729

СМИ России о визите Рогозина в Кишинёв: Доброе слово и пистолет


России нужна новая стратегия на Днестре. Вице-премьер Дмитрий Рогозин едет в Кишинев пробивать открытие Генконсульства РФ в Тирасполе и Бельцах.
Однако для сохранения позиций России в регионе этого уже недостаточно – надо срочно перевооружать миротворцев и приднестровскую армию. Без этого всякая дипломатия на Днестре теряет смысл. 

15-16 ноября в Кишиневе пройдет очередное 13-е заседание российско-молдавской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавит Спецпредставитель президента по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Молдавскую – премьер-министр Влад Филат. 

В качестве наблюдателей в работе комиссии впервые примут участие министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански и министр экономического развития ПМР Майя Парнас. Они намерены обсудить открытие Генконсульства РФ в Тирасполе, возобновление движения пассажирских поездов через Тирасполь и деблокирование экспортно-импортных операций приднестровских экономических агентов. 

По словам Дмитрия Рогозина, консульства — главная тема переговоров. Однако власти Молдовы категорически против. Дискриминация налицо: румынские и болгарское консульства открываются даже в небольших городках Молдовы, а российское Кишинев не дает открыть не только в Тирасполе, но даже в крупном центре Бельцы на правом берегу Днестра. 

Однако, по словам Влада Филата, консульства интересуют Молдову менее всего — назрело обсуждение целого спектра других проблем. И с этим можно согласиться. 

Цена ошибок Тирасполя 

Напомним, что сразу же после своего избрания президент ПМР Евгений Шевчук в рамках "политики малых шагов" по нормализации отношений с Молдовой отменил 100%-ную пошлину на ее товары и допустил в приднестровский эфир ее телеканалы "Публика ТВ" и "Молдова-1". 

Кишинев воспринял эти уступки Тирасполя как слабость, и лишь усилил давление, не предложив ничего взамен. Так, вместо обещанного допуска приднестровского телевидения на правый берег последовало предложение пройти процедуру регистрации в Кишиневе. Затем последовали бездоказательные обвинения приднестровских банков в отмывании денег, а властей ПМР – в дискриминации "румынских" школ. Закончилось все традиционным требованием вывода российских миротворцев из Приднестровья. 

В ответ Тирасполь вернул пошлину на молдовские товары и отключил молдовские телеканалы, замораживаются оставшиеся без ответа инициативы по укреплению доверия в других областях. 

Кишинёв тем временем пытается взять ПМР в кольцо. Пресекается работа банков Приднестровья с банками Запада, выдвигаются требования дать полную свободу работе школ, находящихся под юрисдикцией РМ, где преподают "Историю румын". Пассажирские поезда по-прежнему через ПМР не идут, оглашается желание, чтобы Тирасполь сменил свои автомобильные номера на молдовские. 

Но самые серьезные последствия повлекло согласие Тирасполя на включение в повестку дня переговоров в формате "5+2" по урегулированию молдово-приднестровского конфликта "Третьего Пакета" в июле этого года. Это дало возможность Кишиневу, США, ОБСЕ и ЕС ставить вопросы вывода российских войск из ПМР, переформатирования миротворческой операции, статуса Приднестровья в составе унитарной Молдовы. 

Руководители Молдовы и западные дипломаты жёстко требуют, чтобы началось обсуждение вопросов из "Третьей корзины" повестки дня переговоров в формате "5+2". Помимо нахождения российских войск в ПМР и миротворцев РФ на Днестре, Молдова полагает, будто пришло время говорить и о статусе Приднестровья в составе унитарной РМ. 

И всё это – на фоне меняющейся ситуации в Кишиневе, где прорумынский "Альянс за европейскую интеграцию" буквально добивает Партию Коммунистов всё новыми и новыми запретами. Чего стоит одно только решение парламента лишить оппозицию права "выступать с клеветническими заявлениями в адрес парламентского большинства". 

Теперь в Тирасполе пытаются спасти лицо. В принятой на днях Концепции внешней политики ПМР декларируется, что республика ориентирована на Россию и ее интеграционные объединения. В интервью изданию "Коммерсант-Молдова" глава МИД ПМР Нина Штански не скрывает пессимизма – по ее мнению, отношения между Кишиневом и Тирасполем откатились к точке замерзания и сейчас они примерно такие же, какими были после войны 1992 года. 

Впрочем, все это пока — риторика. Созданный президентом Шевчуком механизм принятия неконтролируемых волюнтаристских решений в жизненно важных для Приднестровья вопросах внешней политики не демонтирован, и может преподнести еще немало неприятных сюрпризов как гражданам ПМР, так и Москве. 

Цена шараханий Москвы 

Позиция Москвы в регионе остается во многом неясной. Все эти годы власти РФ поддерживают ориентированное на нее Приднестровье, но при этом заявляют о верности принципу территориальной целостности Молдовы – точно так же, как до войны 2008 года они изо всех сил пытались сохранить целостность Грузии. 

Смысла в этом нет никакого – разве что, в отсутствие общих границ с Приднестровьем и гарантий поддержки транзита со стороны Украины Москва хочет добиться мирного объединения двух частей бывшей советской Молдавии на условиях суверенного нейтралитета последней. 

Но гарантий суверенитета и нейтралитета Молдовы, взявшей открытый курс на вхождение в состав Румынии (члена ЕС и НАТО, где расположены две базы США и объекты ПРО) – нет и быть не может в принципе. После прихода к власти в Кишиневе национал-радикалов из Альянса за Евроинтеграцию (АЕИ) Молдова готова дать фору Латвии по части официальной русофобии. 

В таких условиях вести переговоры с Кишинёвом о вывозе вооружений, о выводе войск, о смене нынешнего миротворческого формата на миссию неких гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ России бессмысленно: молдовские силовые структуры при непротивлении евробюрократов просто раздавят любую самостоятельность Приднестровья, а потом "уведут" всю бывшую МССР в сторону Румынии. 

Депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов, побывавший недавно в Тирасполе, высказался за наращивание российского военного присутствия в ПМР. Он, в частности, призвал восстановить эскадрилью боевых вертолётов ВВС РФ, модернизировать миротворческие силы, дать им более современное оружие. 

Однако пока это только слова. На деле происходят непонятные телодвижения. 

Так, недавно РФ отремонтировала в Тирасполе аэродром. Одни говорят, для того, чтобы вывозить на радость Кишиневу оружие со складов бывшей советской 14-й армии, другие – чтобы подготовиться к открытию постоянного авиасообщения с РФ. Затем в Тирасполе приземлился первый за долгое время российский военный самолет. Но сначала он сделал посадку в Кишиневе, чтобы власти Молдовы провели досмотр: не везёт ли он что-то полезное для местных войск. Очевидно, что на таких условиях укрепить обороноспособность республики не удастся. 

России нужна новая стратегия на Днестре 

Чем сегодня располагают российские и приднестровские войска в ПМР? 

В случае военного конфликта силам Румынии, которая нырнула под зонтики НАТО и американской ПРО, и её унионистским союзникам из праворадикальных сил Кишинёва, смогут противостоять остатки 14-й армии РФ в лице Оперативной Группы войск, а также миротворческие силы России и Приднестровья. К ним следует добавить приднестровские силовые структуры плюс возможных добровольцев из России, Украины и других стран. 

Но силы всё равно будут неравными, потому что лидеры Кишинёва и Бухареста наверняка попытаются вовлечь в возможные боевые действия страны НАТО. К тому же армия ПМР не имеет возможности регулярно обновлять свои вооружение и боевую технику. С этим может помочь сейчас только Россия. Но тут появляются вопросы политики, потому что на Украину будут давить с целью не допустить ввоза нового российского оружия в ПМР. 

В таких условиях реальным источником пополнения и обновления приднестровских вооружений выглядят запасы российского оружия, находящиеся в ПМР. Это оружие должно остаться в Приднестровье, чтобы в случае необходимости (дай Бог, чтобы она никогда не настала) применить его против общего врага. А, кроме того, в ПМР из России должны быть ввезены новые виды вооружений. 

На повестке дня у Москвы остро стоит выработка новой стратегии по Приднестровью. И она могла бы свестись к следующему. 

— Официальное заявление об изначальной ничтожности Стамбульских соглашений 1999 года о выводе российских войск. Слишком изменилась ситуация в мире с того времени. 

— Усиление группировки войск РФ в ПМР, модернизация ОГРВ, доставка для ОГРВ нового оружия и техники. Для этого надо вести переговоры с Украиной с целью выработки скоординированной российско-украинской позиции по приднестровскому вопросу. 

— Перевооружение с помощью России Вооружённых Сил ПМР. 

— Ввиду недружественной политики нынешних властей РМ потребовать от официального Кишинёва начать скорейшую выплату долга за газ в размере свыше $4 млрд, ибо юридически газовый долг не может быть возложен на непризнанную ПМР. 

— Москва могла бы также посоветовать новому руководству ПМР отозвать свою подпись под включением "Третьего пакета" в повестку дня переговоров в формате "5+2", а также выйти из некоторых других вредных для ПМР соглашений, заключённых в рамках политики "малых шагов". 

Всё это могло бы предотвратить как дальнейшее ослабление позиций Москвы в бывшей МССР, так и ослабить угрозу подчинения союзного России и дружественного Украине Тирасполя противникам Москвы и Киева из Кишинёва и Бухареста. 

Андрей Сафонов, Виктор Ядуха 

Pan.md
0