807

Почему Молдова стала каналом для ядерной контрабанды?


За последние годы в Молдове было зарегистрировано два случая контрабанды радиоактивных материалов, которые потенциально могли быть использованы для создания оружия. Фото: 15min.lt За последние годы в Молдове было зарегистрировано два случая контрабанды радиоактивных материалов, которые потенциально могли быть использованы для создания оружия.
Первый инцидент произошел в феврале 2010 года, когда трое мужчин, один из них - бывший сотрудник МВД РМ, пытались провезти 1,8 кг урана-238, оцененного в 9 млн евро. А летом 2011 года шесть человек были задержаны уже с 1 кг урана-235, с продажи которого они намеривались выручить 32 млн евро. 
И если в первом случае вещество годилось лишь для изготовления «грязной бомбы», поражающий эффект которой - радиоактивное загрязнение, то из урана-235 возможно изготовить настоящий ядерный снаряд со всеми вытекающими последствиями.
Эксперты утверждают, что такой рост активности контрабандистов в нашей стране спровоцирован прежде всего слабым пограничным контролем и несовершенным законодательством.
«Последние годы, к сожалению, показали, что Молдова не находится в стороне от вопросов ядерной безопасности, несмотря на то, что не является ядерной державой или страной, производящей ядерную энергию. Мы получили уже два подтверждения того, что наша республика выбрана преступниками в качестве канала незаконной перевозки ядерного материала», - считает директор Национального агентства по регулированию ядерной и радиологической деятельности (ANRANR) Артур Буздуган.
Ответные меры
Новые угрозы порождают новые способы реагирования. Именно поэтому Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) совместно с ANRANR провело серию лекций для специалистов различных областей, связанных с ядерной безопасностью. 
«Мы пытаемся нивелировать эту угрозу для Молдовы, прежде всего предоставляя новейшую информацию и делясь международным опытом в области ядерной безопасности, а также судебной экспертизы и уголовного расследования случаев незаконного оборота радиоактивных веществ», - говорит координатор МАГАТЭ по вопросам ядерной безопасности Дэвид Смит.
По словам экспертов, для Молдовы более актуальной является проблема контрабанды радиоактивных материалов из-за рубежа, чем из внутренних источников, поскольку их в Молдове немного и за ними ведется строгий контроль. Это в первую очередь препараты для лечения рака и некоторые приборы, используемые в производстве. За рубежом нередко источником контрабандного радиоактивного сырья становятся заброшенные лаборатории или производственные цеха, в которых про опасные вещества просто забывают.
Поэтому, по мнению Смита, для обеспечения ядерной безопасности Молдове необходимо прежде всего обезопасить границы, установив на них детекторы радиации.
Приднестровский фактор
Артур Буздуган отметил, что на данный момент в республике из всех пограничных пунктов детекторами радиации обеспечены лишь Кишиневский аэропорт и таможенный пункт Леушены на границе с Румынией. Поэтому неудивительно, что злоумышленникам не представляет труда провозить уран через молдавские заставы.
«Унгены - международный аэропорт и транзитная граница со времен Советского Союза, но там такого оборудования нет, так же как и в Джурджулештском порту, хотя переговоры касательно него уже ведутся. Я уже молчу о границе с Украиной. Кроме того, наши таможенные пункты слишком маленькие и не рассчитаны для установки рамок для обнаружения радиоактивных материалов. В результате из-за того, что машины слишком близко, детектор может зафиксировать повышенный радиационный фон в соседнем с контрабандистами автомобиле. Это усложняет процедуру поиска и идентификации. Поэтому при постройке таможенный пункт необходимо изначально проектировать так, чтобы было место для детекторов, а между автомобилями сохранялось необходимое расстояние», - сказал Буздуган.
В случае с ураном-235 двое обвиняемых были жителями Приднестровья. По мнению Буздугана, близость непризнанной республики является важным фактором незаконного транзита радиоактивных веществ через Молдову.
«Насколько я помню, был еще болгарский случай 2000 года, когда злоумышленники признались, что материал они закупили в Приднестровском регионе. Кроме того, еще один человек, связанный с незаконным оборотом ядерных веществ, был задержан несколько лет назад в Румынии. Он также сознался, что приобрел их в Приднестровье», - рассказал Буздуган.
Ужесточение закона
Другой важной проблемой является несовершенство молдавского законодательства. Благодаря этому контрабанду радиоактивных материалов возможно подвести под другую, менее суровую статью и отделаться более мягким наказанием.
Стоит вспомнить хотя бы судебное решение по делу о ввозе урана-238 в 2010 году. Двое обвиняемых были приговорены к одному году лишения свободы и освобождены прямо в заде суда, так как пока шло следствие, они уже провели это время под арестом. Их пособника – бывшего сотрудника МВД, приговорили к трем годам условно с отсрочкой на четыре года. 
«Закон необходимо ужесточать. Чем более жестким он станет, тем быстрее те, кто пытается использовать Молдову, поймут, что через нашу страну лучше не проходить. Пусть выбирают другие страны. Сейчас же при разбирательстве дела, как правило, все зависит от того, насколько весомы аргументы прокурора и насколько весомы аргументы защиты», - сказал Буздуган.
Кроме этого, также существует проблема международной кооперации в области ядерной безопасности, так как нередко гражданина другой страны просто невозможно привлечь к ответственности в Молдове за контрабанду радиоактивных материалов.
Координация на всех уровнях
Но координация необходима не только на международном, но и на национальном уровне, утверждает Дэвид Смит. В западных странах ведомства, в частности Таможенная служба, прокуратура, МВД, медики, Министерство чрезвычайных ситуаций, специалисты в области радиологии и даже пожарные, действуют очень тесно и имеют отработанные процедуры поведения в случае обнаружения радиоактивных материалов. В Молдове же пока нет подобной кооперации, и сотрудничество происходит лишь на уровне таможенной службы и ANRANAR.
«Важно не только обезопасить окружающее пространство, но и соблюсти все необходимые процедуры, для того чтобы улики потом были признаны в суде», - отметил Дэвид Смит.
Нарушение процедуры сбора и хранения материала или же отсутствие соответствующей аккредитации у лаборатории может привести к тому, что суд просто не примет во внимание вещественные доказательства, и злоумышленник уйдет от наказания.
Артур Буздуган убежден, что для решения проблемы координации различных служб в Молдове необходимо разработать и внедрить Национальную стратегию по ядерной безопасности.
«В нынешней общей стратегии национальной безопасности об этом сейчас есть пара строчек, но этого мало. Должна быть конкретная стратегия, с конкретным планом действий, в которую были бы вовлечены все ведомства», - подчеркивает Буздуган.
Лучшие эксперты – в Минсельхозе
Не способствует улучшению дел и отсутствие достаточного количества экспертов в области радиологии. Между тем грамотная экспертиза – один из ключевых элементов в ведении следствия, а также обеспечения ядерной безопасности страны в целом.
«Это должны быть либо очень хорошие физики-экспериментаторы, ядерщики, либо радиохимики. У нас их буквально пара человек и, к сожалению, работают они в разных ведомствах. Также существуют различные недоработки в области судебной экспертизы, потому что люди не знакомы с юридическими аспектами проведения анализа», - сказал Буздуган.
По его словам, одна из передовых лабораторий находится, как это ни странно, в Министерстве сельского хозяйства. Однако она сегодня имеет ведомственный статус и выполняет спектр работ, который в основном связан с агропромышленным комплексом.
«Необходимо поднять статус этой лаборатории, сделать ее республиканской и межведомственной, чтобы к ней имели доступ и специалисты из других служб», - считает Буздуган.

Vedomosti.md
0