Российским бюрократам пора прекратить сдачу Приднестровья
Россия и Украина продолжают держаться за формулу «территориальной целостности» Молдовы при «особом статусе» Приднестровья. Переговоры между Кишинёвом и Тирасполем после многочисленных односторонних уступок со стороны нового руководства ПМР зашли в тупик.
По-иному и быть не могло: любой малый, да и большой шаг навстречу руководство РМ воспринимает как слабость. А это вызывает ещё большее давление на приднестровских представителей. Политика Кишинёва всё больше правеет, влияние Румынии в Молдове продолжает расти. Между тем Россия и Украина продолжают держаться за формулу «территориальной целостности» Молдовы при «особом статусе» Приднестровья. В этой ситуации возникает вопрос: какой должна быть дальнейшая политика Москвы в отношении ПМР?
Об этом читайте в авторской колонке тираспольского политолога Андрея Сафонова специально для РИА «Новый Регион».
Прежняя линия буксует
Мы ранее говорили о политике Украины на приднестровском направлении, и будем анализировать данную тему впредь. Сейчас же нас интересует российская тематика, поскольку никто не станет спорить, что Москва занимает в ПМР ключевые политические, экономические и военные позиции. По крайней мере, пока, ибо с января 2012 года политика руководства Приднестровья существенно изменилась. «Малые шаги» президента ПМР Евгения Шевчука ослабили влияние Кремля, ничего не дали Украине, но зато явно усилили позиции Молдовы, ЕС и США на берегах Днестра.
Однако сейчас, в октябре 2012 года, очевидно, что у руководства Молдовы нет реалистичных предложений по урегулированию 22-летнего конфликта. Есть желание «сломать» Тирасполь и заставить принять унитарные условия «реинтеграции». Это – последовательная линия.
У России же реалистической линии не чувствуется. Внешне есть вышеприведённая «целостная» формула, которая все прошедшие 22 года базируется на идее, что однажды в Кишинёве с помощью пророссийски настроенных приднестровских избирателей прорумынские и прозападные власти падут, а на смену им придут те, которые откажутся от идеи вступления в ЕС и сближения с Румынией, а также на веки вечные провозгласят вечный нейтралитет и поставят крест на возможности вхождения Молдовы в НАТО.
Но данная формула уже разменяла третий десяток, а «однажды в Молдове» всё никак не происходит. На этом фоне политика московских бюрократов, уверяющих «государя всея Руси», что всё прекрасно, как никогда, явно начинает пробуксовывать.
Первым делом, первым делом – вертолёты…
В последнее время всё больше российских политиков и экспертов, осознавая потерю позиций Москвы в случае дальнейших уступок Молдове, начинают говорить, что военное присутствие РФ на берегах Днестра сохранится. Это – правильные слова. Но их надо облечь в конкретные формы.
А одной из таких форм могло бы стать развёртывание в ПМР полноценного вертолётного полка в результате кропотливых, терпеливых переговоров с Украиной. Не верю, что Киев и Москва, распри между которыми ранят сердце каждого приднестровца, не могли бы найти решение этого вопроса. Смогли же найти компромисс по куда более масштабной проблеме дислокации в Крыму российского Черноморского флота!
Вертолёты ВВС РФ крайне необходимы на случай попытки прорумынского руководства Кишинёва и его союзников силой реинтегрировать «восточные районы Молдовы». У РМ и Румынии, которая наверняка в случае такого противостояния не останется в стороне, есть авиация – как вертолёты, так и самолёты (последние – у Бухареста). Но сегодня авиации, могущей потенциальному противнику помешать захватить господство в воздухе, ни у ПМР, ни у остатков 14-й армии РФ, ни у миротворцев России нет. Таким образом, атаки с воздуха, кроме ограниченных ресурсов ПВО, россиянам и приднестровцам отразить будет нечем.
Сейчас, когда в СМИ вбрасываются данные о будто бы предстоящем вывозе старых вертолётов ВВС РФ из ПМР, надо остро поставить вопрос: необходима доставка в Приднестровье с целью усиления войск РФ и ПМР как минимум новейших образцов вертолётов. Хотя истребители тоже не помешали бы.
Для всего этого нужна политическая воля. А техника исполнения как-нибудь найдётся.
Атака изнутри
Я уверен, что за чашкой кофе, в кабинетах вышеуказанных московских бюрократов высказывается понимание, что в 2011 году в отношении выборов президента ПМР была избрана абсолютно провальная линия, которая нанесла ущерб, прежде всего, самой России.
Стравив сориентированных на Москву Игоря Смирнова и Анатолия Каминского, эти бюрократы получили Евгения Шевчука, «малые шаги» которого дали Кишинёву и Западу столько, сколько противники Приднестровья не могли добиться за 1990-2011 годы.
Проиграв все лобовые атаки на ПМР, Кишинёв и его союзники просочились в приднестровскую власть изнутри, сделав ставку как на не знавших законов политики дилетантов, так и на откровенных агентов влияния.
В частности, с начала 2012 года фактически парализованной оказалась работа Тирасполя с Россией. Дело в том, что по непонятным причинам президент ПМР Евгений Шевчук назначил своим специальным представителем открытого врага независимости ПМР и защитника банды убийц и террористов из группы «Бужор» во главе с Илие Илашку – Моню Бергмана. Соответствующие высказывания этого господина мы уже приводили; будет надо – приведём ещё. Но вот что беспокоит всех приднестровцев, помимо самой крайне одиозной личности Бергмана, так это многомесячное молчание Евгения Шевчука по его поводу и продолжающееся пребывание этого, с позволения сказать, посла на госслужбе.
Почему молчит новый глава Приднестровского государства – не знаю, а гадать не хочу. Хотя вопросов в этой связи к позиции Шевчука возникает всё больше. А вот что касается Российской Федерации, то ей вряд ли имеет смысл работать с Бергманом. Где гарантия, учитывая его публично оглашённые позиции, что совершенно секретные сведения, к которым он получил доступ, не попадут в руки прямых врагов России и ПМР?
Пользуясь случаем, ещё раз открыто ходатайствую перед Президентом ПМР об увольнении Бергмана с государственной службы. Одновременно считаю, что компетентным российским органам не мешало бы пристальнее присмотреться к данному субъекту.
Не монолит, а болото
А теперь перейдём от частного к общему. Чтобы оттащить Молдову от Румынии, ЕС и НАТО, не надо «втискивать» ПМР в РМ. Надо просто изменить подходы. В современной Молдове должно быть несколько центров силы, влияния и принятия решений. Только так можно предотвратить появление и укрепление консолидированной прорумынской и прозападной государственной власти. Пусть будут соперничающие и грызущиеся между собой группировки. Вроде нынешнего «Альянса за европейскую интеграцию». Только ещё более злые и враждебные друг другу.
Они, с одной стороны, не должны обладать силой, чтобы увести Молдову в Румынию. С другой, они не должны иметь возможности проникнуть на политическое поле Приднестровья.
В открытом противостоянии на кишинёвской политической почве Запад всё равно сильнее Кремля. История с Меморандумом Козака – тому доказательство. А если вместо прорумынского и прозападного монолита в Кишинёве будет вечно изменчивое болото, то в нём любые ЕС-ы и НАТО запутаются…
От «малых шагов» ещё не отказались
Правда, Кишинёв, как мы уже говорили, и сам после выборов-2011 проник на бескрайние приднестровские просторы. Сдача позиций Молдове, по сути, не прекращена, от обанкротившейся политики «малых шагов» никто не отказался. Напротив, ещё раздаются псалмопения в честь «шагов», а также высокопоставленных «пешеходов», их совершивших.
Судите сами, уважаемые читатели. «Третий пакет», позволяющий Молдове ставить вопрос о выводе остатков 14-й армии и миротворцев РФ, а также требовать обсуждения статуса Приднестровья в составе унитарной РМ, по-прежнему в повестке дня. МИД ПМР во главе с Ниной Штански не отзывает свою санкцию по этому пакету. Создана некая рабочая группа по межбанковскому взаимодействию, причём Кишинёв требует включения приднестровских банков в банковскую систему Молдовы. Ещё одна атака связана с требованием к Тирасполю отказаться от приднестровских автомобильных номеров. Что именно предлагают, со своей стороны, приднестровцы – пока непонятно.
В Тирасполе многие опасаются, как бы ещё несколькими «малыми шагами» не стало больше.
Очевидно, для России, которая не имеет больше столь прочных позиций на юго-западе СССР, как в ПМР, было бы логично яснее обозначать свою точку зрения по поводу усиления влияния не совсем дружественных ей внешних сил в ПМР.
Преподать урок Бухаресту
Конечно, есть и отрадные факты. Например, 26 октября не состоялась очередная встреча между переговорщиками от ПМР и РМ – Ниной Штански и Евгением Карповым. И то сказать – если со стороны Кишинёва нет конструктива, то о чём говорить попусту?
Видя, что не всё идёт, как задумано, а ждать нет желания, «определённые силы» перешли к открытому давлению не только на Тирасполь, но уже и на саму Москву. Так, 26 октября в Румынии был схвачен некий российский бизнесмен, который будто бы ночей не спал, всё тайны добычи металлов на земле Румынской выведывал. Я уверен, что эта явная провокация хоть в малой мере, но связана с геополитическим противоборством на молдо-приднестровском направлении.
А ещё я думаю, что реакция Москвы, если дело не решится миром в ближайшие часы, должна быть максимально жёсткой. Следовало бы найти какого-нибудь гражданина Румынии в России, который должен будет или сесть, или быть обмененным на «забитого в железа» россиянина. Если позволить румынским заправилам сейчас обнаглеть, они вообще сядут на шею.
Привет из Тбилиси!
Договариваться с правящим в Кишинёве Альянсом России бессмысленно. Это – открыто враждебная Москве сила. В антироссийской политике особой разницы между составными частями АЕИ разницы нет. В своей антидемократической сущности кишинёвские власти дошли до того, что попросту запретили проводить референдум о вступлении Молдовы в Таможенный Союз, о чём сообщалось в СМИ.
Тут Кремлю мог бы в понимании процессов, идущих в Молдове, посодействовать опыт Грузии. Уж сколько было затрачено сил и медийных ресурсов, чтобы протрубить: пал Михаил Саакашвили! «Умер проклятый метельщик», как торжествующе восклицал герцог де Маликорн из прекрасного советского фильма «Город мастеров». И что же? Вот чем порадовала российскую «публикус» сей день новый министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе. Она довела до сведения желающих «договориться» из московских кабинетов, что «в условиях оккупации 20% территорий Грузии и функционирования двух российских посольств на оккупированных территориях, дипломатические отношения с Россией восстановлены не будут».
А чтобы Грузии не докучали некие российские чиновники 22 следующие года (как в случае с ПМР), министр разъяснила особо любознательным: «Задачей всей страны, и не только этого министерства, является деоккупация территорий Грузии. Большей цели у Грузии нет». Потом тема и вовсе была закрыта: министр заявила, что внешнеполитические приоритеты Грузии не меняются. По словам Панджикидзе, приоритетами Грузии являются интеграция в Евросоюз и НАТО, а также усиление и углубление стратегического партнерства с США.
Мораль сей басни такова. Если с враждебными тебе политиками нет возможности договориться, их надо прижать. Неважно – каким способом. А если и прижать нельзя, тогда остаётся спасать то, что ещё можно спасти.
Время открытого российско-приднестровского военно-политического союза пришло!
В нашем случае, АЕИ надо прижимать. А что касается ПМР, то пришло время заключить де-факто открытый военно-политический союз между Россией и Приднестровьем.
Во-первых, Россия могла бы включить ПМР в конкретные экономические проекты.
Во-вторых, дать возможность приднестровским товарам как следует войти на российский рынок, предоставив для этого необходимые преференции.
В-третьих, открыть в ПМР генеральное консульство, а при невозможности этого – открыть в Тирасполе Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью без согласия Кишинёва с возможными филиалами в других населённых пунктах республики.
В-четвёртых, Россия могла бы официально отказаться от самой постановки вопроса о выводе войск из ПМР.
В-пятых, есть резон приступить немедленно к количественному и качественному усилению военного присутствия РФ в ПМР.
В-шестых, все виды российско-приднестровских контактов должны осуществляться напрямую, пусть даже на словах Россия не готова признать независимость ПМР.
И это будет не просто поворот в политике. Это будет прорыв от сковывающих саму Россию условностей и шаблонов к реальности и здравому смыслу, от потери позиций к их укреплению.
Андрей Сафонов
NR2.ru