783

Молдавское село, из которого не уезжают

Оно кажется таким же, как и многие другие села в Республике, но отличается людьми, которые там живут. Село было основано русскими староверами, пришедшими в Молдову в XVIII веке.

Их потомки живут в селе и по сей день и выращивают малину. А на фоне массовых отъездов молдаван за границу, Покровка сыскала себе славу села, из которого не уезжают.
Покровка находится по дороге в Дондюшаны, если ехать через Сороки. Дорога виляет меж яблоневых садов и тополевых посадок. В центре села – садик, дом культуры и примэрия, вся рядышком. 
Мы приехали в среду, базарный день.Кто-то вывалил на землю тюки с вещами сэконд-хэнд, кто-то продает экзотические фрукты, кто-то - домашнюю колбасу и свежее мясо. 
Длиннобородые мужчины стоят у входа в пивнушку, а наряженная бабулька выходит из здания примэрии с хлебом на руках, улыбаясь фотографу.

Святой Михаил потрясает бородой
В Покровке проживают 1070 человек, практически все-потомки староверов, приехавших сюда из России после того, как там ввели в церкви новые правила в XVII веке. 
Верующие, противящиеся реформе, сбежали тогда в румынские края, сохранив веру предков. Покровка была основана в 1753 году. Эта дата выгравирована на стене сельской церкви. Вот уже около двух веков сельчане живут дружной коммуной, в которой преобладают старые традиции. 
«Основы нашей веры просты: верь в Бога, трудись, уважай людей», - говорит Савин Морковичь, 71-летний старичок, которого мы нашли за щелканьем орехов. Ка и все старики в селе, он носит длинную густую бороду, которые ценились на Руси. «Обычно все приходит со старостью. Жаль, что и болезни тоже. Вера запрещает нам курить, но многие все же курят, что поделать. Да и пить если хочешь – можно, но только по поводу, не просто так, чтобы можно было и работать», - говорит старик.

Мы посетили Покровку в день большого праздника – Святого Михаила, или, как его называют местные, Михайло. В этот день обычно ждут первых снежинок. «Раньше говорили, что Святой Михаил ездит на серой лошади, а из его бороды сыплется первый снег. В старом календаре этот праздник означает начало зимы», - рассказывает Савин.
Покровка – малиновый рай
В ноябре во дворах людей можно видеть огромное количество ящиков, либо пустых, либо забитых яблоками. На окраине села стоят и грузовики, куда потом будут грузить яблоки для экспорта. Примар Покровки Иван Рыльский, находящийся уже на втором сроке своего мандата, считает, что у села есть будущее. «Это село, в котором все работают и не умирают. Молодежь остается здесь, покупает землю, развивает сельское хозяйство. С экономической точки зрения у села дела в порядке. Люди по большому счету занимаются выращиванием малины, у многих есть еще и сады, яблоневые, сливовые. Это основной источник дохода жителей. Продукция затем уходит в Украину и Россию. Работа не заканчивается. Сейчас люди продают яблоки, потом начнут чистить сады. Работа есть круглый год, за исключением января, когда слишком холодно и период праздников», - говорит примар. Конечно, он понимает, что в селе есть проблемы по части инфраструктуры, как и в других местностях Молдовы. Например, дороги. «В общем, больших проблем у нас нет, но мы были бы рады, если бы государство поддержало наше сельское хозяйство и бюджетную сферу», - говорит Иван Рыльский. И хотя молодежь остается в селе, примар замечает, что современные технологии влияют на их духовную целостность. «К сожалению, развитие информационных технологий помимо плюсов, несет и минусы. Если раньше люди собирались вместе и ходили в кино, или на танцы, то сегодня почти у всех есть интернет. Но даже являясь более информированными с внешней стороны, люди становятся беднее духовно, мало общаются, теряют уважение к старшим. Это проблема всего общества», - рассказывает примар.
Молодежь остается в селе
Из Покровки только одна единственная семья уехала в Италию. Так люди говорят. Молодежь по завершению обучения возвращается в село и продолжает дело родителей. «То, что молодежь уезжает за границу – проблема всего молдавского общества. У них здесь нет поддержки. Но у нас молодежь старается помогать старикам и привить своим детям любовь к труду», - говорит один из жителей села Петр Щербаков.

«В других селах молодежь хочет жить беззаботно и красиво, особенно насмотревшись телевизор. Но жизнь – не простая штука и вот это просто. Надо жить, а для этого надо работать, иначе ничего не достигнешь», - утверждает Петр. С другой стороны Зеновия Антоновна, бабушка, вышедшая на обочину дороги пасти кур, говорит, что ей хотелось бы, чтобы молодежь слушала совета родителей, как раньше. «У нас в селе есть совет стариков. Хотим ли мы, чтобы вернулись прежние времена? Нет, мы хотим, чтобы наши дети слушали нас так же, как мы слушали своих родителей. Если раньше говорили: «нельзя», значит дети знали, что нельзя. А сегодня не так. Те, у кого есть деньги – никого не слушают. Раньше у нас в селе никто не курил, а сегодня молодежь курит, не выполняет запретов», - говорит бабушка.
Хотим учиться в Кишиневе
В гимназии в Покровке учатся 80 детей. В холле лицея дети создали маленький музей села, где есть и элементы национального костюма и предметы обихода. Заместитель директора Анна Иванченкова рассказывает, что платок – обязательный предмет обихода у женщин. Его используют как на кухне, так и в церкви без него не обойтись. Каждая русская женщина - старообрядчица должна иметь подручник, маленькую подушечку. «Во время молитвы у женщин должна быть обязательно покрыта голова. А под колени во время молитвы мы кладем подручник», - рассказывает преподавательница. Как гостей, нас потчевали из самовара и угощали вареньем.

Большинство ребят, которые учатся в школе, помогают родителям летом выращивать малину, а осенью собирать яблоки и сливы. «Мы уважаем свои традиции. Пьем чай из самовара и ходим в русскую баню, которая есть у каждого», - рассказывает ученик VI класса. Большинство школьников хотят продолжить обучение в университетах Кишинева, или Бельц. Но никто не сомневается, что потом вернется домой.
Все мои ученики знают гимн Молдовы

Валентина Вовк живет в Покровке 35 лет. После окончания педагогического университета, она приехала в Покровку преподавать русский язык и литературу. Сама она из соседнего села Арионешты и по приезду в Покровку столкнулась с протестом родителей. В районном совете ее уговорили преподавать в Покровке. «Я приехала в качестве преподавателя по русскому языку и литературе, но я очень люблю свой родной язык, молдавский, и поэтому пошла на курсы повышения квалификации и стала преподавать еще и румынский и румынскую литературу», - говорит Валентина. В Покровке Валентина нашла свою любовь и вышла замуж. И хотя староверы – довольно закрытая коммуна, Валентину приняли хорошо. Ее муж, бывший преподаватель физкультуры в Покровке, сам построил дом. Валентину уважают в селе и работа учительницы в школе в Покровке – ее единственная запись в трудовой книжке. 

Любя свой родной язык, Валентина передала эту любовь и своим ученикам. «Я учу их не забывать традиции. Сегодня в VI классе у нас была тема «Молдова». Я им говорю, что они русские и хорошо, что они любят свой язык и культуру, но они не должны забывать, что живут на этой земле и должны уважать народ этой земли. Кстати, все классы в лицее знают гимн Молдовы», - заметила учительница. 

Сын Валентины выучился в Кишиневе и решил вернуться в Покровку, создал там семью, а родители помогли ему построить дом.

Когда мы уезжали из Покровки, за нами следили любопытные лица из окон детского сада. Мы уезжали из села, которое не отличается ничем от сел, расположенных на трассе Сорока-Отаки. Оно отличается только людьми, которые там живут.
Ион Маковей

Timpul
0