801

Признаки полицейского государства в Молдове


Уголовный процесс перемещается под тотальный контроль Генпрокуратуры. Фото: inprofunzime.md Уголовный процесс перемещается под тотальный контроль Генпрокуратуры.
В конце октября вступила в силу новая редакция Уголовно-процессуального кодекса Молдовы, которая вводит множество новаций для правоохранительной системы. Законопроект был разработан Минюстом и в сжатые сроки прошел через оба чтения в парламенте. Не прошло и двух недель, как стражи правопорядка стали жаловаться на увеличение нагрузки и нефункциональность некоторых нововведений. Но главное, чего опасаются эксперты, - это резкий рост количества "безосновательных" уголовных дел, которые будут вынуждены расследовать полицейские и прокуроры, а также чрезмерное усиление роли Генпрокуратуры в уголовном процессе.
В соответствии с поправками уголовное преследование считается начатым с момента информирования компетентных органов о подготовке или совершении преступления. Иными словами, сегодня любой намек на обвинение того или иного гражданина либо предприятия приводит к возбуждению уголовного дела. Достаточно тому, кто считает себя жертвой, изложить свои претензии в письменной форме и отнести в ближайший полицейский участок. Примечательно, что в момент подачи заявления, которое может содержать и весьма серьезные обвинения, предполагаемая жертва не предупреждается об уголовной ответственности за клеветнический донос.
Новая редакция главного документа в уголовном процессе не обеспечивает законопослушным гражданам и предпринимателям защиту от клеветы со стороны, скажем, недобропорядочного соседа или бизнес-партнера. Более того, попав под подозрение, он на протяжении 6 месяцев даже не будет проинформирован о начале уголовного преследования и проводимых "по его душу" следственных действиях. А между тем, на этом этапе в доме у подозреваемого, без его согласия, может быть установлена аппаратура для прослушки или видеонаблюдения.
Одновременно появляются и другие поводы для сомнительных действий со стороны правоохранителей или заинтересованных лиц. Вместе с введением новых правил исключены положения, касающиеся надзора над качеством процессуальных документов, вынесенных прокурором или следователем. Другие изменения предусматривают, что небольшая группа во главе с генеральным прокурором может держать под контролем весь уголовный процесс. Новая редакция кодекса подразумевает, что мнение территориального прокурора или того, кто рассматривает дело, не имеет значения, в то время как Генпрокуратура может вмешаться для определения окончательного результата.
По новым положениям, в случае необоснованного начала судебного разбирательства, а также при вынесении оправдательного приговора, прокурор, который провел уголовное преследование или вышестоящий прокурор, не обязаны приносить официальные извинения перед человеком, поскольку этот пункт исключен из законодательства. По мнению некоторых экспертов, отказ государства публично извиниться за незаконные действия показывает, что для авторов поправок жизнь человека и его свобода - не общепризнанные ценности, а просто юридические понятия.
В таком положении дел многие увидели признаки, характерные для полицейского государства. В адрес парламента даже поступили ходатайства с инициативой отложить вступление в силу новых правил. Однако это предложение было оставлено без ответа.

noi.md
0