1038

Почему жители Кишинева переплачивают за воду


Молдавским жителям приходится платить за дополнительные кубометры воды. Фото: podrobnosti.ua На вопросы читателей «КП» в рамках «Прямой линии» ответил генеральный директор «Апэ-канал Кишинэу» Константин Бекчиев.
Почему приходится платить за дополнительные кубометры воды
- Добрый день! Меня зовут Валентина Михайловна, я пенсионер, мне 75 лет. У меня хорошие счетчики на воду. Тогда зачем мне начисляют дополнительные кубометры? Я трачу 2 кубометра в месяц, а мне начисляют еще один!
- Здравствуйте. Это очень животрепещущий вопрос, но честно говоря, он к нам не относится. Объясню почему. Наше хозяйство — это до стены дома, где установлен общий водомер. Закон говорит четко, что счетчик должен быть в конце собственности. Мы заканчиваем свою собственность на стене дома и там наш счетчик, мы его проверяем заменяем и так далее. А там уже другая собственность. Жилые дома обслуживают управляющие жилого фонда. Подчеркну, что ни в Кишиневе, ни в любом другом городе мира объем воды на общем водомере, установленном на вводе дома, по которому «Апэ-канал Кишинэу» ведет учет поставок, не соответствует сумме показаний внутриквартирных счетчиков. Разница - от 5% до 40% в разных странах.
В некоторых домах Кишинева эта разница еще и намного больше из-за того, что в квартирах используются по большей части изношенные водомеры или новые, но низкого класса точности и установленные зачастую с грубейшими нарушениями существующих нормативов. Кроме того, могут быть утечки в подвалах, стояках, а также технологическое потребление, испытания систем отопления, промывка сетей, полив, уборка территорий и пр.
Плюс к этому воровство. Таким образом, формируется определенная разница в объемах, которую поставщик, согласно законодательству, не вправе включить в тарифы на воду. Домовладелец или его представитель (АПК, ЖСК, ЖЭУ) обязаны эту разницу распределить конечному потребителю, если у них нет других средств для ее покрытия — от аренды, тарифов на эксплуатацию дома и пр. И это является обычной практикой во всем мире.
Услуга должна быть оплачена в полном объеме на границе балансовой принадлежности сетей (внешняя стена дома). Это золотое правило во всем мире. 
Конечно, нас это очень беспокоит, ведь это наши клиенты, и мы принимаем участие в решении вопроса на всех уровнях давно, но эта проблема серьезная и с ходу не решается. Многое зависит от управляющих жилого фонда. У нас есть дома, где разница огромная — это 10-20% домов столицы. Из 100 счетчиков, которые мы проверили в этих домах, 70% не соответствуют нормативам. А есть дома, где счетчики хорошие и установлены правильно, там разница между счетчиками минимальная — 10-12% и, соответственно, потребителям начисляются минимальные суммы. Есть и примеры, где эта разница приближается к нулю… К сожалению, у нас нет института консьержей и управляющих жилого фонда, которые навели бы элементарный порядок в домах.
Подчеркну, что счетчики - это лишь одна проблема, а за ней тянутся внутренние сети жилых домов. Трубы в домах - это колоссальное хозяйство - это огромные водопотери! У нас в домах суммарно теряется больше воды, чем во всей городской системе. Это хотят взвалить на плечи водоканала, но если это будет сделано, мало не покажется. Мы не сможем тогда заниматься нашим хозяйством, и это неминуемо приведёт к катастрофе.
Раз вы звоните нам, значит, у вас разница высокая, наверняка около 30% и, конечно, это  здорово изменяет ваш ежемесячный счет. Может, у вас счетчик хороший, а у соседей плохой или его вовсе нет. Вы должны собраться всем подъездом и решить, что делать. Например, поставить общий счетчик на подъезд.
 - Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Скажите, сколько дополнительных кубометров можно начислять максимально?
- Разницу могут начислять, но не больше санитарной нормы. Санитарная норма на одного человека в месяц - 5,85 кубометра. То есть, если вы по счетчику потребили 4-5 кубометров, они имеют право добавить только 0,85 кубометра.
- А если больше, куда обращаться?
- К управляющему жилого фонда. Нужно написать письмо-претензию, и если он не удовлетворит вашу просьбу, подавайте в суд.
- Почему потребители, в том числе пенсионеры, должны за свой счет делать поверку счетчиков?
- Установленные в квартирах счетчики являются частной собственностью владельцев этих квартир. Соответственно, расходы на их содержание несет владелец. Если бы эксплуатация счетчиков была поручена какой-либо компании, это делалось бы за определенный тариф, и в итоге расходы потребителей, связанные с водомерами, не исчезли бы, а, наоборот, возросли, поскольку эти компании обязательно захотят при этом заработать и прибыль, то есть добавочную стоимость, по Марксу.
- Добрый день! Меня зовут Виктория. Слышала, что вне зависимости от того, какие счетчики стоят, вы будете ставить новые. Это правда или слухи? Это за счет жильцов или за ваш? Мы же потратились...
- Это слухи, мы не можем менять счетчики в жилом доме - это не наше хозяйство. Но мы действительно заинтересованы, чтобы было все хорошо в жилом фонде, поэтому вместе с управляющими жилым фондом и мэрией ищем пути решения ситуаций с счетчиками. Мы ведем переговоры с датской и немецкой компаниями. Они предлагают финансировать частично и мы хотим поменять счетчики на другие, нового поколения, в одном-двух домах. Мы рассматриваем несколько домов для эксперимента, чтобы показать воздействие нового оборудования. Лет 5 назад мы уже поменяли экспериментально в одном доме все водомеры на новые, чтобы показать, что  получается, если установлены правильные считчики, и действительно, разница упала до 1-2%.
 - Добрый день, меня зовут Марина и меня интересует качество нашей воды и еще скажите, почему вода до сих пор пахнет хлоркой?
- Не побоюсь сказать, что в Кишиневе вода самого высокого качества. Она соответствует всем параметрам, предъявляемым постановлением правительства Молдовы к питьевой воде. Вместе с тем, в основе некоторых претензий наших клиентов к этому показателю лежат старые стальные трубы, которых 70% у нас в хозяйстве. Без их полной замены проблему не решить.
Что касается воды, отпускаемой с водоочистительной станции, она высочайшего качества. Нет в Кишиневе другого поставщика, который бы ежедневно отбирал порядка 40-50 проб с разных точек города и в 4 лабораториях проверял их на соответствие качества ГОСТа. За прошлый и текущий год из 1000 взятых проб не соответствовало лишь 2-3 пробы, вместо 50 по норме, так что гарантируем, что наш продукт очень хорошего качества!
В прошлом году мы заменили около 40 км, а в текущем году уже около 50 км труб. Вы видите, что у нас почти весь город раскопан. Поэтому желательно, чтобы управляющие жилым фондом параллельно с нами, в свою очередь, начали замену стояков, особенно в домах старой застройки. Тогда значительно улучшится качество воды у конечного потребителя.
Что касается запаха хлора, этого не может быть, потому что в процессе водоподготовки хлор уже давно не используется, даже хлорные 1-тонные контейнера списали на металлолом.
- Здравствуйте, меня зовут Наталья. Вы, наверное, слышали, что говорят о конце света 21 декабря. Я читала одну статью, где было рекомендовано запасаться водой. Правда что горячую воду пить нельзя?
- Горячую воду из батарей нельзя пить, потому что она подготовлена на специальных заводах в качестве теплоносителя. Что касается горячей воды, она должна соответствовать госту «вода питьевая», ее можно пить в принципе, хотя не рекомендуется, поскольку у «Термокома» в основном нет оборотного водоснабжения, и при этом температурные пределы горячей воды не всегда соответствуют тем параметрам, которые определены ГОСТом, и в этом продукте могут быть такие жизненно опасные болезнетворные бактерии, как Легионелла. А если прокипятить, тогда её можно употреблять для питья.
- А холодную воду из крана пить безопасно?
- Абсолютно безопасно! При этом механические примеси от старых труб, в виде ржавчины и всяких оксидов, можно задержать механическими фильтрами, так называемыми сетчатыми фильтрами. Можно пить и кипяченную воду. Не надо опасаться, так как мы постоянно, как, ранее сказал, проверяем ее качественные характеристики.
Кстати, хочу отметить один интересный факт, о котором многие не знают. У нас около 30% всех утечек в городе - это не утечки, а наши свободные сбросы из сетей воды. Освобождаем сети от воды, промываем, снова сбрасываем. Все знают, что в городе нет полноценной ливневой канализации, поэтому нам некуда нормально сбрасывать. Никто не должен видеть эти утечки, но нам приходится сбрасывать на проезжей части, и это заложено в тариф.
- Добрый день, меня зовут Лидия Паша. Почему вода в два раза дороже газа, который везут из России тысячи км? Планируется ли повышение тарифов?
- Хочу обратить ваше внимание на разницу измерения! Вода — это жидкость, а газ - это газообразная фаза. Если газ сжать до 230 атмосфер, он превращается в жидкую фазу. Спросите сколько стоит кубометр жидкого газа? В тысячу раз дороже. Так что это вопрос разных измерений и лукавство некоторых товарищей.
Что касается повышения тарифов, пока мы не собираемся требовать новых тарифов. Настоящий тариф пока нас устраивает. Но вопрос тарифов это бесконечный разговор, все познается в сравнении. У нас он один из самих низких в регионе.
- Почему не заключаются прямые договора с кишиневцами, и если не платят соседи, отключают воду всему дому?
- Опять же, во всем мире и в Кишиневе поставщик воды имеет право заключить договор только с потребителем, у которого есть прямое подключение к сетям этого поставщика. В случае много-этажных домов возможно прямое подключение лишь общего ввода этого дома и, соответственно, заключение прямого договора с управляющим жилого дома. А договоры с конечными потребителями — владельцами квартир - прерогатива управляющего жилфонда. Так как договор на поставку услуг заключен с управляющим жилого дома, в случае неуплаты счетов некоторыми жильцами формируется задолженность этого управляющего жилфонда, и «Апэ-канал Кишинэу» вынужден в исключительных случаях отключать дом от поставок воды.
Этим правом мы пользуемся только в исключительных случаях, когда исчерпаны все варианты воздействия на должника, т. е. управляющих жилфондов. К счастью, таковых, с которыми мы никак не может сработаться, не так много - у нас где-то 20% проблемных домов, из которых 5% запущенных. Как правило, управляющие этих домов осуществляют расчеты с нами напрямую, не через «Инфоком», и впоследствии мы даже не владеем информацией о состоянии оплаты отдельно каждой квартиры и, естественно, не может знать, какую квартиру отключать, куда ушли средства...  Он не раскрывает данные о задолженностях по квартирам, получает деньги, а что делает с деньгами? Подавать в суд нет смысла, мы закрываем ему счета, а он работает наличными. Поэтому вынуждены закрывать воду, чтобы люди поняли, что есть проблема, чтобы собрались и требовали от управляющего отчета, если надо, в конце-концов уволили его и взяли нормального специалиста. А когда управляющие работают с «Инфокомом», мы знаем, какие квартиры не платят, идем к управляющему, оказываем ему юридическую помощь, подаем в суд на квартиру и т.д.
- Здравствуйте! Меня зовут Иван. Когда «Апэ-канал заменит вентили для перекрывания воды на участке водотрассы по улице Друмул Скиноасей? Когда авария, то негде перекрыть воду и тогда приходится перекрывать воду в единственной, пока еще действующей задвижке, и результат полрайона сидит без воды...
Накопилось много проблем. У нас был тарифный голод почти 7 лет подряд, накопили долги и ничего не могли делать. Сейчас у нас тариф покрывает затраты. Начали наконец-то, строить за два года поменяли 90 км труб - это огромное количество по сравнению с прошлыми годами, когда меняли по 5-10 км. Вместе с трубами меняем задвижки и всю инфраструктуру.  Недавно работали на Ботанике, в результате поменяли около 300 задвижек.  Дойдем и до Друмул Скиноасей.

KP.md
0