Вячеслав Негруца: «Государственный бюджет не может быть объектом торга»
Министр финансов РМ Вячеслав Негруца. В интервью корреспонденту ТРИБУНЫ министр финансов Вячеслав Негруца говорил о воздействии новой волны кризиса на государственный бюджет будущего года, о ситуации, связанной с завершением Меморандума о сотрудничестве с МВФ, но и о новом аналогичном документе. Коснулся он и некоторых аспектов личной жизни.
Т.: Г-н министр, недавно правительство одобрило государственный бюджет на будущий год. В какой мере оказала воздействие на него новая волна кризиса, о которой говорят все чаще?
В.Н.: У нас не было каких-либо предпосылок и определенных расчетов, которые бы лежали в основе этого бюджетного документа. Показатели были установлены в мае. Конечно, кое-какие тенденции и обстоятельства меняются, мы принимаем в расчет и эти риски, но хотелось бы заметить, что конструкция бюджета на будущий год реалистична. Он может быть реализован и в условиях замедления экономического роста в регионе. Конечно, влияние других регионов и других стран на Республику Молдова огромное, так как мы относительно малая и относительно открытая в смысле зависимости от экспорта, импорта и других вещей экономика. Чтобы справиться, важно учитывать не только то, что ты делаешь у себя дома, но и то, что происходит у соседей. Все соответствующие риски были приняты в расчет, и теперь у нас хороший проект бюджета. Не исключаю, что в ноябре мы актуализируем определенные показатели, но не думаю, что они как-то скажутся на конструкции бюджета на 2013 год. Важно, чтобы те задачи, которые мы перед собой поставили, были реализованы, чтобы мы шли вперед, и тогда мы, несомненно, сумеем исполнить бюджет-2013.
Т.: Если сравнить нынешнюю ситуацию с той, какая была в 2008-2009 годах, кризис сильнее или слабее?
В.Н.: Кризис сильнее, но и Молдова сильнее и лучше подготовлена к тому, чтобы выдержать эту новую волну кризиса. Да, финансовая политика и экономическая политика стали применяться с сентября 2009 года и применяется до сих пор. Она оказалась плодотворной, и общество практически готово к этому кризису. Мы, вопреки кризису, добились определенного роста, в том числе зарплаты, чего не произошло в других странах. Вообще эта политика, и это отношение к гражданину позволили нам подготовить страну и национальную экономику к тому, чтобы уменьшить возможные последствия кризиса.
Т.: Как объясняется то обстоятельство, что даже в условиях кризиса по многим бюджетным разделам регистрируется заметный рост?
В.Н.: Тем, прежде всего, что мы поставили перед собой цель обеспечить финансовую стабильность. Кроме того, мы поставили перед собой задачу мобилизовать внутренние ресурсы и не прибегать к чрезмерному финансированию извне. Все, что расходуется по разделу бюджетных расходов, - плод накопления бюджетных доходов. Существуют внутренние резервы, и они были мобилизованы в той мере, в какой должны обеспечить финансовый комфорт на уровне страны.
Т.: Некоторые депутаты уже выдвинули условия относительно принятия государственного бюджета на будущий год. Ожидаются ли какие-нибудь сложности во время обсуждения в парламенте?
В.Н.: Закон о бюджете либо в Республике Молдова, либо в любой другой стране не является объектом торга – условия могут быть лишь в том случае, когда дело касается бюджетной конструкции и других вопросов, которые далеки от бюджета. Мы готовы привести необходимые доводы, которые лежат в основе конструкции бюджета на 2013 год, а также привести контрдоводы, если потребуется защищать эту бюджетную конструкцию. Не хотелось, да и не воспринимаю ситуации, когда будут что-то отрывать от этого бюджета и потеряют логику и концепцию, которые находятся в его основе. Постараемся быть очень убедительными, у нас есть необходимые аргументы, с которыми явимся в парламент, чтобы была ясна и нашим коллегам в парламенте логика этого бюджета. Нет, я не считаю, что бюджет может быть объектом торга.
Т.: Через несколько месяцев истекает срок действия Меморандума между МВФ и РМ. Что последует за этим?
В.Н.: Последует новая программа сотрудничества с МВФ. МВФ занимает первое место в списке наших многолетних партнеров. Фактически это партнерство положило начало многим достижениям, формам сотрудничества и открытости в отношении Республики Молдова. Новый документ будет, вероятно, несколько иным. В ноябре, когда прибудет миссия МВФ, мы инициируем дискуссии по существу. Тогда и обсудим, каким будет новая программа сотрудничества. Видимо, она снова охвати трехлетний период, возможно, с другими, более приемлемыми для Республики Молдова финансовыми условиями.
Т.: Г-н Негруца, Вы относитесь к министрам финансов долгожителям. Три года, согласитесь, срок немалый. Какими они были для Вас?
В.Н.: Итоги я подвел 25 сентября и подумал, что с тех пор, как я являюсь министром финансов Республики Молдова, в Румынии уже четвертый министр финансов. В Болгарии и других станах министры менялись гораздо чаще. Фактически должность министра финансов – самая чувствительная. При любом кризисе или в случае каких-то изменений в правительстве, как правило, жертвуют министрами финансов. За эти три года, правда, нам удалось выстоять. Это результат труда исключительного коллектива министерства финансов, но и всей команды правительства и парламента которые сумели проявить последовательность в продвижении реформ в области публичных финансов, столь необходимых для обеспечения стабильности, устранения финансовой блокады, существовавшей до 2009 года. Полагаю, нам многое еще предстоит сделать, независимо от того кто будет министром финансов в той или иной стране – значение имеет команда, которая его окружает. Это очень сложная сфера деятельности, обширная. Удается справиться с делами трудом коллективов, правительственных команд. Цифры очень ясно показывают: от огромного бюджетного дефицита в 2009 году (согласно оценкам он составлял 15% от ВВП) мы сумели внести проект бюджета на будущий год с дефицитом всего лишь в пределах 1,14%. За последние три года бюджетный дефицит был ниже уровня, установленного для стран ЕС. Это достижение, но и результат нашего труда.
Т.: Можете назвать самый большой для Вас вызов за этот период?
В.Н.: Сам по себе период является вызовом. Это период кризиса, и ты должен предлагать решения, варианты для преодоления той или иной провокационной ситуации. С другой точки зрения, такой период закаляет министра финансов, делает его сильнее и профессиональнее. Фактически он заставляет тебя быть таким.
Т.: Говорят, что Вы единственный министр, которого можно увидеть в кабинете и рано утром, и поздно вечером. Как реагирует Ваша семья на Ваш распорядок работы?
В.Н.: Пытаюсь не иметь задолженностей перед семьей. Удается общаться и с женой, и с детьми. Каждую свободную минуту мы вместе. Правда, избегаю некоторых выходов на публику, приемов и других мероприятий только из любви к семье. Со спецификой работы министерства финансов я познакомился еще в 1994 году, когда впервые пришел сюда, поэтому я знаю, как работается в этом министерстве. Поэтому я и согласился на этот режим работы и на такой распорядок дня. Этим я занимаюсь каждый день.
Т.: А все-таки есть у министра финансов личная жизнь? Если да, то чем Вы занимаетесь в свободное время?
В.Н.: Конечно. У каждого человека есть личная жизнь. Замечу, что у меня много счастливых мгновений в моей личной жизни. Чем занимаюсь? Я уже говорил, что мы, семья, стараемся быть вместе как можно больше. Люблю читать, особенно книги, которые далеки от экономики и финансов. Смотрим и кое-какие фильмы вместе. С каждой оказией стараемся выехать за пределы города.
Т.: Чего бы Вам хотелось сделать до окончания Вашего мандата?
В.Н.: Мечтаю увидеть конец переходного периода для Республики Молдова, но это еще очень далеко. Чтобы увидеть это, нужно много поработать, я имею в виду все общество. Нам нужно относительно демократичное общество, общество, в котором гражданин находится во главе угла. Все, чем занимается публичное учреждение, должно быть соотнесено с гражданином. Этого и хотелось бы добиться, а сколько времени для этого потребуется, посмотрим, ведь это зависит от нашего отношении, от нашей причастности – каждого в отдельности и общества в целом.
Tribuna.md