720

Газ, выкрученные руки и молдавский капитализм

Визит вице-премьера РФ в очередной раз показал беспомощность внешнеэкономической политики официального Кишинева

«Уж лучше бы не приезжал», — примерно так должны были думать официальные лица Молдовы, провожая высокопоставленного чиновника России восвояси. Короткого брифинга для кишиневской прессы с участием Дмитрия Рогозина по итогам заседания межправительственной комиссии по экономическим вопросам оказалось достаточно, чтобы понять всю инфантильность молдавской внешней политики. Нового контракта по поставкам газа нет и в скором времени не будет. Снижения цены тоже. Как, впрочем, нет и оснований рассчитывать на дружественные жесты восточного соседа. А с чего бы это? Как выразился Рогозин, «социализм закончился».  

Заседание межправительственной комиссии РФ и Молдовы состоялось аккурат в рамках проведенного Минэкономики молдо-российского экономического форума. От ее работы в Кишиневе ждали конкретного решения, а именно разблокирования проблемы газовых поставок. Ведь уже целый год Молдова живет без полноценного контракта с «Газпромом», а срок продления старого истекает в конце 2012 года. Но российские чиновники, занимающиеся вопросами поставок газа, вообще не приняли участие в заседании комиссии. Министр энергетики России Александр Новак и вице-председатель правления «Газпрома» отменили визит в Молдову. Эксперты в этом увидели характерный знак. 
Брюссель выкрутит руки 

На совместном брифинге для прессы министр экономики Валерий Лазэр попытался придать отсутствию результатов «прагматичное лицо». Дескать, «мы нащупали реальное решение газовой проблемы, и до конца года потребители останутся довольны результатом». Но от его оптимизма не осталось и следа, когда Дмитрий Рогозин заявил, что стороны договорились лишь об очередной попытке прийти к компромиссному варианту, на что у Молдовы есть только месяц.
В отличие от молдавских коллег, российская сторона уже давно обозначила свои претензии — внедрение Третьего энергопакета, который кабмин Филата с такой спешностью подписал, наносит ущерб экономическим интересам «Газпрома». Согласно документу, Молдова обязалась разделить свою энергосистему, таким образом, единственный поставщик газа — «Газпром» — не будет иметь права единовременно являться и компанией-поставщиком, и компанией-распределителем природного газа на территории нашей страны. Что делать с собственностью российского монополиста, у которого мажоритарный процент акций в «Молдовагаз», правительство Альянса не подумало. И потом, с чего это вдруг кабмин Альянса решил, что вправе диктовать иностранному партнеру, как ему распоряжаться своей собственностью, пусть и на территории Молдовы. И где гарантии защиты капитала? Гарантии предоставим, обещает Лазэр. Но от энергосоглашений с ЕС не откажемся. 
Комментируя согласие ЕС отсрочить внедрение энергосоглашений с Молдовой до 2020 года, Дмитрий Рогозин подчеркнул, что Брюссель может в любой момент изменить условия. И что в этом случае будет делать Молдова? При этом Рогозин отметил, что «любое международное соглашение не является более весомым и значимым, чем то соглашение, которое принимается внутри страны», дав таким образом понять — только Молдова вправе решать, что ей выгодно, а что нет. «В общем, перефразируя своего коллегу, я бы так сказал. Нам Молдова обещает, что до 2020 года военный комиссар в армию нас не заберет, а ощущение такое, что заберет и намного раньше», — попытался разрядить обстановку Рогозин. 
Кишинев не готов получить скидку? 

Уже по возвращении в Москву в интервью «Коммерсанту» Рогозин подтвердит, что обсуждать в Кишиневе было что, причем обсуждение могло быть предельно конкретным и измеряемым в части последствий для молдавской экономики: предложение о скидке на газ в 30 процентов остается в силе, в случае, если Молдова откажется от европейского энергопакета. Рогозин напомнил, что Москва разработала комплексный план, который премьер РФ Дмитрий Медведев изложил Филату в ходе сентябрьского визита в РФ. Затем и президент РФ Путин отдельно подтвердил в Сочи позицию Москвы. «Да, такова наша позиция. На эту тему у Владимира Владимировича с Владимиром Васильевичем был достаточно сложный разговор», — сказал Рогозин. По подсчетам экономиста, депутата от ПКРМ Олега Рейдмана, такая скидка принесет молдавской экономике, потребителям, производителям, государству преимущества размером в 400 миллионов долларов ежегодно. 
Кроме того, Рогозин приоткрыл секретные переговоры молдавского правительства с брюссельскими чиновниками. По его информации, в соответствии с подписанной Молдовой стратегией с ЕС, которую «молдавские партнеры от нас скромно прикрыли газеткой», правительство Филата берет на себя обязательства поэтапной реализации всех положений второго и третьего энергопакетов уже к 2017 году. «То есть нам говорят одно, а действуют несколько иначе», — подчеркнул Рогозин. 
Опыт Украины — не для Молдовы 

В оправдание собственного провала в переговорах с российским поставщиком газа молдавское правительство все чаще пеняет на опыт Украины. Действительно, Украина сегодня заняла жесткую позицию и настаивает на существенной скидке по цене на импортируемый у «Газпрома» газ. Скорее всего, ей удастся получить некоторые уступки. Но условия Молдовы и Украины полярные, и их нельзя сравнивать, считает экономический эксперт Михаил Пойсик. В эксклюзивном комментарии для «Пульса» эксперт отметил, что не видит никаких предпосылок к снижению закупочной стоимости импортируемого российского газа для Молдовы. «В сравнении с той же Украиной, для Молдовы газ изначально должен стоить дороже с учетом расходов на транспортировку», — считает он. Более того, в начале ноября Украина впервые получила природный газ через западную границу, купленный по спотовой цене от трейдера немецкой компании RWE. Правда, спотовая цена не намного ниже — разница на 1 тысячу кубометров составляет около 30–40 долларов. Ощутимой для страны она будет лишь при условии больших объемов поставок. 
Кроме того, украинская сторона приступает к разработке собственных месторождений, и уже проведены тендеры. Плюс к этому украинцы начали добычу сланцевого газа. Другими словами, у Украины есть реальные альтернативные источники. Развитая инфраструктура. Собственная добыча. У Молдовы всего этого нет. Поэтому, отмечает Михаил Пойсик, в этих условиях вытянуть Молдову из экономического коллапса смогут только надежные внешние рынки, коими традиционно является Россия и страны СНГ. 
Но вместо прагматичных переговоров власти Молдовы вот уже несколько лет в двусторонних отношениях с Россией ведут себя «по-варварски», без уважения к внешнему партнеру, и при этом требуют экономических привилегий. 
У Молдовы нет долгов? Еще как есть! 

На брифинге в Тирасполе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что «если Приднестровье является частью Республики Молдова, то и задолженность за российский газ должна быть общей». Подобная позиция Москвы, озвученная российским высокопоставленным чиновником, свела на нет все надежды кабмина Филата отмежеваться от ответственности за накопленный долг по газу. 
Эксперты говорят, что если бы Кишинев вел адекватную политику с Россией, то долг Приднестровья не стал бы разменной монетой в переговорах по газовой проблеме. Шантаж? Безусловно. Но важнее другое — де-юре более 4 миллиардов долларов долга за поставленный российский газ значатся за Молдовой. Значит, платить по счетам тоже ей. 
В ответ, уже после отъезда Рогозина из Молдовы, Лазэр в эфире телеканала Publika заявил, что «у Молдовы нет долгов за газ». Дескать, на самом деле проблема не в долге, а в геополитическом выборе Молдовы и Приднестровья. И вообще, ему не нравится «неправильное» выражение «Молдова должна», платить должен тот, кто потребляет. 
В общем, что называется, договорились. 
Лазэр уповает на Набукко? 

Еще одно заявление Лазэра привело общественность в ступор. В рамках той же телепередачи он заявил, что власти Молдовы планируют растянуть газовый вопрос еще на 3–4 года, пока не появятся альтернативные источники поставок газа. «Рынок будет либерализован тогда, когда появится реальная альтернатива. Альтернатива по газу будет тогда, когда будет построен один из южных коридоров, к которому будет подключена Румыния. Сейчас вырисовываются эти южные коридоры», — сообщил министр экономики, отметив среди них газопровод из Азербайджана в Турцию, из Турции в Болгарию, а также газопровод «Набукко — запад».
Между тем, у проекта «Набукко» несчастливая судьба. Он не прошел даже формальные процедуры оформления, на его реализацию до сих пор так и не найдено средств, к тому же страны-участницы так и не пришли к согласию относительно своих обязательств. В то же время Россия уже практически завершила все юридические процедуры по запуску проекта «Южный поток», получив недостающее согласие у Словении. С запуском «Южного потока» экономическая привлекательность и без того «мертворожденного» «Набукко» потеряется. 
Но молдавские власти не в состоянии не то чтобы предвидеть ближайшие перспективы, не замечают в упор даже очевидное. 
Ни подходов, ни рыночной логики 

Галина Шеларь, экономический эксперт, исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ (CISR), считает, что визит в Кишинев вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина не помог придти сторонам к компромиссному решению по газовой проблеме. В комментарии для «Пульса» эксперт подчеркнула, что вот уже почти год Молдова живет без полноценного контракта с российским поставщиком, и непохоже, что в ближайшем будущем он будет подписан. «Вступать в зиму без полноценного контракта тревожно. Я надеюсь, что все-таки будет найден компромисс, хотя в этом вопросе, на мой взгляд, даже не обозначены какие-либо конкретные подходы. Так что о результате говорить преждевременно». 
Касаясь роста долга за газ с учетом приднестровской стороны, Галина Шеларь выразила мнение, что вопрос приднестровской задолженности уже, очевидно, скорее политический, чем экономический. И здесь нужно искать разумное решение. «Всем понятно, что такой астрономический долг Приднестровья за газ не мог накопиться без ведома (молчаливого согласия) «Газпрома». Кстати, власти Приднестровья «тайны» из внутренних тарифов на газ никогда не делали и не делают. Более того, внутренние тарифы на энергоносители медленно, но повышаются. Можно предположить, что «газовые деньги/долги» — это весьма своеобразная форма российской поддержки приднестровского бюджета», — отметила эксперт. 
Перезагрузке газовых переговоров между Кишиневом и Москвой явно не способствуют и договоренности в энергетическим секторе, подписанные ранее Молдовой с ЕС. Но, как выразилась эксперт, этот вопрос нужно адресовать не российской стороне. «Я бы поставила вопрос по-другому — о чем власти Молдовы думали, когда подписывали Третий энергетический пакет с ЕС? Это не только моя позиция, но и многих других экспертов. Кстати, много вопросов было, и когда Молдова присоединилась ко Второму европейскому энергетическому пакету. Тогда экспертное сообщество предупреждало, что не все риски и последствия просчитаны в наших последующих отношениях с Востоком. Когда же подписывали Третий пакет, то эксперты указывали на поспешность такого решения», — сказала эксперт, добавив, что нельзя диктовать собственнику условия, как ему распоряжаться своей собственностью. Такой подход в логику рыночных отношений не вписывается. 

*** 
Социализм действительно закончился, а по правилам капиталистической экономики все должны платить по счетам. Усидеть на двух стульях в газовых переговорах с «Газпромом» у правительства Филата не получится — и скидку на газ получить, и с помощью ЕС ущемить интересы «Газпрома». 
Позиция правительства выглядит абсурдно: Москва предлагает реальную скидку на газ и решение вопроса громадного приднестровского долга. А Кишинев выбирает энергопакет, даже не объяснив общественности, какие преимущества он предоставляет Молдове. Просто потому, что никаких преимуществ не существует. 
И после этого в правительстве еще говорят, что Москва руководствуется геополитическими соображениями при решении экономических вопросов. 

Puls.md
0