563

Правозащитников учат тактике онлайн-протестов

Правозащитников учат тактике онлайн-протестов  
Институт разместился в здании средневековой тюрьмы
 
Во Флоренции создан международный институт по обучению тактике проведения правозащитных онлайн-кампаний.
 
Обучение начнется с нового года. В число первых студентов будут активисты из разных стран мира, которых научат пользоваться новейшими электронными инструментами для выражения инакомыслия.
 
Как показала "арабская весна", протесты в наше время выражаются как в социальных сетях, так и в ходе уличных акций, митингов и демонстраций. В наше время репрессивные режимы охотятся на инакомыслящих, выражающих свои мысли в Facebook или Twitter, точно так же, как в свое время устраивали облавы на подпольщиков.
 
Ставки высоки. Высокотехнологичная игра в кошки-мышки требует, чтобы протестующие могли найти баланс между стремлением максимально воздействовать на общественное мнение, соблюдением мер безопасности и высоким уровнем конспирации.
 
Итальянский учебный центр, финансируемый европейским филиалом американского Центра по вопросам правосудия и прав человека имени Роберта Кеннеди, собирается совместить академические исследования с практическими навыками и тренингом.
 
Как защитить студентов
 
Символично, что институт будет работать в бывшем здании тюрьмы, переданном ему флорентийским муниципалитетом. Директор проекта Федерико Моро говорит о своем намерении при помощи технологий "продвигать идеи демократии, прав человека и справедливости".
 
"Основная мысль заключается в том, что социальные сети способны помочь добиться изменений", - уверяет он.
 
По его словам, активисты могут страстно верить в свою борьбу, но они также нуждаются и в практических знаниях. "Лидеры правозащитных движений могут посвятить себя борьбе, могут отдать ей свою душу и жизнь - но им все равно нужны знания, чтобы добиться перемен", - говорит Моро.
 
Студентами института станут блогеры и активисты, которые смогут учиться во Флоренции благодаря стипендиям, предоставляемым центром имени Роберта Кеннеди. Непросто будет даже набрать студентов - нужно будет защитить абитуриентов, жизнь которых могут быть поставлены под угрозу самим фактом обращения в новый институт.
 
Моро говорит, что институт не будет защищать интересы правых или левых движений. Его цель - действовать в защиту тех людей, чьи права человека нарушаются, будь то следствием политического преследования или насилия в семье.
 
Поединок с цензурой
 
Институт будет не только обучать правозащитников, но и работать с организациями и коммерческими предприятиями. Им он планирует предоставлять информацию и консультации по вопросам, связанным с законодательством о правах человека и этически оправданными инвестициями.
 
Но что должен знать и уметь интернет-активист, или так называемый "умный диссидент"?
 
Крис Майкл из находящейся в Бруклине правозащитной организации Witness описывает некоторые практические шаги, к которым нужно прибегать протестующим.
 
Им нужно научиться пользоваться сайтами, которые позволяют осуществлять анонимный доступ в интернет. В результате активисты могут организоваться, не раскрывая информации о себе. Есть также средства, помогающие обходить попытки цензоров блокировать некоторые вебсайты.
 
Для этого правозащитники часто используют программы, разработанные в рамках криптографического проекта "Tor". Майкл говорит, что существуют также программные средства, позволяющие повысить степень защиты видео- и телефонных звонков через интернет от вмешательства спецслужб.
 
Есть компьютерная программа, позволяющая с легкостью пикселизировать лица на видеокадрах, чтобы защитить людей, которые могут оказаться под угрозой, если власти смогут их идентифицировать. Witness работает с YouTube, размещая видеозаписи акций протеста и репрессий на специально выделенном правозащитном канале.
 
Там уже собраны сотни видеоклипов из многих стран, в том числе из Сирии, Пакистана, Ливии, Бирмы, Венесуэлы, Испании, России, Китая и США. На канале ежедневно появляются видеоотчеты обо всем, начиная со студенческих протестов и заканчивая акциями принудительного выселения людей из домов и квартир.
 
iPhone и винтовка
 
Распространение смартфонов открывает беспрецедентно широкие возможности для записи и распространения свидетельств применения грубой силы в отношении простых людей. Мы сегодня живем в глобальном аквариуме.
 
Но делает ли это мир более безопасным? Могут ли видеозаписи в интернете и социальные сети повлиять на диктаторские режимы? Иначе говоря, что было бы с Гитлером и Сталиным, если бы в 30-х годах существовали Twitter и YouTube?
 
И можно ли сказать, что современная революция совершается при помощи камеры айфона, а не винтовки?
 
Не все так просто, говорит Майкл: "Скажу одно слово - Сирия. В интернет выложено множество видеодоказательств преступлений и кровопролития в этой стране, но нет никаких признаков того, что общественный контроль играет роль сдерживающего фактора".
 
"Вы фиксируете, но это не означает, что тем самым вы что-то меняете", - добавляет Майкл.
 
Однако он полагает, что количество видеоклипов и сообщений с мест, а также возможность оставаться на связи с теми, кому угрожает опасность, могут сыграть свою роль.
 
Тем не менее, вопрос все равно остается: действительно ли арабские революции совершил Facebook, или же он просто дал возможность остальному миру узнать о событиях, которые все равно должны были произойти?
 
Активист из Нового Орлеана Стивен Брэдбери говорит, что хотя в интернете накопилось очень много информации, доступной ее делают поисковики и их алгоритмы.
 
Рана Хусейни, активист и журналист из Иордании, писавшая об "убийствах во имя чести", говорит, что интернет дал голос общественному мнению. Она также разделяет опасения, что цифровые технологии могут быть использованы не только для обмена мнениями и проведения расследований, но и в качестве средств наблюдения и слежки.
 
"Голоса аутсайдеров"
 
Флорентийский проект тренинга правозащитников - довольно уникальный проект, который не вписывается ни в какую систему.
 
За надежными средневековыми стенами тюрьмы на родине европейского Возрождения находится центр, оснащенный высокими технологиями и ожидающий студентов со всего мира, которые будут учиться защите своих прав в помощью гаджетов и интернета.
 
К этой гремучей смеси добавляется также идеализм 60-х, который был столь присущ Роберту Кеннеди. Фонд был создан в память убитого сенатора, и сейчас им руководит его дочь - Керри Кеннеди.
 
Совсем недавно она сама столкнулась с агентами тайной полиции, когда ездила с правозащитной делегацией в Западную Сахару.
 
Фирменной чертой политических кампаний Роберта Кеннеди был прямой контакт с простыми гражданами - они всегда получали информацию из первых рук, зачастую от политических изгоев, отлученных от мейнстрима.
 
Сотни сообщений и блогов в соцсетях в наши дни и стали источником такой бесценной информации, и из мозаики твитов, роликов в YouTube и фотоблогов создается мгновенная электронная картина общественного мнения, которое игнорировать невозможно.
 
Дать этим индивидуальным голосам новейшие цифровые средства для продолжения борьбы за прежние идеалы и хотят флорентийские учителя.
0