1179

Учебники, которые мы так долго ждали

 
Заслуга авторов учебников в том, что они нашли оптимальное сочетание тем по истории, культуре, традициям русского народа. Осенний день. Столичный лицей имени Кирилла и Мефодия радушно встречает гостей – участников республиканского семинара «Современные методы преподавания предмета ''История, культура и традиции русского народа'' с использованием современных информационных технологий».
Еще до начала семинара учителя русских школ, съехавшиеся в свой выходной день  со всей республики, подходят к организаторам со словами благодарности. 
И это не удивительно: методическую помощь по данному предмету, как известно, педагоги получают только от Конгресса русских общин РМ и Русского интеллектуального центра (РИЦ). Большинство собравшихся ежегодно приезжают на подобные, регулярно проводимые РИЦ семинары. В этот раз всех ожидал особый сюрприз.
Но для начала перенесемся мысленно в сентябрь 2003 года. Новый предмет «История, культура и традиции русского народа» (ИКТРН) стал обязательным в русских школах Молдовы. До этого только в некоторых из них историю России изучали как курс по выбору. В 2001 году в теоретическом лицее «Гаудеамус» назвали преподавание этого предмета экспериментом. Через три года в газете «Русское слово» появилась статья «Эксперимент удался». В ней сообщалось, что экспериментом учащиеся и их родители довольны, приобщение к родной истории и культуре делает человека сильнее и увереннее в жизни, помогает самоидентификации личности, формированию высокого уровня гражданственности. Учителя русской литературы вздохнули с облегчением: творчество Гоголя, Толстого, Пушкина, Шолохова и других русских писателей стало гораздо легче анализировать, опираясь на исторические факты. 
И вот уже 9(!) лет предмет ведется как обязательный во всех школах с русским языком обучения. Это давно не эксперимент. Однако до сих пор у преподавателей нет ни официальной программы, ни рекомендованных учебников. Министерство просвещения РМ выпустило лишь рекомендации общего характера. Поэтому историки составляют учебные планы, мало внимания уделяя культуре и традициям, планы филологов не содержат исторической характеристики эпохи, анализа события и т. д.  В последнее время этот предмет берутся читать и  преподаватели других предметов, которые в лучшем случае могут скопировать учебные планы, созданные историками или филологами.
В 2011 году по инициативе Конгресса русских общин РМ группа высокопрофессиональных преподавателей, таких как С.А. Докина, Л.К. Истратий, Ю.Г. Кишкилев, Ю.Н. Савельев, Б.А. Шаповалов,  создала проект куррикулума для гимназического звена, отвечающий всем современным педагогическим стандартам. Однако он до сих пор всего лишь проект…
Наши учителя не избалованы методическими пособиями и качественными учебниками. Они давно привыкли искать материал для урока в различных российских учебниках. Но в России нет такого предмета – ИКТРН. Кроме того, качественный урок подразумевает и текст материала, и подобранные по теме документы, иллюстрации, карты, словарь терминов, учебные задания. Сколько часов, а то и дней нужно, чтобы подготовить такой урок! А сколько собственных денег надо потратить на распечатку и ксерокопирование дидактических материалов! Учитывая, что в последнее время стало модным догружать этим предметом учителей труда, географии, музыки,  можно представить качество преподавания. 
Изданный в марте 2011 года по инициативе Конгресса русских общин РМ проект куррикулума до сих пор являлся фактически единственным пособием, на которое учитель мог опереться при подготовке к уроку. Тогда же, в марте 2011-го, на семинаре-презентации куррикулума председатель Конгресса В.И. Клименко пообещал собравшимся, что работа будет продолжена, и объявил конкурс по созданию учебных пособий. И вот через полтора года Конгресс русских общин представил педагогам электронную версию учебников для 5-го и 6-го классов, созданных группой учителей под руководством доктора философии Б.А. Шаповалова. Каждый участник семинара получил комплект дисков, упакованных в красочные конверты. Эти диски решено растиражировать в количествах, необходимых для того, чтобы ученик каждой русской школы Молдовы получил доступ к этому уникальному учебному пособию.
В актовом зале лицея царила атмосфера заинтересованности, благодарности и восхищения качеством учебного пособия, представленного на большом экране. После выступлений руководителей русских общественных организаций слово предоставили авторам учебника. Н.В. Николаева ознакомила учителей со структурой учебников, подчеркнув, что «Молдова – наш общий дом», поэтому именно так и звучит первая тема в 5-м классе. Б. А. Шаповалов, координатор проекта, показал интересную презентацию на тему: «Повышение качества преподавания ИКТРН на основе использования информационных технологий». С серьезным всесторонним анализом новых пособий выступила учитель русского языка и литературы из Кишиневского лицея им. Т. Майореску Е.И. Носач. 
Преподаватель музыкального воспитания и ИКТРН из лицея им. Дм. Кантемира города Единцы М.И. Пономаренко и другие выступавшие говорили о достоинствах учебников, о современных методах преподавания ИКТРН. 
Несмотря на то что авторы учебников историки Е.П. Диордиева, Н.В. Николаева, Л.А. Пурич, Б.А. Шаповалов скромно назвали свой труд «дидактическим материалом», выступавшие восторженно называли его Учебником с большой буквы. И электронные книги действительно получились замечательные. Теперь учителю не нужно собирать материал к уроку по многим источникам.  Каждая тема имеет целостную структуру: объяснение новых понятий, небольшой и доступный для учащихся 5―6-х классов тест, иллюстрации, карты, документы по данной теме, учебные задания. Очень красиво оформлены учебники: шрифт, заглавные буквы, иллюстрации, карты, словари.
Словарь новых слов по каждой теме важен и для качественного восприятия учебного материала, и для пополнения лексического запаса учащихся. Упрощается изучение произведений русской литературы.
Текст иллюстрирован репродукциями картин великих русских художников. Во время презентации авторы подчеркивали, что они подбирали лучшие произведения русской живописи. Много фотографий и рисунков древних орудий труда, поселений, одежды, обуви, оружия, украшений. Учащиеся могут ознакомиться с деревянным и каменным зодчеством древнерусского государства.
Требования современного образования предполагают развитие у учащихся навыков анализа исторических и адаптированных литературных источников. Это учли авторы учебников, включив источники в текст каждой темы. Ученики могут ознакомиться с отрывками из «Повести временных лет», «Русской правды», «Поучения Мономаха», былин, сказок, исторических документов. Много внимания уделено работе с историческими картами и хронологией. 
Несомненным достоинством учебников являются учебные задания. Они разработаны в соответствии с учебными стандартами в Республике Молдова и базируются на таксономии Б. Блума (педагогические цели в познавательной сфере: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Задания проверяют качество полученных знаний, развивают умение работать с картой, документами, иллюстрациями. Часть заданий развивает логическое и абстрактное мышление.
Заслуга авторов учебников в том, что они нашли оптимальное сочетание тем по истории, культуре, традициям русского народа. Дидактический материал не копирует учебник истории, но в то же время дает достаточное количество исторической информации. Интересны и познавательны темы о культуре, традициях русского народа: история русских имен, православные христианские праздники, быт, традиции, сказки…
Четко прослеживается связь с историей нашего края: славяне на территории Пруто-Днестровского междуречья, Молдавская государственность и славяне, русско-молдавские отношения в XIV-XVII веках.
Учебники по «Истории, культуре и традициям русского народа» для 5―6-х классов базируются на проекте куррикулума и содержат все необходимые материалы для качественного урока. Они включают элементы истории, литературы, географии, изобразительного искусства, традиций и быта. В результате учитель существенно экономит время при подготовке к уроку, а ученик может закрепить полученные на уроке знания, используя эту красивую, интересную книгу. 
Судьба разбросала русских людей по разным странам: русский по национальности, русский по духу, русскоязычный – какая разница, главное ключевое слово – «русский». Изучение предмета ИКТРН помогает почувствовать себя неотъемлемой частью своей  великой исторической Родины.  Русский писатель Л.Леонов писал: «И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России».
Г. Чумак, преподаватель истории высшей дидактической степени, Кишинев

Pan.md

0