649

Некоторые аспекты молдавской психиатрии, или опыты над людьми продолжаются

 

Редакция eNews решила перепечатать письмо за подписью трех врачей психиатрической больницы, поступившее в адрес редакции газеты "Независимая Молдова". Врачи просят не разглашать их фамилии, дабы не остаться без работы. К статье приложены копии 6 документов, в том числе контракт на проведение опытов, согласие Агентства по лекарствам и Национального комитета по этике, заявка гендиректора ПКБ к Агентству по лекарствам об отпуске Аллопуринола и нижеупомянутые приказы Министерства здравоохранения. 




"Уважаемая редакция! Заметив в ваших публикациях отсутствие тенденциозности, и зная принципиальность, последовательность и честность в освещении происходящих событий в нашем обществе, мы, сотрудники Психиатрической клинической больницы решили обратиться к вам за помощью, для того, чтобы ваше издание помогло осветить некоторые аспекты молдавской психиатрии. Все дело в том, что мы чисто случайно стали обладателями некоторых документов, изучение которых заставило нас задуматься, а все ли в порядке в нашей родной психиатрии? Хотим довести до вашего сведения, что речь идет о так называемых клинических исследованиях, которые проводятся в упомянутой клинике. Точнее, речь идет об изучении действия некоторых препаратов на организм психических больных. Родоначальником этого исследования является г-н Михаил Хотиняну, он же и генеральный директор названного медицинского учреждения. Эти исследования начались еще в 2010 году, и продолжаются по сей день, и вроде легально разрешены Министерством здравоохранения. Спонсором исследования является The Stanley Medical Research Institute, а заказчиком Tangent Data SRL Romania.


Здесь и возник первый вопрос: что в Румынии нет психиатрических больниц? Какая была необходимость проведения этих исследований именно в нашей республике?


Изучая представленные документы возникает и второй вопрос: почему генеральный директор клиники г-н М.Хотиняну 15 июля 2010 года подписал контракт №122, о внедрении клинических испытаний над больными, а министр здравоохранения Владимир Хотиняну лишь через 2 месяца, 8 сентября 2010 года издал приказ №623 о внедрении клинических исследований, то есть когда исследования уже шли полным ходом?


В общей сложности Tangent Data SRL были заключены 3 контракта, в которых предусматривается проведение опытов над 200 больными. Сразу была оговорена сумма в 200 долларов США за каждого больного. Длительность полного исследования предусматривает нахождение больного в больнице в течение 4 месяцев. Национальная касса медицинского страхования (НКМС) за каждого больного, лечившегося стационарно в нашей клинике в течение 32 дней, выплачивает 6000 леев. Простой расчет показывает, что для обеспечения нахождения каждого испытуемого в клинике в течение 120 дней г-н Хотиняну из общественных денег тратит приблизительно 24 тысячи леев. А Tangent Data SRL обязалась выплачивать только 250 долларов - около 3100 леев. То есть содержание одного больного для проведения опытов обошлось больнице во столько же, сколько бы потратили на лечение 4-х больных.


Это означает, что изначально эти клинические исследования были невыгодны больнице, потому как с самого начала была предусмотрена упущенная выгода в сумме около 4 миллионов 180 тысяч леев. Ведь на содержание в течение 4 месяцев 200 больных тратится 4 миллиона 800 тысяч леев, а в кассу больницы должны были поступить 50 тысяч долларов США, то есть около 620 тысяч леев. Самое интересное, что с 210 года по 1 июля 2012 года на счет больницы со стороны за оказанные услуги были переведены аж 4 750 леев. Это за тысячи проведенных анализов, за содержание и обслуживание 200 больных, за огромный объем дополнительной работы для персонала больницы. Это меньше, чем выплачивает НКМС за лечение одного больного!


Вот здесь возникают и другие вопросы. Может быть ради науки и стоит жертвовать общественные деньги, может для пользы психиатрии, для ее будущего и надо раскошелиться. Согласны. Но куда делись почти 50 тысяч долларов, которые The Stanley Medical Research Institute выплатила согласно контрактам? В чьих карманах они осели? Или эти деньги тоже были пожертвованы науке? Больные, которые участвовали в исследованиях не получили ни одной бануцы, но об этом чуть позже. Появляется следующий вопрос, а не специально ли г-н М.Хотиняну пошел на упущенную выгоду руководимого им учреждения, дабы иметь возможность пополнить семейный бюджет суммой в 50 тысяч долларов за вычетом 4750 леев?


Для этого испытания над психическими больными начались без осознанного письменного согласия больных, как предусматривает статья 4 Закона о психическом здоровье (от 16.12.1997 г.), назначая им препараты не предусмотренные ни стандартами, ни национальными протоколами лечения. Может, наши экспериментаторы скажут, что больные подписывают согласие на лечение и обследование при поступлении в больницу? Это правда, но это согласие предусматривает лечение и обследование только согласно утвержденным стандартам и клиническим протоколам. И никак не дает повода для проведения опытов над больными людьми. Плюс ко всему, как раньше подчеркивалось, подвергнутые опытам больные не получили ни одного гроша за участие в опытах, а ведь больной и есть гвоздь всей программы.


В каждом цивилизованном государстве любой человек получает деньги за то, что он рискует жизнью и здоровьем ради научных опытов. Но только не у нас. Здесь все наоборот. Гражданин Республики Молдова, находясь 4 месяца в больнице, вынужден рисковать здоровьем, а может и жизнью, лишается свободы, и возможно будущего и все задаром, только потому, что они имеет несчастье страдать психическим расстройством. Только для того, чтобы кто-то самым низменным способом обогащался, зная, что страдающий психическим здоровьем не сможет за себя постоять, наоборот он нуждается в поддержке общества в преодолении тягот современности.


А самым невероятным является то, что именно те, кто по долгу своему обязан поддерживать больных в трудной борьбе больных за равенство с другими членами нашего общества, ради корысти толкают больных в неизвестность. И не думайте, что эти опыты над людьми являются целью выздоравливания больных. Достаточно взглянуть на условия контракта, и вы увидите, что условия Tangent Data SRL диктуют определение изменений биохимических и клинических параметров организма до, во время и после назначения токсичных для человека препаратов. Проще говоря, изучается, сколько может выдержать печень, сердце, легкие, вообще весь организм при применении таких препаратов как миноциклин, аллопурнол и др., которые не включены ни в какие стандарты или клинические протоколы. Значит, эти 50 тысяч долларов были украдены либо SRL Tangent Data, либо администрацией Психиатрической клиники, причем в ущерб как самим больным, как и самому медучреждению.


Само собой, что М.Хотиняну не смог бы в одиночку организовать это "дело". Естественно. Ему помогла небольшая шайка из 6-7 человек, которые в отличие от основного большинства коллектива смогли игнорировать самое святые в медицине - non nocere! (не навреди!), основной закон медицины. Но сегодня, когда все продается, ради золотого теленка можно забыть и о морали. Но не следует забывать: от сумы и тюрьмы никто не застрахован. Неужели наши горе испытатели не думают о том, что вместо сегодняшних испытуемых могут завтра попасть и дети испытателей, да и они сами и ближайшие родственники. Или может клятва Гиппократа потеряла свой смысл для сегодняшних врачей???


И под конец несколько вопросов, которые требуют ясности:


1. Если Министерство Здравоохранения разрешило проведение опытов над людьми, то не было ли оно обязано следить за тем, чтобы не было воровства?


2. Почему Министерство Здравоохранения не обеспечило проверку исполнения приказа №623 от 8.09.2010 г., как это предусмотрено последним пунктом этого приказа?


3. Должна ли Национальная Касса Медицинского Страхования разрешить проведение этих экспериментов в ущерб учреждению, во вред больным, за счет других больных при неясных законных, моральных и экономических обстоятельствах с нарушением всех стандартов и клинических протоколов?


4. Как Национальная Касса Медицинского Страхования объясняет нахождение больных в больнице 120 и более дней, когда застрахованные случаи в психиатрической клинике в среднем длятся 32 дня?


5. Почему эти опыты не проводились на родине SRL Tangent Data, т.е. в Румынии, так же логичнее и правильнее?


6. Почему при проведении опытов над людьми были использованы миллионы леев общественных денег, которые можно было направить действительно страждущим, а в кассу больницы поступило 4750 леев?


7. Почему не было заключено никаких контрактов с самими испытуемыми?


8. Почему не застраховали пациентов, ведь впоследствии опытов может страдать здоровье больных вплоть до самой смерти?


9. Почему больные рискуя своей жизнью не получают ни копейки за свой риск?


10. Кто украл деньги, предназначенные обследованию испытуемых?


11. Сколько еще будут рисковать жизнями больных в Психиатрической клинической больнице?

0