1514

Почему я не пойду на следующие выборы


26.10.2012 Лично я исправно голосовал на всех выборах, которые проходили в Молдове за 20 с лишним лет ее независимости. И даже умудрился дважды баллотироваться в парламент. Недавно я решил, что больше на выборы ходить не буду. И другим не советую.  
Недавно были опубликованы несколько примечательных цифр.

Первая — в сентябре более 100 жителей города Криуляны подали в примэрию заявления о выезде на постоянное место жительства за рубеж, в основном в Россию, а также в Приднестровье. Это один процент населения города. Свои действия люди объясняют тем, что жить в Криулянах, как и в Молдове вообще, они больше не могут.

Вторая — тысяча студентов, поступивших в этом году в высшие учебные заведения Молдовы, сразу после начала учебного года уехали в зарубежные вузы. Это пять процентов всех первокурсников, не считая еще пять тысяч молодых людей, которые выехали на учебу в Румынию по стипендиям румынского правительства. Молодежь объясняет свой отъезд из Молдовы тем, что образование здесь никакое, и перспективы жизни — тоже никакие. А в это время все ректоры вузов записались в политические партии, и им нет дела до того, что государство теряет свой генофонд.

Третья — рынок взяток чиновникам в Молдове со стороны бизнеса составляет миллиарды леев в год.

Четвертая — по рейтингу Всемирного банка Doing Business, Молдова находится на 83-м месте в мире по тем условиям, которые созданы в государстве для занятия бизнесом. По этому показателю «лидера евроинтеграции» нашу страну опережают Монголия, Киргизия, Гана, Ботсвана, Руанда и другие страны Азии, Африки и Латинской Америки, при том что «авторитарная» Белоруссия находится в этом рейтинге на 58-м месте.

Эти цифры, как и многие другие, включая официальные статистические данные, свидетельствуют о том, что Молдова не только не может выйти из состояния депрессии и неопределенности, но ничего не может противопоставить углубляющемуся кризису, скатывается в стагнацию и рецессию. И виновата в этом, в первую очередь, государственная власть.

Твой голос не имеет значения

Лично я исправно голосовал на всех выборах, которые проходили в Молдове за 20 с лишним лет ее независимости. И даже умудрился дважды баллотироваться в парламент. Недавно я решил, что больше на выборы ходить не буду. И другим не советую.

Двадцать с лишним лет я тоже наивно верил рекламному слогану о том, что «Твой голос имеет значение», чтобы в конце концов убедиться, что никакого значения он не имеет. Голосуй — не голосуй, ничего это не меняет.

Во-первых, все разговоры про демократию как власть народа — это просто сказки. Нигде в мире народ не осуществляет власть. Везде государствами руководят элиты. Их представители могут быть выходцами из народа, но это не означает, что власть принадлежит народу. Дедушка Барака Обамы был африканцем из кенийского племени луо, но это никак не влияет на американскую систему. Никто не сможет объяснить, чем отличается Демократическая партия США от Республиканской. Это две стороны одной медали, и какая разница, демократы или республиканцы станут фасадом власти после следующих выборов? Или взять Россию. КПСС сдала власть Ельцину, Ельцин передал власть Путину, потом президентом побыл Медведев, теперь опять Путин, потом найдут преемника Путину — и при чем тут народ? По ходу дела развалили советскую империю — и кто из народа встал на ее защиту и смог спасти?

По упомянутому рейтингу Doing Business, как и по индексу восприятия коррупции Transperency International, Cингапур много лет находится на первом месте, а Белоруссия постоянно улучшает свои показатели. Эти государства бурно развиваются, несмотря на то, что не считаются «демократическими» с точки зрения классических англосаксонских представлений. Молдова же, несмотря на все похвалы со стороны ЕС и США, постоянно деградирует.

То, что какое-то государство развивается или, наоборот, катится вниз, зависит не от народа, а от тех, кто этим государством руководит. В «развитых демократиях» явка на выборах редко превышает 50 процентов, а те партии или коалиции, которые сменяют друг друга у власти, редко имеют поддержку более четверти избирателей. Это не мешает элитам руководить своими странами так, как они считают нужным. Роль народов во всех этих процессах чисто формальная.

В революциях, бунтах и погромах народ может участвовать более пассионарно и  массово, но и это не означает, что жизнь народа или качество государства улучшатся после революции, бунта или погрома.

Бывают еще случаи с Героем. Если вдруг таковой появится в Молдове, то тогда, да, стоит пойти и проголосовать за него. Но в последние полвека Европа оскудела героями. Ею заправляют скучные бюрократы. Руководители Молдовы — это бледная тень европейских клерков. Последним героем Молдовы можно считать Ивана Ивановича Бодюла, построившего, среди прочего, «резиденцию Брежнева», Зал дружбы и криковские подвалы, в которых и при нынешних демократах живут, вещают и дегустируют вино байдены, меркели и баррозы.

Что в лоб, что по лбу

И тут мы переходим ко второй причине, почему я больше не буду ходить на выборы.

При том, что во всем мире выборы мало что меняют, в Молдове они не меняют вообще ничего. Здесь просто не за кого голосовать. Первый и второй президенты, Мирча Снегур и Петр Лучинский, проедали то, что еще оставалось от Советской власти. К приходу Владимира Воронина эти запасы были окончательно исчерпаны. Экономика РМ сжалась до одной третьей части экономики МССР. Воронин тоже занимался всем чем угодно, но только не развитием государства. Это при нем произошло 7 апреля, в результате которого к власти пришла нынешняя коалиция. Альянс за так называемую «европейскую интеграцию», как и его предшественники, знает, чего он хочет — воровать, но не знает, что надо делать для развития государства.

И в чем был смысл замены Снегура Лучинским, Лучинского ― Ворониным, Воронина ―  Филатом―Плахотнюком―Лупу―Гимпу? В чем будет смысл, если в правящей коалиции группировку Гимпу сменит группировка Додона―Мишина? Или если после выборов к власти вернется Воронин, сам или в союзе с Плахотнюком―Лупу или Додоном―Мишиным? Для всех этих политиков в этих комбинациях смысл, конечно, большой, потому что профессия у них такая — заниматься подобными комбинациями. Для всех же нормальных людей нет абсолютно никакой разницы в том, кто был, кто есть и кто будет у корыта, пардон, у кормила молдавской власти.

Все выборы в Молдове в последние 20 лет и в предстоящие 20 лет — это сплошное надувательство. Смена шила на мыло, хрена на редьку. Коммунистов, которые не коммунисты, на либералов и демократов, которые не либералы и не демократы. И обратно. Что в лоб, что по лбу.

Если только не произойдет нечто из ряда вон выходящее — народу явится Герой, который порвет всю эту бодягу современной молдавской истории, или случится какой-то геополитический катаклизм — развалится Европейский Союз, поднимется Евразийский Союз, или Бессарабия объединится с Румынией, ― ничего экстраординарного в обозримом будущем не предвидится. И ходить голосовать за всю эту мышиную возню смысла нет никакого.

Утраченные иллюзии

То, что выборы в Молдове никак не улучшают государство, давно поняли многие бизнесмены. Они на выборы не ходят вообще, и в каждом конкретном случае для решения своих проблем договариваются с конкретными представителями государства.

Возможно, в прошлом у бизнесменов были иллюзии, что они могут поддержать какие-то партии, которые, придя к власти, улучшат общую среду для ведения бизнеса. Эти иллюзии оказались совсем утраченными после того, как к власти в Молдове в лице руководства АЕИ пришли собственно сами бизнесмены. Казалось бы, кто как не они должны были бы позаботиться о бизнесе вообще, а не только о своих собственных делах. Но и они ничего не делают для того, чтобы в Молдове было меньше коррупции и воровства, чтобы внедрять конкретные программы развития конкретных секторов промышленности и сельского хозяйства, чтобы людям было легче заниматься бизнесом, чтобы не блокировались производство и торговля.

Коррупционная составляющая в бизнесе в Молдове зашкаливает. Мало кто может это выдержать. Если кто-то что-то и делает, то вопреки государственному прессу. На лояльность со стороны государства рассчитывать не приходится.

Молдова — единственная страна в Европе, в которой государственный рэкет официально легализован в законе о бюджете. В этом законе на 2013 год предусмотрена такая статья доходов в казну, как «Административные штрафы и санкции» в размере 135 млн. леев. По оценкам бизнесменов, на один лей официально заплаченных штрафов приходится, по меньшей мере, 7-8 леев неофициальных платежей — на таможне, в налоговой инспекции, в полиции, в прокуратуре, в антикоррупционной службе, в инспекции труда, в санитарной и пожарной службе и так далее. Объем взяток только по этой статье («штрафы и санкции») достигает, как минимум, одного миллиарда леев в год. Не меньшую сумму составляют взятки судьям для решения вопросов в судебных инстанциях. При объеме госбюджета в 20 млрд. леев «откаты» за возможность присосаться к бюджетным потокам, опять же по оценкам бизнес-сообщества, составляют не менее 10% от этой суммы, то есть еще 2 млрд. леев взяток чиновникам. Добавьте еще «правильное» освоение зарубежных кредитов и грантов.

Таким образом, емкость рынка взяток Молдовы составляет не менее 4 млрд. леев в год.

Если бы государство хотело навести порядок, оно бы его навело. Имеющий глаза, да видит. Владельцами фешенебельных особняков и автомобилей являются, по большей части, чиновники и представители тех органов, которые почему-то называются правоохранительными. Один выезд семьи чиновника за границу стоит 7-10 тыс. евро. Если 10 тыс. чиновников два раза в год съездят за границу, их расходы составят 150-200 млн. евро. Каждый человек, попавший в молдавские больницы, оставляет там минимум 500 леев. Помножьте число больных на средний размер «благодарности» за лечение, и вы получите представление о коррупции в здравоохранении. Все это можно проверить и положить этому конец. Было бы желание. Но чиновники не хотят даже, чтобы начал работу центр по проверке их, чиновников, доходов. Понятно, что толку от такого центра будет мало, но хотя бы запустить его деятельность можно?

Кроме того, что оно разлагает само государство и часто делает невозможным ведение бизнеса, взяточничество является главной причиной высоких цен. Стоимость основных товаров и услуг в Молдове намного превышает аналогичные цены и тарифы в государствах ЕС и СНГ, при том что зарплаты и пенсии в Молдове в несколько раз ниже, чем в других странах. Бизнесмены вынуждены закладывать неформальные затраты на взятки в стоимость продукции, создавая таким образом еще один неофициальный налог, который все население платит чиновникам, представителям карательных органов, а в конечном итоге — «крышующим» их политикам. Эти политики, не моргнув глазом, лицемерно рассказывают сказки про так называемую «европейскую интеграцию», про так называемые «демократические принципы и ценности», при том что сами они проводят глубоко антиевропейскую и  антинародную политику.

Разбитые мифы

К сожалению, мы, молдаване, восприняли независимость как возможность ничего не делать и ни за что ни перед кем не отвечать. И в советских колхозах воровали, но там все-таки были какие-то тормоза. При независимости все съехали с катушек.

В Советском Союзе Молдова и молдаване были уважаемыми республикой и народом. За 20 лет страна скатилась на самые задворки Европы, потеряла седьмую часть территории, четверть человеческого потенциала и до сих пор не может восстановить советский уровень экономики.

Мифы о том, что в Молдове самые лучшие помидоры, конфеты, яблоки, сигареты,  виноград и вино, оказались разбитыми.  Оставалось еще два мифа — о плодородных молдавских черноземах и трудолюбивом молдавском народе,  но и от них ничего не осталось. Официальная статистика сообщает: в этом году средняя урожайность зерновых составила 16 центнеров с гектара. Наверное, в Сахаре больше собирают. Что касается трудолюбия, то когда-то молдаване действительно были трудолюбивыми людьми, но с деградацией промышленности и сельского хозяйства квалифицированные кадры, чтобы как-то прокормить свои семьи, стали уезжать из страны, а новых специалистов не готовили. С утра до вечера полоть сапой свою квоту или мешать весь день той же сапой бетон — это не трудолюбие, это идиотизм. Раньше люди видели перспективу в жизни, работали в поте лица, чтобы дать детям образование, купить квартиру, самим сделать карьеру. За 20 лет выросло другое поколение, которое думает о том, чтобы уехать из Молдовы, или выбить какой-то грант на болтовню про «евроинтеграцию» от иностранного правительства, или устроиться на госслужбу, чтобы заниматься коррупцией.

Есть ли выход из тупика?

Роль государства в развитии экономики и социальной сферы должна быть ключевой.  Государство должно создавать условия для ведения бизнеса, устанавливать правила игры в экономике, бороться с коррупцией. Молдавское государство ничего этого не делает.

АЕИ говорит, что выход в том, что когда-то Молдова вступит в ЕС, а уже ЕС наведет здесь порядок. Но нужно принимать своих сограждан за полных дегенератов, чтобы пытаться убедить их в том, что Молдова в том виде, в каком она существует сегодня, имеет хоть какие-то шансы дорасти в ближайшие 20-30 лет хотя бы до самых минимальных стандартов ЕС. Это при том, что перспективы расширения самого ЕС за счет уже объявленных кандидатов и кандидатов в кандидаты крайне туманны. А также при том, что все больше тают и надежды на реинтеграцию собственно Молдовы с Приднестровьем. На что вообще эти политики рассчитывают?

С Альянсом за так называемую «евроинтеграцию» все ясно. С оппозиционной Партией коммунистов, пожалуй, тоже. И со всеми теми, кто претендует на роль «третьей силы», ― тоже. Перспектив внешнего управления не просматривается. Никому Молдова и молдаване сами по себе не нужны. Запад назло России будет держать их на коротком поводке. Россия назло Западу не отдаст Молдове Приднестровье. А тут еще экономический кризис подоспел, усугубив некомпетентность и жадность молдавских политиков. Ситуация реально тупиковая.

Возникает вопрос: если на государство и на политиков нет никакой надежды, что же делать? Самый простой ответ — уехать, как это уже сделали десятки и сотни тысяч наших соотечественников. Другой вариант — пытаться и дальше заниматься своим частным делом, частной жизнью назло всем политикам и государству. Делать это все труднее, но пока еще возможно.

Но вы спросите, а что же делать с самим государством, самому государству, в самом государстве? Вот если появится Герой, который ответит на все эти вопросы, тогда можно будет задуматься о том, чтобы снова пойти на выборы.


Дмитрий Чубашенко
editor@pan.md
0