1038

Кот в мешке или маркировка продуктов в Молдове

  Продукты с загадкой
Как производители обманывают покупателей своей продукции.

Похоже, государству абсолютно все равно, что у нас с вами в тарелках и чашках. Качество и маркировка продуктов в Молдове контролируются спустя рукава. Питание потребителя становится целиком и полностью проблемой самого потребителя. И хотя многие желают выбрать тот продукт, который безопасен и полезен, им не хватает для этого навыков. А другие и хотят, и знания есть, но не находят на полках магазинов той информации, которая необходима для правильного выбора. Речь идет, прежде всего, об обязательных реквизитах, наносимых на упаковку, включая даты, важные для обеспечения безопасности пищи.
По Закону о пищевых продуктах, одобренному парламентом в 2004 году, производитель обязан указывать дату изготовления и срок годности на таком товаре. Этот срок выражается определенным периодом времени либо конечной датой потребления: число, месяц и год. Соблюдение всех правил особенно важно для скоропортящихся продуктов, которые после короткого периода времени могут представлять серьезную опасность для здоровья человека.
Чтобы проверить, насколько некоторые производители и поставщики соблюдают требования закона, мы изучили распространенные образцы молочной продукции, представленные на молдавских прилавках. Никаких отступлений от правовых предписаний не было обнаружено в маркировке сметаны 20% жирности и творога 4% жирности, выпущенных под торговой маркой «President». Все необходимые потребителю сведения и даты содержатся также на упаковке сметаны 20% жирности компании «Lapmol» и гранулированном твороге, произведенном АО «MilkMark».
В то же время многие образцы не отвечают положениям законодательства. Так, компания «JLC» на ванильном творожном креме «Mic-vis» указала лишь день и месяц производства. При этом маркировка не включает в себя конечный срок годности в виде даты. Аналогичную картину можно наблюдать и при изучении упаковки еще ряда продуктов той же компании – творога 5% жирности, персикового творожного крема «Zi de zi» и молока пастеризованного жирностью 2,5% в треугольной упаковке.
Другой производитель, АО «Lactis», при выпуске кефира жирностью 1% указывает лишь конечный срок потребления, оставляя под вопросом дату изготовления. Ситуация повторяется, если взглянуть на маркировку сметаны 10-процентной жирности, произведенной компанией «Lactis».
Впрочем, правила зачастую не соблюдаются и при импорте пищевых продуктов в Молдову. На йогурте «Живинка» со вкусом персик-маракуя, произведенном под торговой маркой «Danone», мы обнаружили лишь указание на конечный срок годности. В нарушение закона нет никаких упоминаний о дате изготовления молочного лакомства. Таким же образом оформлена и маркировка йогурта «Fruchtegut», производитель «Mertinger».
А ведь поставка в Молдову правильно маркированных товаров лежит в зоне ответственности многих ведомств, начиная с Таможенной службы. Когда продукция с неверной маркировкой уже проникла на местные прилавки, реакция со стороны Агентства по защите прав потребителей и других контролирующих органов должна быть незамедлительной. Однако, очевидно, в Молдове не торопятся обеспечить соблюдение закона ни местными, ни зарубежными компаниями. Отечественный рынок остается без защиты от недобросовестного поведения.
На фоне бездействия инспектирующих ведомств законодательные правила маркировки де-факто не работают. Многие производители идут на откровенные нарушения закона, тем самым обманывая покупателей своей продукции. Рядовому же потребителю ничего не остается, кроме как самому разгадывать маркировку, говорящую на непонятном для него языке, а то и вовсе скрывающую важную информацию. 
Источник

0