Серджиу Сырбу: «Не настанет конец света, если последуют и другие исходы из ПКРМ»
"Мы пытаемся бороться, а политическая борьба очень жесткая." В интервью порталу ТРИБУНА депутат-коммунист Серджиу Сырбу рассказал о нынешней ситуации в ПКРМ, высказался по поводу заявлений о возможных новых исходах из партии, коснулся планов ПКРМ на будущее, а также ряда аспектов личной жизни.Т.: Г-н Сырбу, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию внутри Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ)?
С.С.: Нет никакой паники и разочарования в Партии коммунистов, как того многие желали бы. Конечно, мы не исключаем определенной напряженности, равно как и определенного недоверия к некоторым ситуациям. Вместе с тем, хотелось бы сказать, что существует большая напряженность и давление на оппозицию в целом. Уже более трех лет власти, парламентское большинство оказывают экстраординарное давление на оппозицию, как на центральном уровне, так и на местном. Это огромное давление оказывается на всех направлениях в попытке коррумпировать определенных членов партии на местах, советников, примаров путем шантажа и других форм. Конечно, не без реакций: одни выдерживают это давление, другие, более уязвимые, не выдерживают. На этом негативном фоне существует определенная степень напряженности, но никакой паники нет. Таковы суровые условия деятельности оппозиции, которые нужно выдержать. Мы выдерживаем, и я уверен, что выдержим и в дальнейшем.
Т.: И все-таки, что именно не ладится в партии, учитывая уход ее членов?
С.С.: Речь не о каких-то неладах. Конечно, имеются и определенные ошибки, ведь каждый из нас ошибается. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы пытаемся бороться, а политическая борьба очень жесткая. Вероятно, условия работы оппозиции на сегодня суровее в сравнении с предыдущими годами. Такие явления, как давление, шантаж и коррупция, беспрецедентны по своим масштабам. Это и есть основной фактор, который объясняет, почему кое-кто покидает ПКРМ. Уязвимые это как раз продемонстрировали. И все-таки я не считаю, что есть очень явная ошибка. Своей деятельностью в оппозиции мы боремся своими методами. У нас нет всех рычагов, мы не у власти, и, может быть, отдельные люди не выдерживают, поэтому и уходят. Происходит жесткая борьба, а в оппозиции выдерживают только самые сильные.
Т.: Как Вы считаете, отсутствие коммунистических символов - серпа и молота - определило электоральный счет в населенных пунктах, где недавно состоялись выборы? Считаете ли Вы, что без них в случае возможных досрочных парламентских выборов ПРКМ понесет потери?
С.С.: Мы не можем отрицать тот факт, что отсутствие этих символов оказало определенное влияние. За минувшие более 15 лет они были символами партии. На всех выборах Партия коммунистов и ее кандидаты идентифицировались с этими символами, и, конечно, многие избиратели привыкли к ним, потому что они вселяли веру людей в команду ПКРМ. Эти символы стали общепризнанными, и я уверен в том, что это обстоятельство повлияло на результаты выборов, о которых вы говорили. Но нужно выяснить, в какой мере, поскольку есть целый ряд факторов, в том числе электоральное мошенничество, фальсификация, подкуп избирателей, подкуп кандидатов и проч. На самом деле цель парламентского большинства состояла в том, чтобы после запрещения символов мы получили более низкие показатели. В будущем, конечно, отсутствие символов может повлиять на результатах партии. Нам остается много работать и бороться в дальнейшем законными путями, чтобы вернуться к этим символам. В конце концов, речь идет о нарушении права на свободное выражение и права избирать и быть избранным.
Т.: Вы сообщали, что обратитесь в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на этот счет. Будете требовать и возмещения морального ущерба? В какую сумму вы его оцениваете?
С.С.: Конечно, у нас нет иного пути, чем обратиться в международные инстанции, чтобы защитить наше право на электоральный символ. Ждем мотивированных решений Высшей судебной палаты, после чего подготовим дело для ЕСПЧ. Конечно же, потребуем и возмещения морального ущерба, однако мы еще не определились относительно его размера. Речь идет также о кандидатах которые пострадали на выборах, участвуя в них без символа. Но не возмещение морального ущерба главное, куда важнее, чтобы ЕСПЧ констатировал значимость ст.10-11 Конвенции о правах человека, констатировал, что Республика Молдова явно нарушила принципы Конвенции и обязал правительство разрешить использование этого электорального символа. Этой победы достаточно для того, чтобы справедливость превалировала, а возмещение морального ущерба отходит на второе место.
Т.: Игорь Додон говорил, что еще немало членов ПКРМ покинет ряды формирования, в том числе и депутаты. ПКРМ уверена, что не произойдут другие потери? Что изменилось в ПКРМ после ухода Додона, Гречаной, Абрамчук, Мишина, Бабенко, Ботнарюк, Чебана?
С.С.: На данный момент, полагаю, никто не может быть уверенным в том, что произойдет в будущем. Мы уже были свидетелями ряда событий, которые с очевидностью заставляют нас думать. Как я уже говорил, методы, использованные этим альянсом, иногда чрезмерны в отношении уязвимых людей. Гарантий о том, что люди не уйдут, никто не может дать. Но ПКРМ готова противостоять новым вызовам. Думается, не настанет конец света, если найдутся такие люди, поскольку основной принцип состоит в том, что выдержат самые сильные, а партия очистится от попутчиков. Останутся самые преданные. Не думаю, что партия пострадает, ведь уходят не избиратели, а некоторые избранники. На избирателей нет прямого влияния. Для нас важно, чтобы не уходили избиратели, потому что они голосуют за ПКРМ.
Т.: Вы создали в какой-то мере альянс с СДПМ. Иные аналитики говорят, что Виктор Шелин может стать преемником Владимира Воронина. В партии обсуждалась такая возможность? Как вы полагаете, Шелин был бы хорошим лидером ПКРМ?
С.С.: Никакого альянса с СДПМ нет. Эта партия и ПКРМ объединили однажды усилия по вопросу о вступлении РМ в Таможенный союз России-Беларуси-Казахстана, а также для проведения референдума на этот счет. Мы объединили усилия для этого, а об альянсе и речи нет. Другие комментарии – это лишь личное мнение людей. Не обсуждался также никакой сценарий о возможном преемнике руководителя партии. Лидером остается Владимир Воронин. По этому поводу не было никаких дискуссий. Думается, и не будет.
Т.: Вы были или все еще являетесь хорошим другом Иона Чебана, который уже находится в партии г-на Додона. Вы крестили его дочь. В каких отношениях с ним Вы сейчас? Вам было известно о его намерении покинуть ПКРМ? Сердитесь на него или нет? После его ухода из ПКРМ вы виделись?
С.С.: С Ионом Чебаном я знаком лет 7-8. Вместе работали в аппарате президента, были коллегами. Мы являемся также кумовьями, и нам нельзя отказаться от этого статуса, который был присвоен нам церковью. Но для меня уход Иона Чебана был шоком. Ничего он мне не говорил, и я, конечно, сильно рассердился. Мог хотя бы заранее сообщить мне о своих мотивах. Решение принял он, а время покажет, насколько оно правильное. Потом мы встретились с Ионом. Я пытался выяснить, что произошло. Кое-что он мне поведал, но не сообщил всех подробностей, а я не настаивал. Остается посмотреть, не сожалеет ли он о том, что сделал. Теперь общаемся намного реже, хотя, на мой взгляд, межличностные отношения не должны страдать. Политическая деятельность остается политической деятельностью, а мы должны оставаться людьми. Да, общаемся мы очень редко, и если встречаемся, то я стараюсь не поднимать вопросы, связанные со службой или политикой.
Т.: Его уход из ПКРМ Вы считаете обоснованным?
С.С.: Очень трудно давать какую-то оценку. Он считает, что у него достаточно обоснованных причин. Я считаю, что, когда имеются определенные проблемы, то нужно попытаться их решить, найти общий знаменатель, но, видимо, имеются не только объективные, но и субъективные причины. Время покажет, насколько обоснованным было его решение.
Т.: Какие мероприятия готовит ПКРМ на ближайшее время?
С.С.: Мы продолжим жесткую борьбу в оппозиции и подвергнем суровой критике все мероприятия властей, которые будут противоречить интересам граждан. Мы и впредь будем бороться за то, чтобы вернуть в рабочий распорядок парламента вопрос о референдуме, касающемся вступления РМ в Таможенный союз. Конечно, мы продолжим борьбу и в других сферах деятельности. Прежде всего, будем бороться за восстановление наших символов. Продолжим защищать права на свободу выражения, поддержим группу журналистов телеканала NIT, поскольку закрытие этого средства массовой информации является серьезным вызовом. Мы продолжим информировать граждан обо всех беззакониях, которые имеют место в стране, благодаря этому правлению.
Т.: Как Вы полагаете, у нынешнего руководства есть шансы дойти в этом формате до очередных парламентских выборов? Что может произойти до тех пор?
С.С.: Я уверен, что на выборы они не дойдут в нынешнем формате. Уже видно, что этот альянс трещит по всем швам. Альянс удерживается искусственно, поскольку у него нет определенных интересов. Но, думается, перед выборами мы столкнемся с правительственным кризисом, в альянсе раздадутся обвинения по поводу провалов, и каждый компонент будет подгребать жар к своей лепешке перед выборами, чтобы отмыться от всех грехов во время правления альянса.
Т.: Ранее на facebook Вы сообщили, что находитесь в определенных отношениях с кем-то. Расскажите подробнее о той, кто рядом с Вами: где познакомились, чем отличается и т. д. Когда нам следует ждать свадьбы, и вообще, какой Вам видится Ваша свадьба?
С.С.: Я не очень люблю рассказывать о своей личной жизни, на то она моя личная жизнь. Поэтому и на facebook-е поместил этот статус, чтобы жить спокойнее, и чтобы мне не досаждали вопросами на этот счет. Замечу лишь, что это совершенно особая личность, которая приняла меня таким, какой я есть, независимо от статуса, финансового состояния, политических взглядов, и, конечно, она очень привязана ко мне. Это искренний человек, и я это ценю в ней больше всего, так как сейчас трудно найти человека, у которого не было бы скрытых интересов, особенно, когда ты занимаешься политикой.
Хочется, чтобы все было хорошо, а когда будет свадьба, на то воля Божья. Надеюсь, не в отдаленном будущем. Не станем ее оттягивать, ведь нужно иметь в виду и наш возраст. Обещаю, что сразу же после свадьбы изменю на facebook-е свой статус на «женат».
Текст: Кристина Гурез
Tribuna.md