Правительство Филата намеренно еще больше повысить налоги
26 ноября 2012, 13:16
В МВФ считают, что для «гармонизации бюджетных доходов и расходов» кабмин Филата должен ужесточить налоговое законодательство. По данным Минфина на начало ноября госбюджет недополучил доходов в размере 757,9 миллиона леев. Что решило делать правительство? А то же, что уже доказало свою провальность: снова повысить налоги и акцизные сборы.
К тому же МВФ «настоятельно рекомендовал». А бизнес, который вот уже третий год испытывает на себе давление постоянно увеличивающегося налогового гнета, отвечает властям просто: «Чем больше вы нас душите налогами, тем меньше налогов соберете».
Сборщики с большой дороги
В самое ближайшее время в Молдове снова повысят акцизы на горючее. А новый налог за пользование дорогами, именуемый виньеткой, который принимался парламентом с большим скандалом, также будет повышен. На это четко указали специалисты МВФ по итогам последней оценочной миссии. В МВФ считают, что для «гармонизации бюджетных доходов и расходов» кабмин Филата должен ужесточить налоговое законодательство. «Мы рекомендуем провести тщательный анализ и найти надлежащий баланс. Если говорить о виньетке, надо учитывать необходимость поддержания бюджета дополнительными доходами, а также возможные вторичные эффекты подобного подорожания», — заявил глава миссии МВФ в Молдове Николай Георгиев, подчеркнув, что следует пересмотреть и «другие законодательные акты, касающиеся налоговых сборов».
Эксперты предполагают, что если дорожный сбор повысят, то как раз до высоких ставок изначально предложенных правительством. Напомним, когда документ впервые поступил из правительства на рассмотрение парламента, то с водителей транспортных средств с иностранными номерами власти планировали собирать по 380 евро за 180 дней. Тогда этот законопроект вызвал резкую критику, в том числе со стороны представителей молдавских диаспор, принявших участие в кишиневском конгрессе по приглашению правительства. Чтобы не будоражить народ, правительство проект закона отозвало из парламента. А после того, как молдавские гастарбайтеры разъехались по европейским работодателям, виньетка, правда со сниженными ставками, но была в срочном порядке утверждена партиями правящего Альянса. Так, согласно утвержденному документу, с 1 ноября все автовладельцы машин, зарегистрированных за рубежом, платят 2 евро за 7 дней пребывания на территории Молдовы, 4 евро — за 15 дней, 7 евро — за 30 дней, 15 евро — за 90 дней и 25 евро — за 180 дней.
Обратный эффект
Кроме ставок дорожного сбора, которые даже с учетом изменений, как считают специалисты, необоснованно завышенные, западные партнеры рекомендуют молдавскому правительству повысить акцизы на табачную продукцию и топливо. По словам Георгиева, «индексация акцизов на горючее как минимум должна быть доведена до уровня номинального роста ВВП». Что понимается под номинальным ростом ВВП — 0,3 процента в 2012 году или 4 процента, как то обещает кабмин в 2013 году, Георгиев не объяснил. Но нет сомнений, что за точку отсчета возьмут именно завышенные прогнозы экономического роста, который вряд ли будет достигнут.
По мнению Елены Гореловой, экономического эксперта Института стратегических исследований и реформ, при сохранении налогового бремени на экономических агентов власти по сути не оставили выбора бизнесу. «Уже сегодня в структуре ВВП существенно растет доля теневой экономики, а собираемость налогов падает. Это серьезный сигнал к тому, что бизнес уходит в тень, некоторые экономические агенты либо закрывают производство, либо держатся на плаву из последних сил», — сказала эксперт, подчеркнув, что власти не понимают главного принципа — бизнес не может дать больше своих возможностей и увеличение постоянного налогового прессинга приведет к обратному эффекту.
Зияющая дыра
Если за первые пять месяцев текущего года недобор по доходам в госказну составлял порядка 300 миллионов леев, то к началу ноября дефицит вырос уже до 757,9 миллиона леев. Это означает, что до конца года власти должны в срочном порядке пересмотреть текущий бюджет. Кстати, текущий бюджет уже неоднократно был изменен: последний раз поправки были внесены летом и также по причине недобора доходов. Но даже с учетом внесенных изменений кабмин все равно не может исполнить бюджет. Кстати, практика внесения изменений в бюджетные статьи на сокращение расходов впервые была опробована именно правительством Альянса. До сих пор если вносились корректировки, то только на увеличение статей расходов.
Ранее в комментарии для «Пульса» депутат парламента, экс-советник президента по экономическим вопросам Олег Рейдман заявил, что неисполнение бюджета для правления Альянса уже стало нормой. Он напомнил ситуацию с бюджетом 2011 года, который также не был исполнен, а отчет по его неисполнению, представленный правительством Филата, парламент утвердил без замечаний. Таким образом власти узаконили фактически беззаконие.
Ситуация с точностью повторяется и с бюджетом нынешнего года. Срок его исполнения завершается уже через месяц, а в бюджете дыра растет семимильными шагами. Очевидно и другое: средств для покрытия дефицита у правительства нет, чтобы там не заявлял премьер-министр. Цифры упрямо доказывают обратное.
Теперь Минфин, не видя иного способа, выступает с инициативой снова сократить расходы. Причем сэкономить власти планируют опять-таки за счет социальных секторов. Так, предлагается в сфере госуслуг сократить трансферты на 58 миллионов леев, на 50 миллионов леев сократят бюджет социального страхования, почти на 65 миллионов леев власти недофинансируют топливно-энергетический сектор.
Расходы на образование урежут на 27 миллионов леев.
В общей сложности, расходная часть госбюджета должна быть сокращена по планам Минфина на 425 миллионов леев. Чем покрывать оставшиеся 332 миллиона леев?
Внешний долг — не платим?
При таком бюджетном дисбалансе экономические эксперты в один голос твердят о рисках увеличения зависимости Молдовы от внешних заимствований. Проблема даже не в том, что правительство берет кредиты, а в том, как оно их тратит. Вместо того, чтобы инвестировать в развитие реального сектора, кабмин Филата из кредитов выплачивал пенсии и зарплаты, о чем открыто было сказано в ходе оценочной миссии фонда в Молдове.
Растут расходы и на обслуживание внешних долгов: при доходах за 2011 год в размере 19,6 миллиарда леев почти 1 миллиард ушел на погашение кредитных обязательств. А сегодня Минфин предлагает на 81 миллион леев сократить в бюджете 2012 года расходы на обслуживание госдолга. Это означает, что у Молдовы стали накапливаться долги не только по выплате тела кредитов, но и по текущим процентным ставкам, от которых, как еще недавно заявлял министр финансов Негруца, было бы «глупо отказываться». С начала года, по данным Минфина, госдолг увеличился до 20 миллиардов 481,9 миллиона леев, из которых внутренний составил более 6 миллиардов леев.
Puls.md
В МВФ считают, что для «гармонизации бюджетных доходов и расходов» кабмин Филата должен ужесточить налоговое законодательство. По данным Минфина на начало ноября госбюджет недополучил доходов в размере 757,9 миллиона леев. Что решило делать правительство? А то же, что уже доказало свою провальность: снова повысить налоги и акцизные сборы.
К тому же МВФ «настоятельно рекомендовал». А бизнес, который вот уже третий год испытывает на себе давление постоянно увеличивающегося налогового гнета, отвечает властям просто: «Чем больше вы нас душите налогами, тем меньше налогов соберете».
Сборщики с большой дороги
В самое ближайшее время в Молдове снова повысят акцизы на горючее. А новый налог за пользование дорогами, именуемый виньеткой, который принимался парламентом с большим скандалом, также будет повышен. На это четко указали специалисты МВФ по итогам последней оценочной миссии. В МВФ считают, что для «гармонизации бюджетных доходов и расходов» кабмин Филата должен ужесточить налоговое законодательство. «Мы рекомендуем провести тщательный анализ и найти надлежащий баланс. Если говорить о виньетке, надо учитывать необходимость поддержания бюджета дополнительными доходами, а также возможные вторичные эффекты подобного подорожания», — заявил глава миссии МВФ в Молдове Николай Георгиев, подчеркнув, что следует пересмотреть и «другие законодательные акты, касающиеся налоговых сборов».
Эксперты предполагают, что если дорожный сбор повысят, то как раз до высоких ставок изначально предложенных правительством. Напомним, когда документ впервые поступил из правительства на рассмотрение парламента, то с водителей транспортных средств с иностранными номерами власти планировали собирать по 380 евро за 180 дней. Тогда этот законопроект вызвал резкую критику, в том числе со стороны представителей молдавских диаспор, принявших участие в кишиневском конгрессе по приглашению правительства. Чтобы не будоражить народ, правительство проект закона отозвало из парламента. А после того, как молдавские гастарбайтеры разъехались по европейским работодателям, виньетка, правда со сниженными ставками, но была в срочном порядке утверждена партиями правящего Альянса. Так, согласно утвержденному документу, с 1 ноября все автовладельцы машин, зарегистрированных за рубежом, платят 2 евро за 7 дней пребывания на территории Молдовы, 4 евро — за 15 дней, 7 евро — за 30 дней, 15 евро — за 90 дней и 25 евро — за 180 дней.
Обратный эффект
Кроме ставок дорожного сбора, которые даже с учетом изменений, как считают специалисты, необоснованно завышенные, западные партнеры рекомендуют молдавскому правительству повысить акцизы на табачную продукцию и топливо. По словам Георгиева, «индексация акцизов на горючее как минимум должна быть доведена до уровня номинального роста ВВП». Что понимается под номинальным ростом ВВП — 0,3 процента в 2012 году или 4 процента, как то обещает кабмин в 2013 году, Георгиев не объяснил. Но нет сомнений, что за точку отсчета возьмут именно завышенные прогнозы экономического роста, который вряд ли будет достигнут.
По мнению Елены Гореловой, экономического эксперта Института стратегических исследований и реформ, при сохранении налогового бремени на экономических агентов власти по сути не оставили выбора бизнесу. «Уже сегодня в структуре ВВП существенно растет доля теневой экономики, а собираемость налогов падает. Это серьезный сигнал к тому, что бизнес уходит в тень, некоторые экономические агенты либо закрывают производство, либо держатся на плаву из последних сил», — сказала эксперт, подчеркнув, что власти не понимают главного принципа — бизнес не может дать больше своих возможностей и увеличение постоянного налогового прессинга приведет к обратному эффекту.
Зияющая дыра
Если за первые пять месяцев текущего года недобор по доходам в госказну составлял порядка 300 миллионов леев, то к началу ноября дефицит вырос уже до 757,9 миллиона леев. Это означает, что до конца года власти должны в срочном порядке пересмотреть текущий бюджет. Кстати, текущий бюджет уже неоднократно был изменен: последний раз поправки были внесены летом и также по причине недобора доходов. Но даже с учетом внесенных изменений кабмин все равно не может исполнить бюджет. Кстати, практика внесения изменений в бюджетные статьи на сокращение расходов впервые была опробована именно правительством Альянса. До сих пор если вносились корректировки, то только на увеличение статей расходов.
Ранее в комментарии для «Пульса» депутат парламента, экс-советник президента по экономическим вопросам Олег Рейдман заявил, что неисполнение бюджета для правления Альянса уже стало нормой. Он напомнил ситуацию с бюджетом 2011 года, который также не был исполнен, а отчет по его неисполнению, представленный правительством Филата, парламент утвердил без замечаний. Таким образом власти узаконили фактически беззаконие.
Ситуация с точностью повторяется и с бюджетом нынешнего года. Срок его исполнения завершается уже через месяц, а в бюджете дыра растет семимильными шагами. Очевидно и другое: средств для покрытия дефицита у правительства нет, чтобы там не заявлял премьер-министр. Цифры упрямо доказывают обратное.
Теперь Минфин, не видя иного способа, выступает с инициативой снова сократить расходы. Причем сэкономить власти планируют опять-таки за счет социальных секторов. Так, предлагается в сфере госуслуг сократить трансферты на 58 миллионов леев, на 50 миллионов леев сократят бюджет социального страхования, почти на 65 миллионов леев власти недофинансируют топливно-энергетический сектор.
Расходы на образование урежут на 27 миллионов леев.
В общей сложности, расходная часть госбюджета должна быть сокращена по планам Минфина на 425 миллионов леев. Чем покрывать оставшиеся 332 миллиона леев?
Внешний долг — не платим?
При таком бюджетном дисбалансе экономические эксперты в один голос твердят о рисках увеличения зависимости Молдовы от внешних заимствований. Проблема даже не в том, что правительство берет кредиты, а в том, как оно их тратит. Вместо того, чтобы инвестировать в развитие реального сектора, кабмин Филата из кредитов выплачивал пенсии и зарплаты, о чем открыто было сказано в ходе оценочной миссии фонда в Молдове.
Растут расходы и на обслуживание внешних долгов: при доходах за 2011 год в размере 19,6 миллиарда леев почти 1 миллиард ушел на погашение кредитных обязательств. А сегодня Минфин предлагает на 81 миллион леев сократить в бюджете 2012 года расходы на обслуживание госдолга. Это означает, что у Молдовы стали накапливаться долги не только по выплате тела кредитов, но и по текущим процентным ставкам, от которых, как еще недавно заявлял министр финансов Негруца, было бы «глупо отказываться». С начала года, по данным Минфина, госдолг увеличился до 20 миллиардов 481,9 миллиона леев, из которых внутренний составил более 6 миллиардов леев.
Puls.md