Цена одного шлагбаума
Родственники и друзья жертв аварии в Меренах возложили цветы к зданию Правительства РМ. 3 ноября на железнодорожном переезде неподалеку от села Мерены Новоаненского района маршрутное такси столкнулось с поездом.
В результате аварии погибло четыре человека. Трое пострадавших, среди которых беременная женщина, находятся в больнице. Маршрутка везла людей со свадьбы. Одни в случившемся обвиняют Минтранс, другие же ругают водителя микроавтобуса, который нарушил правила дорожного движения.
По ДТП в Меренах возбуждено уголовное дело. В Дорожной полиции утверждают, что водитель микроавтобуса проехал железнодорожное полотно на красный свет. Шлагбаума на переезде не было.
Год назад такая же трагедия произошла возле села Бульбоака того же района. Практически при тех же обстоятельствах. Тогда авария унесла жизни восьми человек.
В произошедшем в Меренах родственники и друзья жертв ДТП обвиняют Минтранс и его главу Анатолия Шалару. В день заседания кабмина, 7 ноября, они собрались у ступенек здания правительства, чтобы вручить Шалару по два цветка в память о погибших. Но министр, как он затем объяснил журналистам, ничего не зная об организованной акции, вошел в здание в другое время и через другой вход.
Минтранс премьера не услышал
За год, прошедший между этими двумя страшными ДТП, вопрос установки шлагбаумов на железнодорожных переездах обсуждался не раз. Трижды премьер Владимир Филат отдавал распоряжение Минтрансу решить проблему. После аварии в Меренах глава кабинета признал и свою вину в сложившейся ситуации. «Если бы я проявил больше решительности и причастности, то, на мой взгляд, этой аварии не произошло бы», - отметил Владимир Филат.
Но никакие теперешние сожаления не умаляют безответственного отношения чиновников как в части исполнения поступающих им распоряжений, так и в части осуществления своих прямых обязанностей. Правда, вопрос в том, что власть предержащие все еще разбираются, кто должен заняться установкой шлагбаумов и, главное, профинансировать эти работы, ценой которых оказались жизни людей.
Иван кивает на Петра …
У Министерства транспорта, а точнее, у подотчетного ему государственного предприятия «Железная дорога Молдовы», как объявил Анатолий Шалару, необходимых денег нет. Да и вообще, не они должны этим заниматься, считает министр, так как эта сфера относится к компетенции Дорожной полиции. Значит, и средства на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе на железнодорожных переездах, должны выделяться из Дорожного фонда.
«Железная дорога Молдовы и так проделала большой объем работы, - пояснил журналистам после заседания правительства Анатолий Шалару. - Предприятие установило около 400 предупреждающих указателей, были спилены все деревья, окружающие переезды, чтобы обеспечить достаточную видимость».
Но на месте последней аварии, утверждает министр транспорта, работало и звуковое и визуальное оповещение, но водитель в нарушение правил проехал. «Не надо перекладывать ответственность на Минтранс, - считает Шалару, - всему виной непрофессионализм и безответственность водителей, которых и никакие шлагбаумы не останавливают. Шлагбаум перекрывает лишь 2/3 дороги, и водители его просто объезжают». В подтверждение своих слов министр привел пример еще одной аварии прошлого года, когда два автомобиля, объехав шлагбаум, столкнулись прямо на рельсах. И в один из них вдобавок въехал поезд.
Шлагбаумы на миллион
Однако после серии оправдательно-обвинительных выступлений Анатолий Шалару от имени Министерства транспорта предложил вариант решения проблемы: выделить для установки шлагбаумов средства из Дорожного фонда. И как следовало из слов министра, на выполнение этого объема работ потребуется не менее миллиона евро.
Сумма, озвученная главой Минтранса, вызвала негативные отклики в социальных сетях, мол, многовато для каких-то шлагбаумов. Комментарии задели министра Шалару, и после заседания правительства он решился объясниться перед журналистами. «Самый дешевый шлагбаум стоит 70 тыс. евро, а наиболее оптимальный – 150 тыс. евро, - оправдывался министр-либерал. - Установить их требуется на 13 переездах, где в последние годы были зарегистрированы ДТП. Вот и считайте».
Организацией тендера по приобретению шлагбаумов займется Агентство публичных закупок. Министерство транспорта, в свою очередь, уже разослало предложения трем наиболее известным производителям такого оборудования. Именно оборудования, которое будет оснащено тремя системами безопасности - от связи по кабелю с диспетчером до сенсоров на локомотиве. Осталось, чтобы давно обещанное, наконец, было сделано. Пока не произошла новая трагедия.
Vedomosti.md