1460

СМИ стал известен скрываемый примэрией Кишинева план реорганизации общественного транспорта (doc)



18:01 2012-10-19  

Средствам массовой информации стал известен скрываемый примэрией Кишинева план реорганизации общественного транспорта. Как пишет газета "Пульс", исследование транспортной системы Кишинева было осуществлено на средства Европейского банка реконструкции и развития (издание также представило документы анализа транспортной сети).
 
Тендер выиграла немецко-французская компания TTK, специализирующаяся на подобных работах. Как указано на сайте компании, ее профиль — "планирование и консалтинг в сфере публичного транспорта". TTK реализовала множество таких проектов, в первую очередь в Европе, но и за ее пределами. В Молдове исследование проводится под руководством Штефана Плогштерта.
Первый этап исследования состоял из оценки текущей ситуации, разработки стратегических принципов функционирования общественного транспорта, предложения трех моделей столичной сети общественного транспорта. Уже после того как муниципальный совет выберет одну из трех моделей, специалисты из TTK подсчитают стоимость транспортной реформы.
 
Оценка нынешней ситуации с общественным транспортом основана на детальном анализе городского плана и замеров, которые на протяжении нескольких недель делали 150 нанятых работников. Оценка эта довольно неожиданна и радикально отличается от привычных: эксперты TTK полагают, что проблема Кишинева вовсе не в недостаточном количестве единиц общественного транспорта (наоборот, в молдавской столице слишком много (!) автобусов, троллейбусов и микроавтобусов). По их мнению, проблема кроется в хаотичности системы: маршруты общественного транспорта логистически неправильно проложены. Из-за этого маршруты "крадут" друг у друга пассажиров, наслаиваются друг на друга, перегружают транспортные артерии, понижают эффективность друг друга.
 
Самым плохо организованным транспортом признаны микроавтобусы, в том числе и потому, что распределение и создание новых маршрутов — процесс в Кишиневе постоянный и не обеспеченный доказательствами целесообразности (созданы новые маршруты, дублирующие муниципальный общественный транспорт, дробятся старые маршруты, и на основе создаются несколько новых и т.д.). При этом рациональные основания принятия решения в области расширения или изменения маршрутов частного транспорта, никому не известны.
 
Принципиальная идея TTK — создание нескольких "слоев" общественного транспорта. Первый представляет собой быстрые линии транспорта с периодичностью циркуляции в 2,5 минуты. Речь идет о длинных троллейбусах и автобусах, которые циркулируют часто и со сравнительно большой скоростью, с меньшим количеством остановок. Второй "слой" — дополнительные магистральные линии — там, где они необходимы. Период циркуляции — 10 минут. Третий — "доставочный" транспорт, который в основном используется в центре — там, где нет доступа к первому и второму "слоям", и за пределами центра.  Во всех случаях "быстрые" линии общественного транспорта, ходящего с периодичностью в 2,5 минуты, связывают далеко расположенные друг от друга густонаселенные районы Кишинева (Буюканы, новые Чеканы, верхняя Рышкановка, Ботаника и Скулянка). Их функция — быстрая доставка основного пассажиропотока. К ним "привязан" второй "слой", который должен доставлять пассажиров к первому, либо перевозить пассажиров на небольшие расстояния. И третий подразумевает преимущественно связывание населенных пунктов муниципия с городом (окраинами и вокзалами).
 
Во всех трех моделях предполагается снижение количества маршрутов — от радикального до существенного.
Специалисты TTK рассчитали эффективность каждой из моделей и пришли к выводу, что по большинству пунктов выигрышнее будет вторая модель. Эксперты полагают, что нынешняя система частного общественного транспорта вредна и одним из достоинств второй модели является радикальное снижение количества маршруток: сокращение с нынешних почти 2 тысяч микроавтобусов до 200–300, в основном обслуживающих пригородный пассажиропоток.
Кроме того, план TTK для Кишинева предполагает четкое регламентирование деятельности фирм, оказывающих городу транспортные услуги, четкое прописывание регламентов и правил и сущностное изменений функций администраторов маршрутов. Вторая модель также предполагает, что со временем все линии первого "слоя" могут быть заменены на трамвайные (в развитых городах трамвай зарекомендовал себя как один из самых эффективных видов общественного транспорта).
 
Примечательно, что гороская администрация и примар Киртоакэ не спешат обнародовать данный план. Более того, изданию стало известно, что аналогичное исследование было произведено еще в 2006 году, однако так и не было реализовано на практике.
 
 

0