Молдавских ромов переводят учиться в отдельные классы
В приграничном городе Атаки, что в Окницком районе, дети ромской национальности учатся в отдельных классах. В приграничном городе Атаки, что в Окницком районе, дети ромской национальности учатся в отдельных классах.
Администрация теоретического лицея им. Михая Эминеску решила отделить их, следуя пожеланиям родителей детей других национальностей, которые настояли на том, чтобы их чада учились вместе в одном классе, в том же составе, в котором посещали детский сад.
В прошлом году было сформировано два класса, а в текущем – один, в котором учатся только дети-ромы. Руководство учреждения не видит в этом никакой проблемы, поскольку в начальных классах численность учащихся-ромов в несколько раз больше количества учеников других национальностей.
Представители Национального центра ромов утверждают, однако, что речь идет о школьной сегрегации – тяжелой форме дискриминации.
Директор лицея Зоя Бельченкова поясняет, что в нынешнем году из 60 детей, зачисленных в первый класс, только 17 были по национальности русскими или украинцами. Но родители настояли на том, чтобы все эти 17 учеников учились в одном классе, в том же составе, в котором посещали детский сад. В противном случае они намеревались зачислить своих детей в школы украинского города Могилева-Подольского, расположенного на левобережье Днестра.
– Во всех классах, в которых учатся дети русской или украинской национальности, есть и дети-ромы. Иногда нам удается в начале учебы распределить в классы равное количество детей разных национальностей, как мы сделали это с теми, кто сейчас учится в третьем и четвертом классах. Однако в последние годы число учащихся других национальностей было небольшим, и родители настояли, чтобы они учились в одном классе. Мы могли бы распределить их по восемь человек в каждый из двух сформированных классов, но родители воспротивились. В последние годы лицей теряет много детей, которых зачисляют в школы соседнего Могилева-Подольского, – сетует директор лицея.
Тяжелая форма дискриминации
Председатель Национального центра ромов Николае Радица утверждает, что сегрегация детей ромов в специальные классы приводит к худшему качеству образования, чем в классах или школах с другим этническим большинством. По его мнению, дело в том, что их отделяют, а это практика, противоречащая национальному законодательству, и тут не имеет значения, сделано это преднамеренно или нет.
– Сегрегация – это противоположность инклюзивного образования. Какое инклюзивное образование продвигает Министерство просвещения, если сегодня существуют отдельные классы для ромов? В данном случае родители этих детей, по всей видимости, были согласны и даже поощряли обучение их чад в отдельных классах, однако они не знают блага учебы в общих классах. Раздельное обучение перечеркивает конкуренцию, состязательность. Детям ромов, обладающим более слабым уровнем подготовки, не на кого равняться, и тогда пропадает всякий интерес к школе, – возмущается Радица.
Зоя Бельченкова уверяет, что отношение ко всем учащимся лицея одинаковое, независимо от национальности и классов, в которых они учатся. Дети ромской национальности ущемляются скорее тем, что нынешняя система образования пока не предоставляет в достаточной мере ресурсы и учебные программы, отвечающие их нуждам, отмечает директор лицея. Лишенные дошкольной подготовки, дети ромов из Атак с трудом интегрируются, поскольку поздно поступают в школу, не знают другого языка, кроме родного, а в процессе учебы из-за миграционного образа жизни родителей часто не посещают школу, которую считают непривлекательной и непонятной средой.
– Местные дети-ромы не ходят в детский сад и, когда приходят в школу, нуждаются в дополнительной подготовке. До прошлого года у нас был подготовительный класс, а сейчас его уже нет. Большинство родителей безграмотны и отдают детей в школу только для того, чтобы они научились читать и считать, – констатирует Бельченкова.
По ее словам, поскольку ромы часто мигрируют на заработки за рубеж и отрывают детей от учебы, детям, когда они возвращаются в школу, трудно наверстать упущенное и интегрироваться в учебный процесс. Они чувствуют себя ущемленными, так как им не уделяется достаточное педагогическое и дидактическое внимание. И эти пробелы можно было бы восполнить, но у администрации школы нет на это денег.
Одним из вариантов решения проблемы охвата детей-ромов школьным обучением могло бы стать изучение определенных дисциплин на их родном языке – романи, а также обеспечение подготовки педагогов ромской национальности. Однако пока это невыполнимая мечта, поскольку ни один ребенок-ром не оканчивает лицей, чтобы потом продолжить учебу. За всю историю местного лицея только один ученик-ром окончил девять классов и продолжил образование.
Мальчики идут работать, а девочки выходят замуж
Ромы составляют почти половину населения города Атаки, насчитывающего более 8600 жителей. Почти такое же соотношение сохраняется и среди учащихся единственной местной школы – 211 детей ромской национальности из 495 учащихся. Эти дети учатся преимущественно в гимназических классах, по окончании которых уходят из школы, несмотря на то, что многие из них могли бы с успехом продолжить учебу. Если в начальных классах число детей-ромов почти втрое больше, чем детей других национальностей, то в гимназических их численность существенно уменьшается, а в лицейских классах ромов уже нет. Например, сейчас на каждом уровне начальных классов учатся более 60 детей-ромов, в пятом классе их 28 человек, в шестом – только 7, в седьмом – только 6, а в остальных классах уже нет ни одного учащегося ромской национальности. Мальчики бросают школу и отправляются с родителями на заработки за рубеж, а девочки учатся только несколько классов, так как, по цыганским традициям, начиная с 10-12 лет их готовят к семейной жизни, а в 14-15 лет выдают замуж.
Любимый предмет – математика
Автор этой статьи видела детей-ромов во всех классах. Веселые, красивые – ничем не отличаются от остальных детей и совсем не кажутся ущемленными. Большинство их тех, с кем удалось побеседовать, утверждают, что им нравится учиться. У каждого из них, как и у любого ребенка, есть красивая мечта.
Измаил, например, является гордостью школы и мечтает стать юристом. Симе очень нравится история, и она хочет стать учительницей, а еще она любит зарубежную музыку. Бахмет видит себя футболистом, а Василикэ – полицейским. К сожалению, мечты многих детей-ромов рассеются, как дым, поскольку родители представляют себе их жизнь иначе и считают, что им достаточно проучиться в школе всего несколько классов. Надя, к примеру, была зачислена в школу в 14 лет. Девочка жила в России и, как утверждают ее родители, училась дома. А так как у нее не было никакого документа, подтверждающего, что она училась, девочку могли зачислить только в первый класс или, в лучшем случае, во второй, исходя из установленного уровня знаний в ходе тестирования. Чтобы Надя не бросила школу, администрация решила зачислить ее в пятый класс, хотя по возрасту она должна бы учиться в седьмом. Но и так девочка не видит смысла в дальнейшей учебе.
– Сколько мне будет лет, когда я окончу лицей? У нас девочки не учатся в школе в таком возрасте, – уверена Надя.
В день посещения лицея в Атаках в классах ромов присутствовали не более 10 детей, хотя по спискам в них числятся более 30.
– В один день в школу приходят одни дети, в другой день – другие. Сейчас сезон, в который семьи ромов уезжают на заработки в Россию и берут с собой детей, – рассказывает учительница. Математика – любимый предмет всех учеников, с которыми удалось пообщаться.
– Это семейное. Им говорят, что они должны уметь считать деньги. Даже дети из более обеспеченных семей верят, что им понадобится математика, – уточняют преподаватели.
Родители, не видящие смысла в учебе
В Атаках довелось побеседовать и с родителями, не отдавшими своих детей в школу, хотя местная примэрия и администрация лицея не смогли точно сказать, сколько детей-ромов в городе не охвачены учебным процессом.
У Нарика Шербана, к примеру, три дочери – 12, 10 и 8 лет, которые не учатся в школе. Он говорит, что является инвалидом и не может работать, а пособия в 1700 леев, которое он получает от государства, не хватает на то, чтобы прокормить, обуть и одеть пять душ:
– Я не отдал дочерей в школу, потому что так решил. Там требуют деньги, а у нас их нет. Везде нужно платить – и в поликлинике, и в школе. А вот в Украине в школе не требуют за что-то платить, поэтому многие цыгане идут туда учиться, – рассказывает Нарик.
– Везде от нас требуют денег. Говорят, мол, цыгане – люди денежные. Но далеко не все состоятельные, – вступает в разговор прохожий.
Мария, мать троих детей, которую автор этой статьи заметила работающей во дворе скромного хозяйства, соседствующего с одним из самых роскошных цыганских дворцов Атак, придерживается другого мнения. Хотя ее детишки сейчас маленькие, женщина настроена отдать их в школу, поскольку, по ее словам, сейчас неграмотному трудно приходится: такая у ромов традиция – не отдавать детей в школу, особенно девочек, но прошли те времена, сегодня трудно жить, если не окончишь школу.
– Я проучилась только семь классов и сейчас не могу найти работу. Не желаю своим детям такой участи. Чем они будут заниматься, если не станут учиться? Воровать, торговать наркотиками? – призналась Мария.
В центре города мы встретили хорошо одетых детей, которые сказали, что не хотели идти в школу и не пошли.
– Нас никто не обижает, но порой нам хочется подольше поиграть, и мы не идем в школу, – честно заявили два мальчика, которые играли в карты прямо на крыльце городского торгового центра, расположенного в нескольких шагах от школы.
Два других мальчика, постарше, сказали, что проучились до четвертого класса и этого им хватило. Мы поинтересовались у трех молодых людей, слушавших музыку по мобильному телефону, почему они не на уроках.
– Какие уроки? У меня двое детей дома, – воскликнул один из них. Он немного рассказал о себе. Зовут его Нарик. Хотя ему только 18 лет, этот парень уже около трех лет женат. В супруги взял себе 14-летнюю девушку из Сорок. Он, как и многие его друзья, проучился в школе до 14 лет, потом начал работать, чтобы содержать семью.
Дома ромов – самые видные в городе
Узнав, что мы журналисты, молодые люди предложили показать самые примечательные места в Атаках. Проводили нас до холма, откуда открывается живописная панорама города, раскинувшегося на правом берегу реки Днестр. Гордостью атакцев являются дома богатых ромов, построенные по образцу самых знаменитых зданий в мире.
– Вот там – видите? – Тадж-Махал, дом сына бывшего местного цыганского барона, построенный по модели известного индийского памятника, посвященного любви, а чуть поодаль от него – дворец Дракулы, дом другого зажиточного рома, – рассказывают «экскурсоводы».
Два года у ромов Атак нет барона, после кончины прежнего их вожака.
– Бароном должен быть самый мудрый и самый уважаемый цыган, не каждый может быть избран на эту должность, и по наследству она не передается, – объясняют наши сопровождающие.
И все же самыми богатыми в городе остаются дети бывшего барона. У Василе Преда, старшего сына, которого еще называют Кацапом, свой бизнес – он управляет торговыми центрами и рынком. Большинство местных ромов сколачивают свои состояния, по их же утверждению, за счет торговли, в России или Украине.
– Продаем посуду, покупаем в Москве или Санкт-Петербурге и везем в Волгоград, – поясняет Нарик.
– По ту сторону железнодорожного моста, по направлению к Окнице, живут другие цыгане, они очень бедные, – показывают ребята на отдаленную часть города.
С Лениным на постаменте
Атаки ― это поистине город контрастов. Высокие дома, с колоннами и башнями, белого, голубого или розового цвета, контрастируют с маленькими домишками менее зажиточных цыган. В центре города все еще красуется памятник вождю большевистской революции в России Владимиру Ленину, а напротив – бюст митрополита Петру Мовилэ, установленный два года назад местной примэрией.
– Памятник Ленину уберем, когда закончится строительство торгового центра, –– говорит секретарь примэрии Владимир Кожухарь, показывая на незавершенную стройку. По его словам, с ромами у местной власти «много проблем».
– Они постоянно жалуются, что государство платит им очень маленькие пособия, а работать не хотят. Большинство из них трудятся за рубежом и не платят здесь налоги. У многих нет документов, удостоверяющих личность, вследствие чего они не фигурируют в статистических отчетах. Ежегодно помогаем им оформлять документы. Из-за постоянной миграции ромов мы не можем проследить, сколько детей ромов остаются за пределами системы образования, – уточняет чиновник из примэрии.
По данным последней переписи населения, в Республике Молдова проживают более 12 тыс. ромов, или 0,4% всего населения. Однако, по неофициальным данным, их численность достигает 150 тыс. По данным UNDP, треть населения ромской национальности относится к категории самых бедных жителей Республики Молдова, а 5 из 10 ромов живут в крайней бедности.
Корнелия Козонак, Центр журналистских расследований
Pan.md