686

Майя Санду: Cистема оказалась еще более нефункциональной, чем я ожидала


Образовательная система требует больше всего бюджетных ресурсов, но продолжает оставаться самой бедной и дефективной. Образовательная система требует больше всего бюджетных ресурсов, но продолжает оставаться самой бедной и дефективной.
По истечению трех месяцев мы пригласили нового министра образования Маю Санду рассказать о том, что происходит в системе, каковы приоритеты министерства на следующий период и в чем заключаются реформы, которые удалось осуществить.  

- Вы учились как в молдавских учебных заведениях, так и в иностранных, то есть почувствовали разницу. Какой является по Вашему образовательная система РМ? 

- На личном опыте не совсем правильно сравнивать образовательные системы нашу и зарубежную. Но если говорить про опыт, то в американской системе мне нравится та непосредственная связь, которая существует между тем, что ты учишь и тем, как и где будешь потом эти знания применять. Там ставится сильный акцент на работу в команде и на успехи коллектива. На первом моем публичном выступлении на День учителя, я попыталась показать некоторые принципы, которые должна сегодня предлагать школа детям. Дети должны учиться думать самостоятельно, независимо, ориентироваться в огромном количестве информации и выбирать необходимую, иметь критическое мышление и навыки решения вопросов. У нас есть учителя, у которых современный взгляд на преподавание, но их должно быть большинство. 
- Насколько далека наша система от европейских стандартов, американских? 

- Для этого нужно посмотреть, на каком уровне находится Молдова в международных оценках. В одном из таких исследований Молдова участвовала в 2009 году. Подростки 15 лет, которые заканчивают среднее обязательное образование, сдавали тесты по математике, наукам и чтению/пониманию прочитанного. Результаты печальные: всего 39% 15-летних подростков обладают необходимыми для их дальнейшего развития знаниями по математике, только 43% детей понимают и могут разобраться в прочитанном и 53% учеников обладают базовыми знаниями в различных науках. Молдова набрала в этом исследовании 388 пунктов. А Финляндия, например, 536, США – 500, Румыния – 424. Самые высокие показатели – в Китае (556 пунктов). 

- С какими проблемами сталкивается образовательная система Молдовы и каким нашли Вы состояние дел в министерстве, когда пришли туда? 

- На базовом уровне, думаю, эти проблемы знают все: недостаточное количество ресурсов и неэффективное их использование, отсутствие механизмов по привлечению к образованию, подготовка и внедрение в систему качественных дидактических кадров, низкая инфраструктура, система оценивания знаний учеников, куррикулум. Я знала об этом и до того, как пришла в министерство и знала, что проблемы образования в Молдове – системные и что для их решения необходимо будет приложить много усилий. Но тем не менее, все оказалось более нефункциональным, чем я ожидала. Проблем много. Это объясняется сильной централизацией, низким потенциалом. Министерство должно решать внутренние свои проблемы и проблемы образовательной системы одновременно. Как в системе в целом, так и в министерстве – слабые возможности для управления ресурсами, чего страна, по идее, не может себе позволить. 

- Вы на посту уже три месяца. Удалось найти приоритеты, которыми Вы будете руководствоваться в следующий период и что это за приоритеты? 

- Для модернизации системы опыт других стран предлагает несколько элементов: совершенствование системы подготовки учителей, повышение менеджерских возможностей администрирования школ, нахождение надежной системы оценки знаний, пересмотр стандартов куррикулума. Над некоторыми пунктами мы уже работает, но выполнить все эти элементы – сложно. Мы сейчас находимся в процессе разработки образовательных стандартов и пытаемся выявить дополнительные ресурсы для этого. На базе международных оценок мы предложим корректировку учебных программ. Самым сложным остается подготовка качественных специалистов. Здесь нужно найти необходимые мотивации. Для меня приоритетом, как для министра, является укрепление возможностей министерства просвещения, потому что для того, чтобы изменить образовательную систему, необходимы усилия министерства. 

- Какими будут реформы в системе образования? 

- Реформы надо проводить тогда, когда в них возникает необходимость. Здесь нельзя что-то взять и скопировать из учебников и применить. Мы продолжим реформу изменения размеров школьных сетей, согласно демографическим изменениям. В свете перехода на новую систему финансирования мы проведем тщательный мониторинг. Последуют реформы и в сфере начального образования, среднего, специального и высшего. 

- Как Вы видите эволюцию образовательной системы в последующие пять лет? 

- Как известно, в образовании результата не достигаешь за одну ночь. Если вернуться к оценке знаний наших детей со стороны международных экспертов, то хотелось бы, чтобы в следующие пять лет Молдова достигла середины этого рейтинга. То есть, мне бы хотелось, чтобы наши дети научились думать независимо, анализировать, сомневаться, аргументировать, быть готовыми к неизвестному. 
Алла Койка 

Timpul
0