710

Многие жилые дома Кишинева отключают от горячей воды без ведома жильцов


Первый замдиректора АО «Термоком» Василий Леу. Первый замдиректора АО «Термоком» Василий Леу ответил на вопросы читателей «КП» вовремя.
Сколько дополнительно могут начислять горячей воды из-за разницы в счетчиках?
- Меня зовут Валентина Михайловна. Какие существуют нормативы начисления дополнительных кубометров горячей воды при наличии у владельцев квартир счетчиков?
- Норматива, который бы указал, сколько кубов горячей воды нужно дополнительно начислять, нет. Как это делается. На вводе в дом есть общий счетчик, а в квартирах есть свои счетчики. Суммируются показания всех счетчиков, установленных в квартирах, и начисления тем жильцам, у которых нет счетчиков (в зависимости от количества проживающих в квартире людей, умножается на соответствующую норму, по горячей воде она составляет 3 кубометра в месяц на человека). Разницу, которая сформировалась между показаниями общего счетчика и вышеназванной суммой, управляющий жилищного фонда распределяет между жильцами.
Я не пользуюсь горячей водой, потому что не могу себе этого позволить, тем более, что она холодная...
- Если вы не хотите пользоваться горячей водой, вызовите вашего председателя ЖСК, он вам закроет кран, опломбирует, и вам не будут начислять дополнительные суммы по воде, то есть будет ноль ежемесячно.
Что касается температуры, я вас уверяю, что мы видим на любом месте приготовления горячей воды температуру на выходе, и она соответствует норме. А то, что нет водоразбора, это, к сожалению, уже исторический вопрос.
- Откуда такая огромная разница, куда девается вода?
- Как я сказал, на вводе в дом есть счетчик, который фиксирует тот объём воды, который попал в дом, а дальше, куда идет - через унитазы, через неплотные краны и так далее, она же не испаряется, значит, там неплотная арматура. Кроме того, есть хищения. Я вас уверяю, что на вводе в дома учёт поступления воды ведется точно.
- А кто проверит - и вас, и нас? Это бы не помешало.
- Нас проверяют контролирующие органы - НАРЭ и другие. Если вы хотите, вместе с вашим председателем посмотрите - ежемесячно снимаются показания на домовом счетчике  совместно с представителями вашего ЖСК, то есть тут сомнений быть не может.
Если у вас расчеты выполняет «Инфоком», то он распределяет разницу на основании информации, предоставленной вашим управляющим. Если у вас ассоциация, в первую очередь нужно подойти к председателю и попросить его показать вам расшифровку распределения разницы.
Почему горячую воду надо так долго ждать?
- Здравствуйте! Я пенсионерка, не пользуюсь горячей водой, потому что пока она станет горячей, ее надо ждать полчаса. Почему тогда приходится так много платить?
- Добрый день. Я не могу повлиять на водоразбор. Если люди не пользуются, естественно, она охлаждается. Классическая централизованная система теплоснабжения предусматривала подготовку горячей воды на уровне ЦТП (центральный тепловой пункт). Это в основном отдельно стоящие здания, и только в некоторых случаях эти ЦТП были встроены, то есть подготовка горячей воды осуществлялась непосредственно в доме. Естественно, чем ближе пункт приготовления горячей воды, тем меньше протяженность до потребителя.
Все было бы хорошо, если бы было достаточное потребление, но учитывая реалии, конечно, нет этого потребления, и если нет водоразбора, естественно, вода охлаждается, потому что нет рециркуляции и практически во всех внутридомовых системах горячего водоснабжения  рециркуляционный трубопровод был отрезан, поэтому они получаются тупиковыми.
Чтобы этого не было, надо ставить ИТП (индивидуальный тепловой пункт). Мы уже устанавливаем, но на данный момент есть только около 200 единиц. Они установлены в подвалах, и расстояние от источника приготовления горячей воды до крана намного меньше, тем самым и качество выше.
Там, где мы устанавливаем ИТП, есть возможность выполнить рециркуляцию, не надо ждать, чтобы вода стала горячей, и люди довольны. Например, на Московском проспекте, 17/1 и по сей день сохранили систему рециркуляции и пользуются качественными услугами горячей воды.
Согласно действующим актам, поскольку нет рециркуляции, потребители получают счет-фактуру с понижающим коэффициентом 0.8 при расчёте потребленной горячей воды.
 - Здравствуйте! У меня отсутствует горячая вода. Живу на Московском проспекте, 14/1.
- К сожалению, порядка 700 жилых домов отказались от услуг горячего водоснабжения. В основном это решение председателей. Зачастую бывает и так, что председатель решает за всех. Без того, чтобы провести собрание, они решили, хотят люди или не хотят. Видимо, Московский проспект, 14/1 один из тех домов, которые с 2003 года отказались от услуги горячей воды.
 - Добрый день! Живу по ул. Мирча чел Бэтрын, 3. У нас нет горячей воды. Что делать?
- Знаем, ваш дом - проблемный. Вы знаете, что у вас там был один председатель, потом второй. С этого и надо начинать. Там проблемы на уровне вашего руководства ассоциации. Мы ничего не отрезали, тем более граница раздела - наружная стена здания.
Я дам указания, и ваш дом проверят. Видите, этот частный случай показывает, что проблема внутри, а люди не знают, что дело не в «Термокоме».
Как добиться перерасчета?
- У меня дома холодно. Можно будет сделать перерасчет?
- Постановление №191 гласит, что потребитель, владелец квартиры, обязан написать письменное обращение в адрес управляющего о том, что у него не соответствует температура (ниже 18 градусов) или иные показатели. На основании этого заявления комиссия выезжает по месту жительства, управляющий фиксирует ту температуру, которая есть и составляется акт. Только акт является тем документом, на основании которого можно выполнить перерасчет. Если нет акта, как часто бывает - люди обращаются летом, что зимой у них не было тепла, ну тогда извините, это уже невозможно проверить.
Подчеркну, что это делается на тот месяц, когда было подано заявление, то есть нельзя написать один раз заявление и ожидать, что на целый сезон сделают перерасчет.
К сожалению, иногда бывает, что ответственные за счетчик хотят сэкономить, а экономят в ущерб здоровью. На самом деле невозможно достичь 18 градусов, если потребитель прижимает головную арматуру. Когда выходят наши представители, мы обязательно смотрим показания счетчика, какой реальный расход, каким должен быть нормативный расход и остальные параметры, в частности, гидравлические, и если они в норме, идем дальше. Эта статистика ведется в каждом отопительном сезоне, и к окончанию сезона есть статистика проблемных домов, обычно получается 70-100 домов, и мы берем их на контроль. Например, там могут быть забиты стояки. Управляющие должны это устранить.
Почему владельцы автономного отопления вынуждены платить и за централизованное?
 - Добрый день! У меня автономное отопление. Почему я должна платить 15% от стоимости центрального отопления, если у меня нет даже отопительных приборов на лестничной площадке?
- Хочу обратить ваше внимание на то, что есть еще и трубопровод в подвале, который тоже выделяет тепловую энергию, и когда вы отключились, вы отключились от приборов, но трубопроводы остались, и когда система работает, есть тепловыделение. Когда рассчитывается проект на дом, учитывается и это тепловыделение. Поэтому вы должны участвовать в расходах, которые несут трубопроводы, так как благодаря этому в холодное время года не замерзают ни трубы холодного водоснабжения, ни канализации.
- Почему бы не установить котельные во всех домах, тогда бы не терялось тепло, и люди могли бы экономить.
- У нас в Кишиневе уже есть практика установки и эксплуатации таких котельных - квартальных или на дом. К сожалению, в основном все дома, которые имели такие котельные, отказались от них. Во-первых, нужен персонал. Во-вторых, не все люди живут в этих домах, ведь чаще всего это касается новостроя. Если кто-то не платит, поставщик газа и электроэнергии строго следит, чтобы платили 100%  и вовремя. Таким образом, они себя не зарекомендовали. На мой взгляд, должно быть эффективное централизованное теплоснабжение. Оно может быть эффективным, и даже конкурировать с автономным, если будут инвестиции.
Если не повезло с соседями...
- Получат ли тепло дома с большими долгами?
- На сегодняшний день подключено около 83% всех потребителей, а по жилому фонду - 88% жилья. В разрезе по муниципальным домам, где управляющим является муниципальное предприятие, из 1568 подключены 1509, то есть 96%,  ассоциации - из 626 подключены 568 - 91%, ЖСК - 94%, ведомственные дома - 60%, частный сектор - 46%.
В основном все дома, которые выполнили условия по подготовке к отопительному сезону, были подключены, а те, у которых долги, и сейчас еще не подключены.
 - Меня зовут Валентина, я  с Буюкан. Соседи снизу сделали комнату из балкона. Не будем ли мы теперь страдать, у них же сейчас площадь больше?
- Во-первых, если балкон отапливается, надо, чтобы им была увеличена площадь, чтобы они больше платили.  Если они не будут платить, будете страдать, потому что будете платить больше. Во-вторых, может, они еще протянули от стояка и установили отопление и приборы вынесли на балкон. Это надо инспектировать.
 - Здравствуйте! Я живу на ул. Трандафирилор. Вода у нас течет горячая, потом холодеет, начинает идти холодная. А потом через полчаса или час опять горячая. Почему?
- Возможно, давление в холодном водопроводе выше, чем в трудопроводе горячей воды. На уровне  ЦТП это невозможно, там стоит регулятор температуры, который настроен на 55,2 градуса. Надо проверить по стояку все квартиры.

KP.md
0