США убили сотни своих граждан, чтобы они не уехали в СССР (I)
18 ноября 1978 в джунглях Гайаны случилось жуткое событие, которое самый авторитетный западный источник – «Книга рекордов Гиннеса» - квалифицирует как самое массовое единовременное самоубийство в мире. 918 граждан США (включая около 260 детей, из них 83 младенца), члены квазирелигиозной организации и сельскохозяйственной коммуны «Народный храм» были найдены мертвыми в Джонстауне – городке, названном в честь лидера «НХ» Джима Джонса.
«Самая свободная» американская печать с первых же дней после трагедии с удивительным единодушием стала повторять формулы «очевидный ритуал массового самоубийства», «джонстаунский культ самоубийств», «массовое самоубийство в Гайане» и др. Но если отказаться от американской «монополии на истину», навязанной ныне транснациональными СМИ всему миру, то выяснится масса подробностей, не укладывающихся в официальную версию.
Джим Джонс родился в 1931 в г.Крит, штат Индиана. Американский Средний Запад – край весьма консервативный (Ку-Клукс-Клан возник именно в г.Индианаполис). Поэтому когда 19-летний Джим во время учебы в университете объявил себя марксистом, а затем возглавил местный комитет по правам человека, «общество» восприняло его как опасного вольнодумца. В 22 года, будучи помощником пастора в церкви «для белых», он пригласил на службу негров, а когда Церковный совет его уволил, заявил: «Любая церковь, где я буду пастором, будет открыта для людей всех рас». В 24 года он основал собственную «Церковь Слова Христова», через год переименованную в «Народный храм». Хотя религиозность этой организации во многом условна: как вспоминали очевидцы, его проповеди походили скорее на политические митинги. Придав организации форму церкви, практичный Джонс просто воспользовался налоговыми льготами, ибо сам (по воспоминаниям его жены Марселин Джонс) смолоду являлся убежденным атеистом.
В отличие от других местных церквей, строго соблюдавших принцип «расовой сегрегации», в «Народном храме» объединялись представители всех рас. Сам Джонс усыновил нескольких разноцветных детишек. В 1965 в группе насчитывалось около 80 чел., в основном изгои капиталистического общества: бедняки, нацмены, бездомные. Но после переезда в Калифорнию ряды «НХ» стали быстро расти, вскоре перевалив за 20 000 человек. Многих привлекали социальные программы «НХ»: бесплатные столовые для бедняков, детсады и врачи (для капиталистических США явление необычное). В 1970-х гг «НХ» имел 9 хосписов и 6 школ, содержал «Международный отель», где проживало более 3000 уволенных за участие в демонстрациях. В газетах его тогда называли «одним из самых быстрорастущих религиозных движений Америки».
Однако со временем нарастал конфликт с буржуазным обществом. Джонс четко позиционировал себя и свое движение как принципиальных противников существующей системы. В газете «Народный храм» он напропалую критиковал всех и вся: от расистской дискриминации Южных штатов до темных делишек «самих» Киссинджера и Рокфеллера, поддерживал пострадавших от властей оппозиционных деятелей: Анжелу Дэвис, членов «уилмингтонской десятки» во главе с Беном Чейвисом, вдову Лауру Альенде, индейского лидера Д.Бэнкса. В 1976 Джонс внес залог 20 000 $, чтоб освободить из тюрьмы Канзаса его жену Ка-Мук. В 1977 вместе с А.Каном создал в Калифорнии секцию Всемирного Совета Мира и нанес визит на Кубу, презрев многолетнюю американскую блокаду. В 1976 поддержал на выборах либерал-прогрессистов Д.Москоуна (мэр Сан-Франсиско) и М.Дималли (вице-губернатор Калифорнии).
Общался Джонс и с коммунистами: М.Давидоу, К.Александер, А.Дэвис. Естественно, что в результате своей деятельности «НХ» и Джонс подверглись силовому давлению. Была подложена бомба в один из автобусов организации, взорван дом собраний в Сан-Франциско. Было избито и убито несколько членов общины, в том числе помощник Джонса - Льюис. Предпринимались попытки подкупить людей, чтоб они свидетельствовали против общины Джонса, некоторые соглашались (Г.Стоун), некоторые нет.
Поэтому в 1974 Джонс решает переселиться в Гайану – небольшую латиноамериканскую страну из «неприсоединившихся», правительство которой объявило курс на строительство «кооперативного социализма». Колонистам выделили 3824 акра земли возле Порт-Кайтума, где благодаря активному труду вскоре вырос целый город – Джонстаун. Более тысячи членов «НХ» переселились сюда. Сохранился документ «Руководящего Комитета Джонстаунской Коммуны» с подробным перечнем колонистов. Здесь около 200 пролетариев, 200 сельхозрабочих, 150 медработников, 100 водителей и механиков, а также представители прочих профессий: юристы (14), художники (15), музыканты (21), бухгалтера (7), программисты (7) и др. 25% составляли дети, 30 из которых родились уже в Джонстауне.
Как писал в Конгресс служитель Методистской церкви Д.Мур: «Люди уезжали в Джонстаун с надеждой, родившейся из потери надежд в США… Люди эмигрировали, ибо они потеряли надежду на то, что американское правительство или конгресс положат конец расовой дискриминации и несправедливости… Бедняки стремились в Джонстаун, чтобы обрести свободу, избавиться от унижений, которым наше общество подвергает их».
По прошествии нескольких лет это оказалась образцовая сельскохозяйственная коммуна. Выращивались картофель, огурцы, ананасы, сахарный тростник, тыква и многое другое. Были проведены успешные эксперименты по выращиванию новых культур в тропических условиях. Построены свиноферма, скотный двор, птицеферма. Работали лесопилка, мебельный цех, ремонтная база, ясли, детский сад, школа, клуб. Образование было на очень высоком уровне (преподавателей хватало). Всячески поощрялись занятия различными видами искусства: музыкой, пением, танцами, рисованием. Библиотека коммуны составляла более 10 тыс. книг, (в том числе полные собрания сочинений Маркса и Ленина). Больница была лучшая в регионе - терапевт, нейрохирург, педиатр, диетолог, штат дипломированных медсестер. Оборудование позволяло снимать ЭКГ, полный перечень анализов, флюорографию, рентгенографию, каждые полгода - всеобщая диспансеризация. Больница работала круглосуточно и бесплатно для проживающих в окрестностях индейских племен, с которыми колонисты были в дружественных отношениях.
Пример профессионализма врачей коммуны - проведенная сложнейшая полостная операция хирургом Ларри Шахтом, консультирующимся по радио со своим коллегой в Калифорнии. Операцию такого уровня обычно делают 5-6 специалистов, используя совершенное оборудование (кстати, эта операция была вынужденной, т.к. пациентку не смогли вывезти в США по причине плохой погоды).
Работала радиостанция - для связи с общиной в Калифорнии и для пропаганды своих идей. Было установлено более 2 тыс. радиоконтактов по всему миру ("Наши радиолюбители - прекрасные послы" - говорил Джонс). Разумеется, такая ситуация не нравилась правительству США, и "Федеральная комиссия связи" пыталась лишить радиостанцию лицензии, но адвокаты общины отстояли свои права. В коммуне не было никаких денежных отношений, но существовал "бесплатный магазин" где по требованию выдавались необходимые товары. Чистый доход коммуны составлял около четверти млн. долларов в год.
За время существования коммуны ее посетило более пятисот (!) визитеров - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане. В толстенной книге отзывов, по словам советского консула Ф.М.Тимофеева, не было ни единого отрицательного отзыва.
Американский адвокат Чарльз Гэрри, посетивший Джонстаун 6 ноября 1977 года, сказал: «Я побывал в раю. Я видел общину, где нет такого явления, как расизм. Никто не ощущает цвета своей кожи, будь она черной, коричневой, желтой, красной или белой. Я не видел никакой дискриминации по отношению к женщинам...»
Сотрудники посольства США в Гайане посещали колонию в 1974-76 гг. три раза, а затем резко зачастили: в 1977-78 гг. шесть раз для «предоставления консульских услуг, выяснения благосостояния и местопребывания американских граждан». На самом деле посольские работники выполняли требования госдепа о «расследовании обвинений о задержке американских граждан против их воли». Эти визиты, не обнаружившие никакого криминала, стали причиной телеграммы посольства, где говорилось об опасении того, что они «могут стать поводом к упрекам в адрес посольства и госдепартамента в "беспокоящих действиях"». Госдепартамент согласился с этим и предписал посылать одного служащего не чаще раза в квартал, т.к. "визиты, осуществляемые без какой-либо очевидной цели, могут послужить усилению подозрений в том, что за общиной ведется наблюдение". Ни в одном из официальных отчетов нет ни слова о каких-либо негативных явлениях в коммуне.
Откуда же взялись байки о «концлагерных порядках», со временем от многократного повторения ставшие чуть ли не догмой? В 1977 юридический советник «НХ» Тимоти Стоун был изгнан из общины как агент ЦРУ. Нашлись документы, свидетельствующие о том, что он еще в начале 1960-х гг выполнял поручения ЦРУ в Берлине и даже был арестован полицией ГДР.Вылетев из «НХ», Стоун немедленно сколотил группу так называемых «озабоченных родственников» (многие из них были настолько "озабочены", что ранее годами не вспоминали о своих родных в "Храме", не навещали их, и даже не писали им), которые засыпáли жалобами официальные органы. В сентябре 1977 Стоун нанял некоего Мэйдзора, владельца частного детективного агентства, который возглавлял отряд наемников, поставив ему задание нападения и "освобождения" детей в Джонстауне.
Но приблизившись к поселку, они были шокированы тем, что не обнаружили ни колючей проволоки, ни вооруженных охранников. Мало того, дети, которых им предстояло освобождать, бегали и развлекались как ни в чем не бывало, в то время как их родители работали на полях. Скрытно понаблюдав из джунглей двое суток за жизнью поселка, наёмники поняли что их "используют", отказались выполнять задание и вернулись в США. Сам Мэйдзор сообщил об этом случае Джонсу и колонистам в Джонстауне, позже его признание было записано на магнитофон адвокатом Марком Лейном, и в январе 1979 г. он дал еще одно интервью репортеру "Лос-Анджелес Таймс".
Просоветские настроения руководства «НХ» активизировались визитом в посольство СССР в Джорджтауне (столица Гайаны) в декабре 1977 года. Д.Тушет, Ш.Амос и М.Прокс имели беседу с консулом Федором Тимофеевым, передали ему ряд документов коммуны и получили советскую прессу. В ходе последующих визитов консула проинформировали о преследованиях, которым подвергается организация со стороны ЦРУ, ФБР и прочих госслужб США. Потом разговор перешел к главному вопросу: "как бы советские власти отнеслись к тому, если бы члены "Храма народов" обратились с просьбой в советское посольство в Гайане разрешить им всем переселиться в СССР?"
-Этот вопрос был для меня неожиданным - вспоминает Тимофеев - я сказал, что сразу не могу дать на него ответ, но проинформирую МИД СССР. При этом подчеркнул, что подобную просьбу нужно изложить в письменном виде".
20.3.1978 делегация из Джонстауна посетила посольство СССР и подала официальное заявление о желании перевести все денежные средства коммуны в советские банки, принять советское гражданство и переехать в Союз. Слова одного из заявлений от 17.3.1978, за подписью члена Руководящего Комитета Л.Перкинс, оказались мрачным пророчеством:«Испытав на себе злобность реакционных сил в США, мы и здесь, в отдаленном районе, не закрываем глаза на возможность того, что нас могут буквально физически уничтожить». 18.9.1978 поступило еще одно послание – от генсекретаря общины Р.Троппа о желании «переезда наших людей в Вашу страну в качестве политических эмигрантов...
Мы не настолько наивны, чтобы не понимать: существует реальная возможность уничтожить наше движение. В Советском Союзе мы находились бы в безопасности. Нашим детям там было бы обеспечено светлое будущее. Мы все желаем с энтузиазмом работать в Советском Союзе в интересах социализма».
27.9.1978 консул Ф.М.Тимофеев и врач посольства Н.М.Федоровский посетили Джонстаун (стенограмма выступлений на англ. яз здесь. Джонс начал свой спич с заявления: "Правительство США не мать нам, нашей духовной Родиной является Советский Союз"). Их впечатления подкрепляют мнение А.Желенина о том, что «по сути Джонстаун стал американским коммунистическим экспериментом». Центральная улица «Сельскохозяйственного кооператива Народный храм» носила имя Ленина, утро начиналось с радиотрансляции Гимна СССР, в местной школе изучали русский язык. Всë в коммуне – образование, медобслуживание, питание, одежда – было бесплатным.
Вечером в личной беседе Джонс подтвердил желание всей общины переехать в СССР и перевести активы во Внешторгбанк. Для решения практических вопросов переселения был намечен визит Джонса в Союз в конце ноября – начале декабря 1978. Но он не состоялся…
22.6.1978 некий Д.Кобб-младший обратился в Верховный Суд США с обвинением "Храма народов" и Джонса в преступных действиях, якобы эта организация опубликовала 14 марта «открытое письмо с угрозой массового самоубийства членов общины, находящихся под контролем Джонса в окрестности Джонстаун». Также он утверждал, что 18 апреля Храм народов «в заявлении для печати сообщал о единодушном решении членов общины в Гайане умереть». Эта информация была разослана также всем сенаторам США, в госдеп и ведущие информагентства. И хотя она являлась полностью лживой,был дан старт большой газетной шумихе, к которой быстро подключился уже известный Т.Стоун со своими «обеспокоенными родственниками».
К кампании привлекли известного «разгребателя грязи» конгрессмена Лео Райана, который собрался посетить Джонстаун. Руководство «НХ» бросило ответный вызов: 4.10.1978 в Сан-Франсиско адвокат коммуны М.Лейн официально заявил, что в ходе расследования заговора против организации он намерен в течении 90 дней предъявить иск к государственным органам США - ЦРУ, ФБР, министерству почт, Федеральной комиссии связи и "Внутренней службе доходов" как к учреждениям, пытавшимся нарушить деятельность "Храма". Были собраны показания десятков свидетелей этой деятельности, а также документы, подтверждающие, что крупная сумма денег была истрачена на лоббистские мероприятия и судебные процессы против "Храма".
7 ноября 1978 г. в советском посольстве состоялся прием в честь годовщины Октябрьской Революции. Среди 300 приглашенных были и 6 человек из "Храма", их присутствие вызвало возбуждение среди американских дипломатов. Советник Дуайер и вице-консул Д.Рис пытались убедить консула Тимофеева, что им не место на дипломатическом приеме. Также американские дипломаты зондировали вопросы о намерении руководства "Храма" переселиться в СССР, а их тон выдавал озабоченность этой надвигающейся проблемой. 11 ноября в советское посольство приехала взволнованная Ш.Амос и сообщила о скором визите конгрессмена Л.Райана. От его визита в Джонстауне ожидали неприятностей.
Настораживало поведение сотрудников посольства США, которые требовали встреч с рядом членов общины, причем настаивали, чтобы встречи проходили в здании посольства. По словам Амос, Джонс подозревал, что происходит инструктаж внедренных в общину агентов ЦРУ перед некой провокацией. Она поинтересовалась, отправлена ли в Москву их просьба о переселении в СССР и получила заверение, что сие было отправлено немедленно. Тимофеев передал ей пачку анкет для оформления виз и ходатайств на получение советского гражданства. Тогда же члены «НХ», имевшие право подписи в швейцарских банках, официально завещали все свои вклады ($ 7,8 млн) СССР «на дело борьбы за мир».
Опасения были напрасны: Л.Райан вовсе не был «человеком ЦРУ». Напротив, своей деятельностью по «разгребанию грязи» он изрядно попортил нервы слугам «плаща и кинжала». Однако, является точно установленным фактом, что и в коммуне, и в посольстве США действовали агенты ЦРУ.Интересный факт: тогдашний посол США в Гайане Д.Берг, позже, в 1981 перешел на работу в ЦРУ. А полный список местных ЦРУшников по материалам книги Ф.Эйджи был опубликован 6.12.1981 в гайанской газете «Миррор» (28 человек – не многовато ли на 760-тысячную страну?). Кроме того, по свидетельству Ш.Амос,одновременно с Райаном в Гайану прибыла группа «туристов» из США, человек 50-60, все как на подбор, крепкие 20-30-летние мужчины, которые пообщались с Т.Стоуном и начали арендовать самолеты «для турпоездок».
Часть II: http://enews.md/blogs/view/2270/
По материалам:
http://www.dkr.com.ua/index.php?new=10342
http://www.newdawnmagazine.com/Articles/Who%20Was%20Jim%20Jones.html
http://jonestown.sdsu.edu/
http://www.ideology.ru/app/rs/lib/xram.htm
http://anticomprador.ru/johnstown3.html
http://anticomprador.ru/publ/34-1-0-375