“Кишиневская волчица”, предки-даки, румыны и молдаване…
Узнав этот последний факт, теперь многие поймут, почему в полнолуние кишиневскому дубликату символа Рима, который фашистский диктатор Муссолини использовал в своей пропаганде, становится не по себе. Приятно ли быть тенью подделки?
После того, как у здания исторического музея установили памятник «римской волчице», жизнью многострадального животного мало кто интересуется. А напрасно. В некоторые ночи, когда «волчица» изнемогает от нестерпимых душевных мук, из ее пасти вылетает тяжелый и мучительный стон. Он подобен ужасным крикам оборотней из дремучих лесов Трансильвании или звукам туманных английских болот, которые приводили в трепет представителей рода Баскервилей.
То, что это именно так убедиться может каждый. Выйдите в полнолуние к странному месту и настройте слух…Уууууу – поднимается над историческим музеем волчий вопль, пролетает над кронами деревьев и направляется к лунному диску, где обитают покорные царице ночи души.
Что же заставляет легендарное животное обращаться к миру таким жутким образом?
Некоторое время назад в соседней Румынии взорвалась информационная бомба. Группа известный людей и искателей правды предложила обществу документальный фильм «Даки – Захватывающие истины».
Авторы отвергают известную с коммунистических времен идею о том, что румыны – потомки римлян и унаследовали от них генетику, культуру, обычаи и образ жизни. Они утверждают, что запрутский народ – происходит от доблестных и благородных даков, занимавших эту территорию до вторжения агрессивных римлян. Фильм вызвал острые споры в Румынии (преимущественно научной среде), но не в Молдове, где также проживают – по уверению президента Бэсэску и президента Тимофти – в «большинстве своем» румыны. Отсутствие в Бессарабии эха культурно- исторического взрыва, раздавшегося за Прутом, безусловно, наводит на мысль, что два президента скорее выдавали желаемое за действительное. Но не об этом сейчас речь.
Фильм нам интересен тем, что он затрагивает вопросы, которые хорошо знакомы научным кругам, но по тем или иным причинам неизвестны населению.
Лента представляет зрителям теорию, утверждающую, что римляне и даки имели общих предков. А Дакия не была ассимилирована римлянами, как говорят официальные румынские историки.
По существу эта идея не нова. Установлено, что основную массу населения Италии в I тыс. до н.э. составляли племена италиков. Большинство современных историков придерживаются версии, что италики – пришлый народ. В начале доминировала гипотеза, что Аппенинский полуостров заселялся волнами. В начале II тыс. вторглись протолатинские племена, принесшие культуру бронзы (террамар). А в начале I тыс. прибыли оскско-умбрские народности, то есть носители культуры железа (Вилланова). Поскольку было замечено сходство культур металла (особенно раннего железа) у племен Дунайского бассейна, южнорусских степей, Балканского и Апеннинского полуостровов, был сделан вывод, что италики пришли из придунайских областей.
Во второй половине XX в. итальянские ученые стали склоняться к гипотезе, что процесс индоевропеизации шел через Адриатику в направлении с востока на запад. Предполагается, что не было волн миграции, а колонизация и внедрение разных италийских ветвей шли одновременно. Таким образом, единого мнения о путях и времени проникновения на Апеннинский полуостров индоевропейцев-италиков в науке нет.
Имея в виду, что проблема этногенеза в Италии — одна из самых сложных в истории древнего Рима, авторы «Даки – Захватывающие истины» предлагают обратиться и к истории собственной земли.
Хорошо известно, что проживавшие на территории Румынии даки, относились к фракийским племенам. Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета, Тирас. (В этой связи весьма «забавно» звучит название города на Днестре – Тирасполь). Он также уверял, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их. Гомер, перечисляя защитников Трои, ставил их на 4 место: трояне, дарданцы, пеласги, фракийцы. Из того, что фракийцы были участниками Троянской войны (XIII –XII века до н.э.) следует, что народы эти были древними и существовали до основания Рима.
В VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье существовала Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура). Ее относят к энеолиту (медно-каменный век). На смену трипольцам пришли индоевропейские народы. Поскольку фракийцы являются индоевропейцами, исследователи считают, что их предки могли оказаться на Балканах лишь после разгрома Трипольской культуры. В II тыс. до н. э. они обособились от прочих индоевропейцев в Карпатах и тогда же мигрировали на южный берег Дуная и Балканы.
Фракийцами были поэт и музыкант Орфей, а также гладиатор Спартак, поднявший восстание против жестоких римлян.
У фракийцев греки позаимствовали множество мифических существ, таких как бога Диониса, принцессу Европу. Геродот называл фракийцев вторыми (после индийцев) по численности в известном мире, и в случае объединения, самой грозной военной силой тех времен. Фракийцами были созданы: самое крупное в Европе V в. до н. э. Одрисское царство, и в римское время Дакия во главе с Буребистой.
Имея в виду изложенное выше, понятно, почему авторы фильма «Даки – захватывающие истины» высказывают мысль, что и римляне (на севере страны), и даки, и болгары, и часть греков, и молдаване происходят от древних фракийцев.
Возможно, о существовании у части римлян фракийских корней хорошо знал и император Траян, победивший даков. В картине приводится его высказывание, прозвучавшее перед походом на Дакию в 101 г нашей эры. Траян заявил, что “возвращается на родину своих предков” (Свидетельство римского историка Дио Кассиус – 155-229 г.г. нашей эры).
Но, может быть, было еще что-то, что заставляло Траяна так думать? Создатели фильма, ссылаясь на мнения специалистов, утверждают, что даки якобы говорили с римлянами практически на родственных языках. Их речь была диалектом древней латыни, и поэтому даки и римляне хорошо понимали друг друга.
Эта точка зрения, противоречащая официальным румынским трактовкам, имеет свою аргументацию.
Дакия занимала в тот период огромную территорию, а римляне захватили едва ли ее десятую часть. В такой ситуации «романизировать» население за короткий промежуток времени просто невозможно.
Другим аргументом служит тезис, что нет письменных источников, показывающих, что язык дако-гетов отличался от латинского. Наоборот, известно, что поэт Овидий легко выучил этот язык и писал стихи на языке гетов. И ему удавалось расставлять “варварские” слова по правилам латинской грамматики. Поздний римский историк родом из Фракии Прискус Панитес говорил, что готы (=геты) говорят на том же языке, что и итальянцы.
Вероятно, пролить свет на этот вопрос поможет «прочтение» золотых табличек или «Сантий даков», найденных в XIX веке. Их возраст оценивают в 2000 лет.
Пока же историки и лингвисты уверенно говорят о немногом. Например, достоверно известно несколько фракийских слов. Так, слово bialos ( бело) означало «белое». Слово «sito(s)» (жито) – «пшеница».
Историки обратили внимание на факт, что еще в античное время упоминается река “Черна”, являющаяся притоком Дуная. Так как в некоторых старых рукописях эта же река названа “Аква негра”, т.е. “черная вода”, был сделан вывод, что слово “черна” имела во фракийском языке тот же смысл, который она имеет и сегодня в болгарском. Один из самых авторитетных знатоков античности Дж. Пинсент приводит имя фракийской (впоследствии и фригийской) богини плодородия – “мать земля” в двух вариантах записи: Zemelo и Semele. Как видим, они незначительно отличаются от знакомого нам слова “земля”.
Однако то, что мы мало знаем о языке даков, побуждает нас всмотреться в древний латинский. Что же обнаруживают специалисты?
Как известно, в языке наиболее устойчива структура его грамматики. В отличие от словаря и фонетики, она может не меняться даже тысячелетия. Например, грамматика греческого языка сохранилась на протяжении 2800 лет. То же можно сказать и о латинском языке. Фактически многие наречия имеют древнее лексическое наполнение и современное. Но не грамматическую структуру.
Сравнение грамматик всех европейских языков с грамматикой латинского языка устанавливает близость к латинскому языку славянских.
Они выделяются тем, что не имеют артиклей, у них одинаковое число падежей, склоняются не только существительные, но и другие части речи, общая система глагольных форм и другое.
И что очень важно, совпадают исконные слова, изначальные, а не заимствованные в поздние периоды. К таким относятся, например, дом, мать, луна, солнце. Латинские слова dom, mater, luna, sol, nova, est, fructa, semena, vera, volo, sibi, mini, tibi, tui, nema, pasti, ne, vidit, vertit, stoit, brosh, pripea, vethum(ветхий), atque (читается ‘аке’), nunce(‘нынче’), spina, cost, persona легко понимаются. Существуют и двойные совпадения ( когда у слова два смысла). Латинское слово «est» имеет те же значения что и в русское — «быть» и «есть» (пищу).
Могли ли понимать древний латинский даки? И причем здесь древний славянский?
Этот вопрос нужно было бы адресовать русскому историку начала XIX века Н.М. Карамзину. Он пишет: “Самые древние жители Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром Великим, победителем Гетов.»
У другого русского историка XVIII века В.Н. Татищева в первой части «Истории Российской» есть глава «Иенети, или генети, гети, даки, истры», где также исследуется вопрос о происхождении предков.
Поскольку попытки эти осуществлялись еще до появления румынского государства, то вряд ли в них сегодня нужно искать некий политический подтекст.
Понятно, что древние народы могли быть связаны такими нитями, которые сегодня не видны. Но их можно почувствовать. Если речь идет о языке, то, конечно, для этого нужно быть знатоком словесности.
Писатель и исследователь Олег Краснов приводит такое любопытное высказывание румынского классика Михая Эминеску: «Наши фонетические законы являются древнеславянскими, которые, однако, необыкновенно и даже удивительно близки к романским, настолько, что их слияние в румынском языке совершенно естественно».
Безусловно, эти нюансы и детали хоть и «говорящие», но не могут служить доказательством родства древних славянских языков и языка даков. Но все же являются интересной пищей для самостоятельных размышлений.
Но вернемся к фильму «Даки – захватывающие истины». Его авторы знакомят с данными
палеогенетических исследований, сделанных Институтом биологии человека Гамбургского Университета в Германии. Анализу были подвергнуты человеческие останки, найденные в археологических раскопках районов, где жили даки. Их сравнили с современной генетической структурой населения. Выяснилось, что румыны являются потомками до-римского населения. А с современными жителями Италии общего у них очень мало. Как говорит Александр Родевальд, директор Института биологии человека, генетические исследования указывают на близость современных румын с населением Греции и других регионов Балкан. А северные итальянцы имеют очень большую степень родства с фракийцами, которые жили 5000 лет назад на территории Юго-Восточной Европы.
Другими словами у нынешних румын генетика фракийских даков, а не современных итальянцев.
Некоторое время назад, антропологическая генетика преподнесла итальянцам новый сюрприз. Исследователи Стэнфордского университета получили возможность проанализировать генетику 27 этрусков, найденных в захоронениях. Ученые установили, что современные жители Тоскании (местности, где были обнаружены останки) вовсе не являются потомками загадочного народа.
Этруски, как утверждают древние историки и уверяют современные исследователи, очень отличались от древних латинов. И, как стало ясно, от современных итальянцев.
Но свою письменность римляне заимствовали именно у этрусков. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают их реальными историческими личностями. Этруски обустроили в Риме канализацию. Так называемая Большая клоака (подземный сточный канал) действует в Риме и поныне. При царе Тарквинии Древнем в Риме был построен первый цирк для гладиаторских игр. На Капитолийском холме этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней Вечного города. Римляне унаследовали от этрусков более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, медную монету — асс. Одеяние римлян — тога, также была перенята у них, как и особая форма дома с атрием. Так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц и внутренностям жертвенных животных – все это вклад этрусков.
По сообщению древнеримского историка Тита Ливия, еще в IV веке до н.э. знатные римляне посылали своих детей для обучения в этруские города. Поэтому и называют загадочный народ «учителем учителей».
По преданиям, Этруском (пелазгом) был данаец Одиссей. Эней, покинувший разрушенную Трою, обосновавшийся в Альба-Лонге (Лациум), предок Ромула и Рема – основателей Рима, также был этруском.
В конце концов, и знаменитая «Капитолийская волчица» принадлежала руке этруского мастера Вулка, как утверждают древние сказания. Предания также говорят, что в те времена «волчицами» называли женщин легкого поведения. Такой была и жена пастуха Акка Лаурентия. Она бродила в окрестностях в поисках клиентов и обнаружила двух брошенных на волю судьбы близнецов. Женщина принесла их в свое жилище и вскормила. О таких «волчицах», конечно, могли знать только этруски, возвышавшиеся над остальными общей культурой. Кроме того, известно, что они были большими ценителями чувственных наслаждений и любили «пускать пыль в глаза».
Цицерон пишет, что древнее изваяние располагалось на Капитолийском холме. И однажды было поражено молнией. Существуют документальные свидетельства, что скульптуру Ромула и Рема изготовил и добавил к основному памятнику Антонио дель Поллайоло в XV веке.
А самое неожиданное сообщение пришло в 2006 г. Тогда Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалистка по металлургии, занималась реставрацией Капитолийской волчицы. Госпожа Карруба обнародовала свои выводы. По её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
Таким образом «Капитолийская волчица», которую предъявляют туристам как символ Вечного города, оказалась подделкой.
Узнав этот последний факт, теперь многие поймут, почему в полнолуние кишиневскому дубликату символа Рима, который фашистский диктатор Муссолини использовал в своей пропаганде, становится не по себе. Приятно ли быть тенью подделки? Увы, душевные переживания «кишиневской волчицы» способен уловить далеко не каждый. Точно неизвестно, но есть все основания предполагать, что неведомы они и нынешнему столичному градоначальнику. Его интересы далеки от глубокой древности. А кипучая энергия ищет выхода в решении других масштабных проблем, которые одолевают горожан. Скажем, не установить ли на кишиневских улицах вентиляторы в жаркие дни, чтобы предотвратить массовую панику. Или как устранить позорную «лажу» и добиться от горожан, отдыхающих на местных пляжах, чтобы они не справляли нужду в кабинках для переодевания…
Как бы там ни было, но авторы документального фильма «Даки-захватывающие истины» 29 июня предлагают продолжение начатого разговора. И те, чей ум открыт новой информации и неожиданным фактам, могут подключиться к этой дискуссии.
Особенно полезной она будет тем, кто продвигает в Молдове учебник “История румын”.
Ткач Сергей
Журналист, теледокументалист, автор фильмов и программ
После того, как у здания исторического музея установили памятник «римской волчице», жизнью многострадального животного мало кто интересуется. А напрасно. В некоторые ночи, когда «волчица» изнемогает от нестерпимых душевных мук, из ее пасти вылетает тяжелый и мучительный стон. Он подобен ужасным крикам оборотней из дремучих лесов Трансильвании или звукам туманных английских болот, которые приводили в трепет представителей рода Баскервилей.
То, что это именно так убедиться может каждый. Выйдите в полнолуние к странному месту и настройте слух…Уууууу – поднимается над историческим музеем волчий вопль, пролетает над кронами деревьев и направляется к лунному диску, где обитают покорные царице ночи души.
Что же заставляет легендарное животное обращаться к миру таким жутким образом?
Некоторое время назад в соседней Румынии взорвалась информационная бомба. Группа известный людей и искателей правды предложила обществу документальный фильм «Даки – Захватывающие истины».
Авторы отвергают известную с коммунистических времен идею о том, что румыны – потомки римлян и унаследовали от них генетику, культуру, обычаи и образ жизни. Они утверждают, что запрутский народ – происходит от доблестных и благородных даков, занимавших эту территорию до вторжения агрессивных римлян. Фильм вызвал острые споры в Румынии (преимущественно научной среде), но не в Молдове, где также проживают – по уверению президента Бэсэску и президента Тимофти – в «большинстве своем» румыны. Отсутствие в Бессарабии эха культурно- исторического взрыва, раздавшегося за Прутом, безусловно, наводит на мысль, что два президента скорее выдавали желаемое за действительное. Но не об этом сейчас речь.
Фильм нам интересен тем, что он затрагивает вопросы, которые хорошо знакомы научным кругам, но по тем или иным причинам неизвестны населению.
Лента представляет зрителям теорию, утверждающую, что римляне и даки имели общих предков. А Дакия не была ассимилирована римлянами, как говорят официальные румынские историки.
По существу эта идея не нова. Установлено, что основную массу населения Италии в I тыс. до н.э. составляли племена италиков. Большинство современных историков придерживаются версии, что италики – пришлый народ. В начале доминировала гипотеза, что Аппенинский полуостров заселялся волнами. В начале II тыс. вторглись протолатинские племена, принесшие культуру бронзы (террамар). А в начале I тыс. прибыли оскско-умбрские народности, то есть носители культуры железа (Вилланова). Поскольку было замечено сходство культур металла (особенно раннего железа) у племен Дунайского бассейна, южнорусских степей, Балканского и Апеннинского полуостровов, был сделан вывод, что италики пришли из придунайских областей.
Во второй половине XX в. итальянские ученые стали склоняться к гипотезе, что процесс индоевропеизации шел через Адриатику в направлении с востока на запад. Предполагается, что не было волн миграции, а колонизация и внедрение разных италийских ветвей шли одновременно. Таким образом, единого мнения о путях и времени проникновения на Апеннинский полуостров индоевропейцев-италиков в науке нет.
Имея в виду, что проблема этногенеза в Италии — одна из самых сложных в истории древнего Рима, авторы «Даки – Захватывающие истины» предлагают обратиться и к истории собственной земли.
Хорошо известно, что проживавшие на территории Румынии даки, относились к фракийским племенам. Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета, Тирас. (В этой связи весьма «забавно» звучит название города на Днестре – Тирасполь). Он также уверял, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их. Гомер, перечисляя защитников Трои, ставил их на 4 место: трояне, дарданцы, пеласги, фракийцы. Из того, что фракийцы были участниками Троянской войны (XIII –XII века до н.э.) следует, что народы эти были древними и существовали до основания Рима.
В VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье существовала Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура). Ее относят к энеолиту (медно-каменный век). На смену трипольцам пришли индоевропейские народы. Поскольку фракийцы являются индоевропейцами, исследователи считают, что их предки могли оказаться на Балканах лишь после разгрома Трипольской культуры. В II тыс. до н. э. они обособились от прочих индоевропейцев в Карпатах и тогда же мигрировали на южный берег Дуная и Балканы.
Фракийцами были поэт и музыкант Орфей, а также гладиатор Спартак, поднявший восстание против жестоких римлян.
У фракийцев греки позаимствовали множество мифических существ, таких как бога Диониса, принцессу Европу. Геродот называл фракийцев вторыми (после индийцев) по численности в известном мире, и в случае объединения, самой грозной военной силой тех времен. Фракийцами были созданы: самое крупное в Европе V в. до н. э. Одрисское царство, и в римское время Дакия во главе с Буребистой.
Имея в виду изложенное выше, понятно, почему авторы фильма «Даки – захватывающие истины» высказывают мысль, что и римляне (на севере страны), и даки, и болгары, и часть греков, и молдаване происходят от древних фракийцев.
Возможно, о существовании у части римлян фракийских корней хорошо знал и император Траян, победивший даков. В картине приводится его высказывание, прозвучавшее перед походом на Дакию в 101 г нашей эры. Траян заявил, что “возвращается на родину своих предков” (Свидетельство римского историка Дио Кассиус – 155-229 г.г. нашей эры).
Но, может быть, было еще что-то, что заставляло Траяна так думать? Создатели фильма, ссылаясь на мнения специалистов, утверждают, что даки якобы говорили с римлянами практически на родственных языках. Их речь была диалектом древней латыни, и поэтому даки и римляне хорошо понимали друг друга.
Эта точка зрения, противоречащая официальным румынским трактовкам, имеет свою аргументацию.
Дакия занимала в тот период огромную территорию, а римляне захватили едва ли ее десятую часть. В такой ситуации «романизировать» население за короткий промежуток времени просто невозможно.
Другим аргументом служит тезис, что нет письменных источников, показывающих, что язык дако-гетов отличался от латинского. Наоборот, известно, что поэт Овидий легко выучил этот язык и писал стихи на языке гетов. И ему удавалось расставлять “варварские” слова по правилам латинской грамматики. Поздний римский историк родом из Фракии Прискус Панитес говорил, что готы (=геты) говорят на том же языке, что и итальянцы.
Вероятно, пролить свет на этот вопрос поможет «прочтение» золотых табличек или «Сантий даков», найденных в XIX веке. Их возраст оценивают в 2000 лет.
Пока же историки и лингвисты уверенно говорят о немногом. Например, достоверно известно несколько фракийских слов. Так, слово bialos ( бело) означало «белое». Слово «sito(s)» (жито) – «пшеница».
Историки обратили внимание на факт, что еще в античное время упоминается река “Черна”, являющаяся притоком Дуная. Так как в некоторых старых рукописях эта же река названа “Аква негра”, т.е. “черная вода”, был сделан вывод, что слово “черна” имела во фракийском языке тот же смысл, который она имеет и сегодня в болгарском. Один из самых авторитетных знатоков античности Дж. Пинсент приводит имя фракийской (впоследствии и фригийской) богини плодородия – “мать земля” в двух вариантах записи: Zemelo и Semele. Как видим, они незначительно отличаются от знакомого нам слова “земля”.
Однако то, что мы мало знаем о языке даков, побуждает нас всмотреться в древний латинский. Что же обнаруживают специалисты?
Как известно, в языке наиболее устойчива структура его грамматики. В отличие от словаря и фонетики, она может не меняться даже тысячелетия. Например, грамматика греческого языка сохранилась на протяжении 2800 лет. То же можно сказать и о латинском языке. Фактически многие наречия имеют древнее лексическое наполнение и современное. Но не грамматическую структуру.
Сравнение грамматик всех европейских языков с грамматикой латинского языка устанавливает близость к латинскому языку славянских.
Они выделяются тем, что не имеют артиклей, у них одинаковое число падежей, склоняются не только существительные, но и другие части речи, общая система глагольных форм и другое.
И что очень важно, совпадают исконные слова, изначальные, а не заимствованные в поздние периоды. К таким относятся, например, дом, мать, луна, солнце. Латинские слова dom, mater, luna, sol, nova, est, fructa, semena, vera, volo, sibi, mini, tibi, tui, nema, pasti, ne, vidit, vertit, stoit, brosh, pripea, vethum(ветхий), atque (читается ‘аке’), nunce(‘нынче’), spina, cost, persona легко понимаются. Существуют и двойные совпадения ( когда у слова два смысла). Латинское слово «est» имеет те же значения что и в русское — «быть» и «есть» (пищу).
Могли ли понимать древний латинский даки? И причем здесь древний славянский?
Этот вопрос нужно было бы адресовать русскому историку начала XIX века Н.М. Карамзину. Он пишет: “Самые древние жители Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром Великим, победителем Гетов.»
У другого русского историка XVIII века В.Н. Татищева в первой части «Истории Российской» есть глава «Иенети, или генети, гети, даки, истры», где также исследуется вопрос о происхождении предков.
Поскольку попытки эти осуществлялись еще до появления румынского государства, то вряд ли в них сегодня нужно искать некий политический подтекст.
Понятно, что древние народы могли быть связаны такими нитями, которые сегодня не видны. Но их можно почувствовать. Если речь идет о языке, то, конечно, для этого нужно быть знатоком словесности.
Писатель и исследователь Олег Краснов приводит такое любопытное высказывание румынского классика Михая Эминеску: «Наши фонетические законы являются древнеславянскими, которые, однако, необыкновенно и даже удивительно близки к романским, настолько, что их слияние в румынском языке совершенно естественно».
Безусловно, эти нюансы и детали хоть и «говорящие», но не могут служить доказательством родства древних славянских языков и языка даков. Но все же являются интересной пищей для самостоятельных размышлений.
Но вернемся к фильму «Даки – захватывающие истины». Его авторы знакомят с данными
палеогенетических исследований, сделанных Институтом биологии человека Гамбургского Университета в Германии. Анализу были подвергнуты человеческие останки, найденные в археологических раскопках районов, где жили даки. Их сравнили с современной генетической структурой населения. Выяснилось, что румыны являются потомками до-римского населения. А с современными жителями Италии общего у них очень мало. Как говорит Александр Родевальд, директор Института биологии человека, генетические исследования указывают на близость современных румын с населением Греции и других регионов Балкан. А северные итальянцы имеют очень большую степень родства с фракийцами, которые жили 5000 лет назад на территории Юго-Восточной Европы.
Другими словами у нынешних румын генетика фракийских даков, а не современных итальянцев.
Некоторое время назад, антропологическая генетика преподнесла итальянцам новый сюрприз. Исследователи Стэнфордского университета получили возможность проанализировать генетику 27 этрусков, найденных в захоронениях. Ученые установили, что современные жители Тоскании (местности, где были обнаружены останки) вовсе не являются потомками загадочного народа.
Этруски, как утверждают древние историки и уверяют современные исследователи, очень отличались от древних латинов. И, как стало ясно, от современных итальянцев.
Но свою письменность римляне заимствовали именно у этрусков. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают их реальными историческими личностями. Этруски обустроили в Риме канализацию. Так называемая Большая клоака (подземный сточный канал) действует в Риме и поныне. При царе Тарквинии Древнем в Риме был построен первый цирк для гладиаторских игр. На Капитолийском холме этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней Вечного города. Римляне унаследовали от этрусков более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, медную монету — асс. Одеяние римлян — тога, также была перенята у них, как и особая форма дома с атрием. Так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц и внутренностям жертвенных животных – все это вклад этрусков.
По сообщению древнеримского историка Тита Ливия, еще в IV веке до н.э. знатные римляне посылали своих детей для обучения в этруские города. Поэтому и называют загадочный народ «учителем учителей».
По преданиям, Этруском (пелазгом) был данаец Одиссей. Эней, покинувший разрушенную Трою, обосновавшийся в Альба-Лонге (Лациум), предок Ромула и Рема – основателей Рима, также был этруском.
В конце концов, и знаменитая «Капитолийская волчица» принадлежала руке этруского мастера Вулка, как утверждают древние сказания. Предания также говорят, что в те времена «волчицами» называли женщин легкого поведения. Такой была и жена пастуха Акка Лаурентия. Она бродила в окрестностях в поисках клиентов и обнаружила двух брошенных на волю судьбы близнецов. Женщина принесла их в свое жилище и вскормила. О таких «волчицах», конечно, могли знать только этруски, возвышавшиеся над остальными общей культурой. Кроме того, известно, что они были большими ценителями чувственных наслаждений и любили «пускать пыль в глаза».
Цицерон пишет, что древнее изваяние располагалось на Капитолийском холме. И однажды было поражено молнией. Существуют документальные свидетельства, что скульптуру Ромула и Рема изготовил и добавил к основному памятнику Антонио дель Поллайоло в XV веке.
А самое неожиданное сообщение пришло в 2006 г. Тогда Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалистка по металлургии, занималась реставрацией Капитолийской волчицы. Госпожа Карруба обнародовала свои выводы. По её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
Таким образом «Капитолийская волчица», которую предъявляют туристам как символ Вечного города, оказалась подделкой.
Узнав этот последний факт, теперь многие поймут, почему в полнолуние кишиневскому дубликату символа Рима, который фашистский диктатор Муссолини использовал в своей пропаганде, становится не по себе. Приятно ли быть тенью подделки? Увы, душевные переживания «кишиневской волчицы» способен уловить далеко не каждый. Точно неизвестно, но есть все основания предполагать, что неведомы они и нынешнему столичному градоначальнику. Его интересы далеки от глубокой древности. А кипучая энергия ищет выхода в решении других масштабных проблем, которые одолевают горожан. Скажем, не установить ли на кишиневских улицах вентиляторы в жаркие дни, чтобы предотвратить массовую панику. Или как устранить позорную «лажу» и добиться от горожан, отдыхающих на местных пляжах, чтобы они не справляли нужду в кабинках для переодевания…
Как бы там ни было, но авторы документального фильма «Даки-захватывающие истины» 29 июня предлагают продолжение начатого разговора. И те, чей ум открыт новой информации и неожиданным фактам, могут подключиться к этой дискуссии.
Особенно полезной она будет тем, кто продвигает в Молдове учебник “История румын”.
Ткач Сергей
Журналист, теледокументалист, автор фильмов и программ