Протестующих будут снимать и отстреливать
Представлял законопроект новый глава МВД Дорин Речан. В минувший четверг парламент одобрил в первом чтении проект закона о применении физической силы, оружия и спецсредств.
Документ представляет собой единый свод правил для всех работников правопорядка. Этот нормативный акт подготовлен в отсутствие европейских рекомендаций и разрешает разгонять демонстрации резиновыми и пластиковыми пулями.
Министерство внутренних дел подготовило законопроект N1428 «О применении силы, спецсредств и огнестрельного оружия» довольно давно, под текстом документа стоит подпись теперь уже экс-министра Алексея Ройбу. Интересно, что это один из немногих в последнее время проектов законов, которые власти готовят вне различных европейских рекомендаций, предложений, стратегий и планов по расширению демократии.
Разработчики также рассчитывали, что закон вступит в силу с 1 июля этого года, но парламентарии рассмотрели проект лишь с наступлением октября. Представлял законопроект уже новый глава МВД Дорин Речан, и это было его первое выступление с парламентской трибуны. Вдобавок, именно с этого вопроса начал рабочее заседание в четверг депутатский корпус. Министр заметно нервничал, торопился и «забывал» отвечать на самые неудобные вопросы парламентариев.
Порядка не было
- В настоящий момент в законодательстве по некоторым правоохранительным органам, как ЦБЭПК и Пограничная полиция, не предусмотрены условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В законах относительно других структур нормативы применения предусмотрены, но в каждой по-разному, - обрисовал Речан депутатам текущую ситуацию.
Например, в ст. 26 закона «О Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией» не определены четко условия и основания для применения физической силы и спецсредств. Разве что строго запрещено применять приемы рукопашного боя, слезоточивый и психотропный газы и другие спецсредства в отношении несовершеннолетних, женщин и лиц с явными физическими недостатками.
Закон «О службе в таможенных органах» давал после переподготовки работникам ТС право на ношение и хранение огнестрельного, холодного оружия и спецсредств, но умалчивал, на каких условиях этот арсенал можно применять.
С целью навести порядок в действующем законодательстве, унифицировать режим и правила применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия МВД разработал соответствующий законопроект.
Компетентность и ответственность
Новый нормативный акт касается работников МВД, СИБа, ЦБЭПК, прокуратуры, госохраны, экологической инспекции и рыбнадзора, службы специальных курьеров и подразделений специальных операций Минюста. Также впервые аналогичными полномочиями наделяются иностранные граждане, находящиеся в Молдове с целью защиты физического лица.
- Важно обеспечить компетентность тех, кто вынужден будет применить силу или оружие, а также ответственность этих лиц. У нас нет математической формулы, чтобы подсчитать, где проходит черта. Все ситуации предусмотреть нельзя, но наряду с увеличением полномочий закон усиливает ответственность правоохранителей, - заметил в парламенте министр.
В ответ депутаты напомнили ему о случаях превышения полномочий полицейскими. Например, во время задержания участников «революционных» погромов 7 апреля. На это Речан только подтвердил: ответственность сотрудников правоохранительных органов должна расти.
«Все возможные меры…»
- Ст. 4 п. 4 указывает, что в случае, когда нельзя применить оружие, сотрудник органов обязан принять «все возможные меры» для сокращения до минимума вреда, причиняемого преступником здоровью, чести, достоинству и собственности граждан. «Почему не уточняются, какие именно «все возможные меры» имеются в виду?» – поинтересовался независимый депутат Михай Годя. И на этот вопрос внятного ответа не последовало.
Мирон Гагауз из оппозиционной ПКРМ предложил убрать ЦБЭПК из перечня структур, на которые распространяется действие законопроекта. Дело в том, что после реформы у Центра по борьбе с коррупцией значительно сужены полномочия и изменено назначение.
Также недоумение парламентария вызвало отсутствие в законопроекте конкретики. Например, так и осталось непонятным, какие органы власти и учреждения и за чей счет обязаны организовывать ежегодные курсы спецподготовки для правоохранителей?
Другой депутат-коммунист Артур Решетников настаивал на запрете применения и демонстрации огнестрельного оружия в населенных пунктах. «Мы прекрасно помним, что 15 марта в Кишиневе, в районе Боюканы, в парке, средь бела дня безо всякого предупреждения спецназ проводил учения с огнестрельным оружием. Это было как минимум психологическое давление на прохожих и местных жителей», - привел пример Решетников.
Министр отбил и эту атаку. «Имеющиеся замечания сформулируйте и подайте ко второму чтению законопроекта», - отвечал Речан.
Массовые … порядки
Самая большая и подробная глава нового нормативного акта посвящена подавлению массовых беспорядков. Это тем более обращает на себя внимание, что раньше правящая коалиция любила называть события 7 апреля «революцией». Никто не забыл и исключительно лояльное отношение властей к таким массовым «мероприятиям», как марши унионистов.
Однако в подготовленном МВД законопроекте теперь целая глава рассказывает, как разгонять толпу с помощью физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия. На первый взгляд, процедура списана с голливудских фильмов. Правда, переписывали, допуская небольшие, но значительные «умолчания».
Сначала сотрудники правоохранительных органов должны вежливо попросить митингующих разойтись. Если те не поняли с первого раза, следует повторное предупреждение, затем полицейские используют «светозвуковые методы предупреждения». Какие именно это методы: удары дубинками о края щитов или разбрасывание светошумовых гранат, - не уточняется.
Если толпа не заметила гранаты и дубинки, «состав боевого соединения сразу же применяет активные и вспомогательные специальные средства для рассредоточения толпы и задержания активных участников и организаторов…».
Если же «активные участники и организаторы» сами проявят признаки агрессии, то газовые гранаты полетят в толпу без всякого предупреждения. Тем временем уполномоченный сотрудник будет записывать на видеокамеру процесс «демократизации» радикально настроенных граждан.
Невооруженным глазом видно, что некоторые пункты законопроекта о применении физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия прописаны специально под недавние события в Бельцах и Кагуле. Так ст. 14 разрешает правоохранителям применять спецсредства и силу для разъединения агрессивной группы от мирной демонстрации или двух групп, проявляющих взаимную агрессию. Вот только снова не уточняется, кто уполномочен определять степень миролюбия той или иной группы? И по какой формуле?
При любом исходе власть сможет трактовать события в свою пользу. Например, либо обвинить полицейских в том, что они проявили недостаточно «компетентности», либо граждан – в недостатке «ответственности». В общем, чтобы можно было и впредь крутить закон как дышло.
Vedomosti.md