Минпросвет разъяснил новую формулу
С 1 января 2013 года в Молдове по новой методологии будут финансироваться все учебные заведения. С 1 января 2013 года в Молдове по новой методологии будут финансироваться все учебные заведения.
В дальнейшем школы будут получать денежные средства, согласно нормативам, установленным как для учебного заведения, так и на каждого ученика.
Разработчики проекта уверяют, что это способствует не только справедливому распределению денежных средств, но и расширяет автономию доуниверситетских учреждений.
Вчера Министерство просвещения организовало обучающий семинар для журналистов. На нем представителям СМИ подробно рассказали о преимуществах и необходимости внедрения новой методологии финансирования начального и среднего образования, а также менеджмента учебных заведений.
Новая формула финансирования была апробирована в нескольких школах и доказала свою эффективность в части расходования общественных денег, уверяют в Минпросвете. Пилотный проект был запущен в 2010 году в школах Каушанского и Рышканского районов. С 2013-го в проект будут вовлечены все учебные заведения страны.
В рамках реформы системы финансирования предусматривается появление двух новых типов учебных заведений: школы-детсады и малые школы. Школы-детсады будут действовать в сельских населенных пунктах, в которых есть ученики 1-4 классов и хотя бы одна детсадовская группа. Малые школы - это учебные заведения с небольшим количеством учащихся (до 41 - для начальных классов, и до 91-го - для гимназий), которые не могут быть закрыты по объективным причинам. Среди таких причин следующие: нет в пределах установленных норм (10-15 км) учебных заведений на родном языке; не хватает мест в классах; они другого профиля; плохое качество дорог и др.
Перемены назрели
Координатор проекта «Качественное образование в сельской местности» Виктория Катаной отметила, что методология расчета затрат на учебное заведение, применяемая до 2010 года, фактически перестала соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Раньше бюджет школьных учреждений для каждого района или муниципия рассчитывался Министерством финансов следующим образом: к количеству детей в возрасте 7-16 лет, состоящих на учете в административно-территориальной единице, приплюсовывали число учеников 10-12 классов (при этом даже не проверялось, живут эти дети в данном населенном пункте, учатся в соответствующей школе или уехали вместе с родителями за границу). А районные власти в свою очередь финансировали примэрии/учреждения строго по статьям расходов, в зависимости от необходимости (учитывалось количество зданий, классов, площадь учебного заведения, число педагогического персонала).
В 2007-2008 годах в Минпросвещении изучили ситуацию и увидели, что старая формула приводит к неэффективному расходу больших сумм бюджетных средств. На выделенные государством деньги содержались школы с 15-20 учениками, классы с 4-10 учениками; субсидировались здания, которые использовались лишь на 19-40%, покрывались расходы на зарплату педагогам, которые преподавали по 3-5 предметов. А в маленьких школах затраты на содержание одного ученика выросли в 3-5, а то и в 20 раз. Вдобавок ко всему, снизилось и качество образования.
Цели, задачи и ожидания
Созданная рабочая группа при Минпросвещении, изучив опыт многих европейских стран, и бывших республик СНГ, разработала вариант новой методологии, подходящий для Молдовы.
Новая методология будет применяться при расчете расходов на финансирование школ-детсадов, начальных школ, гимназий и лицеев. Она включает все расходы, за исключением затрат на питание детей в школах, на обеспечение специальных условий оплаты труда в ряде учебных заведений Каушанского, Новоаненского и Дубоссарского районов, граничащих с Приднестровьем; на обязательную подготовку детей к школе и на капитальные инвестиции. Деньги по этим статьям расходов Минфин выделяет отдельно.
Разработчики рассчитывают, что новая формула позволит перейти от постатейного финансирования к выделению средств на каждого ученика, сбалансирует затраты на одного учащегося; позволит увеличить эффективность использования выделенных денег; повысит прозрачность финансирования школ, упростит и усилит процесс прогнозирования бюджетов учебных заведений, а также расширит автономию учебного заведения.
По словам Виктории Катаной, если раньше учебные заведения могли распоряжаться выделенными им денежными средствами только в пределах заявленных статей расходов, то новая методология позволит им самим выбирать приоритетные статьи расходов в пределах сумм, выделяемых на учебное заведение. В случае экономии по одной статье, деньги могут быть перенаправлены на покрытие финансовых дыр по другой. Раньше за «использование денег не по назначению» директора могли наказать. Также администрация доуниверситетских учреждений сможет самостоятельно трудоустраивать на договорной основе технический персонал и рассчитываться с ними согласно объему выполненных работ.
На начальном этапе помогут
С момента введения методологии для каждой административно-территориальной единицы Минфин будет устанавливать и перечислять как непосредственно средства по категориям, так и дополнительные средства. Доплаты предусмотрены в течение двух лет для того, чтобы переходный период прошел менее болезненно: в первый год - 100% от необходимых средств, во второй - 50%.
С 2015 года дополнительные перечисления по категориям не будут рассчитываться.
«Цена» учащегося и школы
Согласно предложенной формуле, норматив средств на одного учащегося в 2013 году составит 6282 лея, а норматив для одного учебного заведения - 380 тыс. 285 леев.
Для расчета размера перечислений по категориям Минфин учитывает количество учебных заведений на конец сентября 2007 года и количество детей в классах. Таким образом, сумма, перечисляемая Минфином в район для финансирования школ, складывается из следующих показателей: «цена» одного ученика, умноженная на количество учащихся, плюс «цена» школы, помноженная на число учебных заведений в районе. Например, (3000 учеников х 6282 лея) + (10 школ х 380285 леев) = 22 млн 648 тыс. 850 леев.
Сумма отчислений на одно учебное заведение тоже складывается из нескольких показателей: количество учеников, помноженное на норматив, плюс норматив средств на школу, помноженный на районный коэффициент, плюс отчисления для конкретного учебного заведения из бюджета района.
Средства из районного бюджета могут быть выделены для покрытия затрат на перевозку детей (20% от норматива на одного ученика); на содержание общежитий (+100% к нормативу в 6282 лея), на покрытие бюджетного дефицита учебных заведений по текущим расходам (для защиты школ от отрицательных эффектов внедрения новой методологии), на капитальный ремонт. Районные деньги также могут быть направлены и на поддержание малых школ.
Право на покрытие дефицита из районного бюджета получат лишь те учебные заведения, которые до 15 марта 2013 года представят план рационализации расходов. В нем должны быть указаны конкретные меры и сроки исполнения, которые позволят снизить бюджетный дефицит на будущий год минимум на 50%.
По словам В. Катаной, внедрение пилотного проекта показывает, что применение новой методологии позволяет полноценно и равномерно финансировать учебные заведения, эффективно использовать бюджетные деньги, экономить их, а сэкономленные средства направить на улучшение условий и качества организации учебного процесса.
Vedomosti.md