Василий Бумаков: «Крестьяне выдержали испытание»
Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василий Бумаков. В интервью «Панораме» министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василий Бумаков рассказал о продовольственной безопасности республики, об экспортных возможностях и торговле без посредников, о чести страны и новом бренде.
– Василий Михайлович, цикл сельхозработ практически завершился, и сегодня уже можно подводить итоги уходящего года. Чем он запомнился вам как руководителю одной из основных отраслей народного хозяйства Молдовы?
– Естественно, небывалой засухой, которую не припомнят даже опытные хлеборобы, не один десяток лет проработавшие на земле. Из-за запредельно высоких температур и длительного отсутствия осадков земледельцы страны недополучили четверть запланированного урожая пшеницы, с иссушенных жарой полей собрано всего треть семян подсолнечника, сои, пропал весь урожай рапса, растительных кормов. Пострадали даже орошаемые сады, виноградники и поля – почти 90% обрабатываемых земель было подвержено негативному влиянию засухи.
Тем не менее продовольственная безопасность страны будет обеспечена, ведь даже в условиях засухи нам удалось собрать 430 тыс. тонн пшеницы, а в будущем году мы рассчитываем получить более 500 тыс. тонн хлебного зерна, так что хлеб будет. Если в 2012 году озимая пшеница занимала 270 тыс. га, то этой осенью уже засеяно 320 тыс. га. Но больше всего радует тот факт, что крестьяне не опустили руки и при поддержке государства заложили хорошую основу под будущий урожай. После долгожданных осадков они засеяли все озимые культуры, которые входят в зиму здоровыми и окрепшими.
– На ваш взгляд, какие технологии необходимо внедрять в сельском хозяйстве, чтобы сделать отрасль более производительной и конкурентоспособной?
– В первую очередь, широко использовать технологию no-till, а проще говоря, безотвальную обработку почвы, при которой не только достигается экономия дорогостоящего топлива, но, самое главное, сохраняется потенциал наших знаменитых черноземов. В середине декабря Минсельхоз намерен собрать всех аграриев, внедривших эту технологию, поощрить их и призвать остальных сельхозпроизводителей перенять накопленный опыт. Нам необходимо поднять на более высокий уровень отрасль, доля которой во внутреннем валовом продукте составляет 15%, а экспортный потенциал превышает 45% страны. Мы должны использовать любые возможности нашего агропромышленного комплекса и сделать все необходимое, чтобы молдавская сельхозпродукция была востребована на всех рынках мира.
– Много споров из-за организационных форм хозяйствования на селе. Какие из них наиболее приемлемы для республики и нужно ли здесь излишнее администрирование со стороны государства?
– Сегодня в сельской местности наиболее распространены общества с ограниченной ответственностью, затем идут фермерские и крестьянские хозяйства. Какая из этих форм эффективнее – решать самим сельским труженикам. Лично я считаю, что в селе должны развиваться все формы хозяйствования – как крупные, так и мелкие и средние сельхозпредприятия, что позволит обеспечить максимальную занятость населения. И административное навязывание форм деятельности тут просто неуместно – люди сами должны убедиться в том, как выгодно трудиться на земле.
– Другая немаловажная проблема – это годами не обрабатываемые сельхозугодья, из-за чего отраслевое ведомство недавно предложило внести поправки в Земельный кодекс страны и штрафовать нерадивых владельцев земли. Эффективна ли такая мера?
– А что остается делать, если кормилица-земля годами прозябает в забвении и зачастую становится вредоносной, так как заросшие сорняками поля заражают соседние плантации сельхозкультур? По этой причине их хозяевам приходится проводить дополнительные обработки полей и плантаций, увеличивать свои затраты на получение полноценного урожая. Да и иностранные инвесторы с опаской и недоверием смотрят на такое нерациональное отношение к главному богатству страны и не спешат вкладывать средства в отрасль, которая особенно нуждается в финансовой и технологической поддержке.
Поэтому Минсельхозпищепром и выступил с инициативой внести поправки в Земельный кодекс и Кодекс о правонарушениях РМ, чтобы физические лица, не желающие обрабатывать землю и убирать сорняки со своих участков, подвергались штрафам в размере от 400 до 3 тыс. леев, а фирмы, также не обрабатывающие свои плантации и поля, были санкционированы на 3-10 тыс. леев. Надеемся, что такая мера, применяемая, кстати, многими европейскими странами, поможет рационально относиться к земле, обрабатывать и беречь ее потенциал. По данным сельскохозяйственной переписи 2011 года, в Молдове десятая часть земель сельхозназначения, а это около 247 тыс. га, не обрабатываются. Четверть из них принадлежит юридическим лицам, остальное – крестьянским хозяйствам и сельским подворьям.
– Периодически возникающие скандалы вокруг попыток нечистоплотных дельцов и госчиновников монополизировать экспорт молдавской сельхозпродукции невольно навевают мысль о том, что не все еще отлажено в отрасли. Что необходимо сделать, чтобы разрешить эту проблему?
– Это скорее болезнь всего нашего общества, чем отдельной отрасли. С проблемами монополизации сталкиваются большинство стран, но там эффективно действуют надежные законодательные рычаги воздействия на нечистоплотных дельцов и чиновников, чего пока, к сожалению, нет в Молдове. К примеру, мы увольняем скомпрометировавшего себя чиновника, а суды встают на его защиту и восстанавливают в должности. Есть лоббирование чьих-то интересов, а разобщенные сельхозпроизводители не могут дать им отпор, боятся в открытую назвать имена коррумпированных чиновников. Вот и получается замкнутый круг, позволяющий нечистоплотным госслужащим и дельцам навариваться на нелегком труде сельчан.
Молдавским сельхозпроизводителям просто необходимо кооперироваться и создавать свои производственные и экспортные подразделения, подбирать опытных менеджеров, юристов и противостоять всякого рода мошенникам. Общество должно знать имена таких «героев», из-за действий которых зачастую страдает имидж всей страны. Со стороны государства таким объединениям будет оказана посильная помощь в создании сортировочных линий, мощных холодильных комплексов. Их будет легче и эффективнее субсидировать, чем многочисленные мелкие хозяйства.
– Большинство ассоциаций экспортеров, в частности виноделов и производителей фруктов, начали использовать единый бренд «Молдова» для поставок своей продукции на рынки России и ЕС. Можно ли рассчитывать на его эффективность?
– Можно, но надо менять менталитет людей, убеждать их, что честь страны всегда дороже сиюминутной выгоды. В пример можно привести шум вокруг поставок молдавского вина наливом в Абхазию, а оттуда бутилированным в Россию. Господин Онищенко и вправду озабочен тем, что такими схемами может быть вновь скомпрометирована вся винодельческая продукция Молдовы, и тогда неминуемо новое эмбарго. А ведь молдавские виноделы не пришли в себя еще с 2006 года, когда был введен запрет на ввоз наших вин в РФ. Это очень болезненно и опасно не только для отрасли, но и для всей экономики страны.
Такая же картина и с экспортом фруктов. Новый бренд будет представлен на международной выставке Fruit Logistica-2013 в Берлине, наиболее представительной в мире в сфере экспозиции свежих фруктов. Необходимо разработать единые требования по качеству для тех, кто намерен выходить со своей продукцией на рынки других стран под национальным брендом Молдовы.
– А внутри страны будут созданы такие условия, чтобы производители могли без посредников торговать своей продукцией?
– Безусловно, будем стремиться к тому, чтобы сами сельхозпроизводители смогли напрямую реализовывать свой товар на рынках страны. Уже есть необходимая документация на строительство агрорынка со всей инфраструктурой, ищем инвесторов. А пока, вплоть до Нового года, рядом со зданием Минсельхоза каждые выходные дни будет работать ярмарка-продажа молдавской сельхозпродукции.
Дмитрий Димчогло
Pan.md