 25 млн. евро на обновление и ремонт изношенных вагонов и локомотивов и на улучшение обслуживания пассажиров. Кроме того, банк просят выдать грант на планирование и осуществление постепенного сокращения расходов предприятия. Очевидно, увольнение половины персонала и есть одна из мер по сокращению расходов.
Реструктуризация будет заключаться в «разделении грузового бизнеса от пассажирского», а также в отделении от них железнодорожной инфраструктуры. Предусматривается также радикально пересмотреть энергоэффективность предприятия, учитывая, что ЖДМ – один из крупнейших потребителей в республике.
Козел отпущения – работник
Несмотря на отрицания главы ЖДМ, высшее руководство дорожной отрасли страны ранее сообщало, что свои рабочие места потеряют не 3 тыс., а 6 тыс. железнодорожников. Об этом заявил в ноябре министр транспорта и дорожной инфраструктуры Анатол Шалару.
По его словам, ЖДМ должна стать акционерным обществом, несмотря на «социальную проблему», которую вызовут увольнения. Однако Шалару добавил, что предприятие не может работать в убыток до бесконечности. За девять месяцев 2012 года «Железная дорога Молдовы» зарегистрировала потери в 224 млн. леев – на 165 млн. больше, чем за тот же период 2011 года.
Министр неважно отзывался и о самих работниках ЖДМ. Так, в прошлом году он заметил, что рядовые служащие могут «только кивать головой», а «их юристы даже не знают, что такое e-mail».
Не реформа, а уничтожение
Озабоченность готовящимися увольнениями уже выразил профсоюз железнодорожников Молдовы. По словам его руководителя Сергея Логвиненко, профсоюзные работники узнали о готовящихся увольнениях из прессы.
В беседе с журналистом «Панорамы» Логвиненко назвал ситуацию тревожной и заявил, что многих работников ЖДМ администрация уже заставила подписать заявления на увольнение «по собственному желанию».
– Это не реформа, а уничтожение предприятия. Мнение работников было проигнорировано, а все решения принимались и принимаются скрытно, – отметил руководитель профсоюза. Он также сообщил, что с предприятия увольняют специалистов, а нанимают родственников, «кумэтров» и «нанашей» руководства.
По словам Сергея Логвиненко, на этой неделе правительство заверило профсоюз, что «пока никого увольнять не будут». Он пояснил, что в противном случае уволенному работнику полагается выплатить столько средненедельных зарплат, сколько лет он проработал на предприятии. То есть железнодорожнику с 40-летним стажем полагается около 30 тыс. леев в случае его увольнения.
Железнодорожные обвинения
Между тем «Железную дорогу» и ее директора в этом году уже успели обвинить в коррупционных связях.
Так, в начале ноября представители так называемого «совета по борьбе с коррупцией ''Моя Молдова''» заявили, что за назначение Струнэ на должность директора министр Шалару получил взятку в размере 300 тыс. евро.
Струнэ также обвиняют в том, что он подписал ряд контрактов в ущерб предприятию. Например, как утверждает член «совета» Руслан Попа, после своего вступления в должность Струнэ заключил контракт о ремонте шести поездов с румынской компанией Remar, в которой он до этого работал. За ремонт каждого состава была предусмотрена сумма в 2,353 млн. евро, в то время как завод в Днепропетровске (Украина) оценивал аналогичные услуги в $750 тыс. (570 тыс. евро).
Также, по информации прессы, сотрудник ЖДМ Виктор Топор заявлял, что места проводников в поездах покупаются за взятки в $3000, а у начальника поезда есть указания за каждый выполненный рейс собрать с них деньги и заплатить вышестоящему руководству по $500-1000.
Захар Корецкий
Pan.md