Германия доведет Европу до бунта
Неудивительно, что Германия, продолжая жестко гнуть свою линию, сталкивается в родном Евросоюзе с оппозицией, крепнущей от саммита к саммиту. Очередной, четвертый в этом году, саммит ЕС еще раз продемонстрировал, кто в этом клубе главный.
Под сгущающимися тучами кризиса, перерастающего в рецессию, европейские лидеры под чутким руководством капитана-Германии с олимпийским спокойствием обсуждали стратегический курс своего корабля-Евросоюза. Они не поддались соблазну досрочно принять уже согласованные решения или бросить спасательный круг тонущему члену экипажа (Греции), не получив полного отчета о его состоянии и предпринимаемых им усилиях.
Как и было задумано, встреча прошла в режиме мягкой дискуссии по предварительному докладу председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея о путях развития интеграции. Такое задание он получил от июньского саммита ЕС. В подготовке доклада участвовала вся "четверка" руководителей ЕС: председатели Евросовета и Еврокомиссии, главы центробанка и Еврогруппы. Ведь речь идет о грандиозной (по европейским меркам) реформе.
Евросоюз берет курс на полноценный экономический и политический союз, в очередной раз примеряя на себя образ "Соединенных Штатов Европы". Конечно, до этого идеала пока далеко. Но обсуждается очередное расширение полномочий Еврокомиссии (в бюджетной и финансовой сфере) и усиление роли ЕЦБ (в сфере надзора за банковской деятельностью в ЕС). Кроме того, предлагается институционально обособить Еврогруппу в рамках ЕС: сформировать отдельный бюджет участников валютного союза и "мини-Европарламент" из представителей 17 стран еврозоны для рассмотрения вопросов, относящихся лишь к этой группе.
Однако незадолго до саммита Берлин решил фактически перехватить инициативу у Брюсселя в определении повестки дня. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле озвучил более радикальную концепцию реформы ЕС: предложил наделить еврокомиссара по финансам правом контролировать параметры бюджетов, принимаемых странами-членами, и отклонять в случае нарушения критериев еврозоны. Кроме того, Европарламент предлагается наделить более весомыми полномочиями. Ведь если уж Евросоюз приобретает черты государства и часть суверенных полномочий стран-членов, то его власть должна быть более легитимной. И поскольку из всех органов ЕС только Европарламент избирается непосредственно населением, то его следует полнее подключить к процессу выработки европейской политики.
Затем, перед самым началом саммита немецкая позиция по европейской повестке дня была озвучена канцлером Ангелой Меркель в бундестаге. Развивая тезисы своего министра, она заявила о необходимости создать еще один спасительный фонд – на сей раз предназначенный только для тех "проблемных" участников еврозоны, которые будут неукоснительно выполнять требования по решению своих проблем. Кроме того, Меркель подчеркнула необходимость формирования бюджетного союза, т.е. передачи странами-членами части своих полномочий в этой сфере Брюсселю.
На саммите госпожа канцлер не упускала инициативу. Она акцентировала внимание коллег на основных элементах предстоящей реформы Евросоюза: создании банковского, фискального и политического союзов. Правда, она быстро осадила французского президента Франсуа Олланда, хотевшего тут же договориться о создании механизма банковского надзора в ЕС: принятие этого решения намечено на декабрь, и спешить не следует. Меркель вообще заявила, что на данной встрече никаких решений принято не будет: обсуждаем "промежуточный доклад" ван Ромпея, и точка.
Так оно и вышло. Даже Греция, где без очередной порции европейских денег вот-вот случится дефолт, не дождалась от саммита вожделенного решения о выделении транша в €31,5 миллиарда. Хотя накануне миссия "тройки" кредиторов (ЕК, ЕЦБ, МВФ) в Афинах завершила свою работу и договорилась с греческим правительством по всем основным пунктам. Однако остались еще какие-то мелочи, да и отчет не готов – стало быть, с деньгами придется повременить.
Неудивительно, что Германия, продолжая жестко гнуть свою линию, сталкивается в родном Евросоюзе с оппозицией, крепнущей от саммита к саммиту. На этот раз открыто перечил только Олланд, однако накануне встречи прозвучал довольно громкий ропот. Чешский премьер Петр Нечас заявил, что Прага может заблокировать уже практически согласованный вопрос – создание механизма банковского надзора. Его поддержали премьер-министры Швеции и Дании: в день саммита они опубликовали статью под названием "Повременить с подлинным монетарным и экономическим союзом в ЕС". А то ли еще будет, когда речь пойдет о деталях политического и бюджетного союзов! Тем временем страны Южной Европы уже вовсю бунтуют: греки "отметили" саммит ЕС очередными массовыми протестами и столкновениями с полицией, их в любую минуту готовы поддержать испанцы и португальцы.
Одним словом, судьба еврозоны и перспективы евро по-прежнему вызывают большие сомнения. Впрочем, как только в США состоятся президентские выборы, из Вашингтона будет дана "отмашка" большой европейской реформе. И тогда – уже к концу этого года – станет ясно, способна ли Европа консолидироваться и под хладнокровным командованием Берлина укрепить свой корабль, чтобы он смог преодолеть бурю кризиса, по возможности не растеряв экипаж.
utro.ru