Антикоррупционный паралич
Спустя год после учреждения Национальная комиссия по неподкупности погрязла в скандалах и лишилась главного своего участника – представителя гражданского общества. Спустя год после учреждения Национальная комиссия по неподкупности погрязла в скандалах и лишилась главного своего участника – представителя гражданского общества. А ведь она еще и не приступила к работе.
Согласно опросам общественного мнения, порядка 80% населения считает взяточничество и кумовство главными проблемами нашей страны. К такой же оценке склоняются и международные эксперты.
В декабре 2011 г. парламент принял закон «О Национальной комиссии по неподкупности». Пятеро авторитетных членов общества, подотчетных только парламенту, обязывались проверять имущество, декларации о доходах и конфликт интересов чиновников, руководителей госпредприятий, судей и прокуроров. В общем, именно тех госструктур, в которых три четверти населения и видели самую высокую степень коррупции.
Но молдавская действительность уверенно ставит крест даже на самой полезной идее. В список таких проектов, по всей видимости, попадет и создание НКН.
Контроль над контроллерами
В начале этого года правозащитники предвкушали национальную победу над коррупцией. «Совет неправительственных организаций четко высказался по вопросам функционирования этой комиссии и добился, что эту структуру возглавит представитель гражданского общества», - утверждал директор ресурсного центра по правам человека CReDo Сергей Остаф.
Однако правящая коалиция не сумела вовремя выдвинуть трех положенных от нее по закону кандидатов в состав комиссии. Почти полгода партии Альянса за евроинтеграцию потратили на обсуждение этого вопроса, консультации и просто взаимные обвинения.
С опозданием АЕИ утвердил свои кандидатуры, а также представителей оппозиции и гражданского общества. Как отмечают сторонние наблюдатели, ни один из утвержденных по политическому признаку кандидатов не отличился чем-то особенным на ниве борьбы с коррупцией.
Но просто количественного превосходства в этой структуре (3 против 1+1) альянсу показалось мало. В конце октября парламент на ходу сменил правила игры и утвердил председателем комиссии Анатолия Дончу. Политическую ангажированность свеженазначенного лидера НКН никто не скрывал.
Репутация в пятнах, рыльце в пуху
Вскоре пресса обнаружила в собственности Дончу двухэтажный особняк стоимостью 5 млн леев. А вот декларации о доходах за прошлый год у главы «самой антикоррупционной» комиссии пресса не нашла.
- Не вижу никаких проблем в том, как Анатолий Дончу построил этот дом. Продал квартиру в Кишиневе, дом в Чимишлии. Участок получил на законных основаниях. Да и дом записан на него самого, а не на кого-то из родственников, - заступился за своего оскандалившегося представителя лидер либералов Михай Гимпу.
Всему, мол, виной желание журналистов «нарыть» сенсацию на пустом месте. Сам Дончу поспешил заявить, что имущество нажил законным путем. Но вот отсутствие декларации о доходах объяснять не стал.
«Пусть с него и начинают…»
Союзники по коалиции не разделили веру либералов в непогрешимость «их человека» в НКН. «Пусть проверка его доходов и станет первым делом комиссии по неподкупности. Ведь именно это у чиновников они проверяют», - остроумно предложил лидер парламентской фракции ЛДПМ Валерий Стрелец.
При этом либдем допустил вариант, что сокрытие имущества Дончу могло быть преднамеренным. В этом случае его из комиссии должны выгнать.
Кстати, ранее директор CReDO Сергей Остаф указывал, что по закону «О национальной комиссии по неподкупности» не может становиться руководителем этого учреждения человек, в прошлом занимавший высокий государственный пост. Между тем в карьерной истории Дончу есть этап работы на должности первого вице-прокурора столицы, а позже – замдиректора Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.
В итоге наши законодатели решили сами проверить декларации о доходах членов комиссии по неподкупности. Правда, и собственную контрольную комиссию парламентарии не смогли сформировать в полном составе. Причиной заминки стала фракция ПКРМ, - коммунисты решили сначала обсудить ситуацию отдельно.
На фоне «срыва покровов» и межпартийных интриг представительница гражданского общества Кристина Кожокару объявила об уходе из комиссии. «У меня нет твердой убежденности в законных основаниях создания и работы комиссии, в состав которой я была включена»,- заметила эксперт организации ADEPT.
Попытка №Х
Поиск нового представителя гражданского общества в НКН начался на этой неделе. В понедельник парламентская Комиссия по юридическим вопросам, назначениям и иммунитету объявила конкурс на ставшее вакантным место. От заявителя, как и раньше, требуются только заявление, резюме и справка о несудимости.
- Дело в том, что в законе «О комиссии по неподкупности» среди требований к кандидатам нет декларации о доходах и имуществе. Но в этот раз мы, наверное, сразу потребуем и этот документ, - поделился с «МВ» член парламентской комиссии, депутат от фракции ЛДПМ Тудор Делиу.
Парламентская оппозиция считает, что сама идея себя уже дискредитировала. «Комиссия, где большинство членов утверждается по политическим признакам, не может стать инструментом борьбы с коррупцией. Если она и будет разоблачать, так только оппозицию и других, неугодных власти», - считает народный избранник от ПКРМ Сергей Сырбу.
Реинкарнация Котовского
Между тем одна заявка на вакантное место уже есть. Своего кандидата сегодня представит известный скандальными разоблачениями Антикоррупционный консилиум. На счету этой организации публичное разглашение подробностей коррупционных схем в Пограничной службе, МВД, с испытанием иностранных лекарств на пациентах молдавских психических клиник.
- За нашим человеком стоит целая сеть «народных шпионов» по всей стране. Мы знаем, чем дышит каждый коррумпированный чиновник и на каждого из них у нас заведено досье. Как только его включат в состав комиссии, наш человек начнет предоставлять информацию, - заявил лидер Антикоррупционного консилиума Федор Гелич. Имя супер-борца с взяточничеством пока хранится в тайне.
Вот только сторонние наблюдатели сомневаются, что политики поддержат кандидата с портфелем компромата на них же. Разве впустят такого в НКН те самые люди, кто успешно саботировал работу комиссии целый год? Их собственный тест на неподкупность уже начался.
Vedomosti.md