Румынская «дверь» для потомков Бендера
Сегодня Владимир имеет полное право получить румынское гражданство, которого лишились его деды. Сталину вряд ли показалось бы забавным известие, что один из его правнуков по имени Владимир вот-вот получит румынское гражданство, румынский паспорт и тем самым обретет право работать в Европейском Союзе.
Деды нашего героя, гражданина Молдовы по имени Владимир, рожденные в начале XX века, задолго до вступления Румынии в Европейский Союз, были румынскими гражданами. Они утратили свое гражданство в конце второй мировой войны, когда Румыния уступила русским Бессарабию.
Сегодня Владимир имеет полное право получить румынское гражданство, которого лишились его деды. Имя его бабушки – Светланы Аллилуевой – и ее год рождения полностью совпадают с именем и годом рождения дочери бывшего советского диктатора.
Владимир – один из тысяч бессарабцев с румынскими корнями, рассматривающих границу между Румынией и Молдовой как простой вымысел. Но у Владимира есть секрет, который он скрывает от чиновников, почти готовых открыть ему доступ в Европейский Союз, ибо его деды, как и граница, тоже чистой воды вымысел.
Согласно документам, которые мы получили из государственных архивов Республики Молдова, бабушка Владимира вышла замуж за Остапа Бендера, известного шарлатана, персонажа романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» (!) Документы, которые вручил нам служащий кишиневского архива, полны исторических совпадений.
Остап Бендер родился 28 июня 1914 года, именно в тот день, когда эрцгерцог Франц-Фердинанд был убит в Сараево, что и послужило поводом для начала первой мировой войны. Остап и Светлана, согласно тем же документам, полученным авторами этого расследования, сочетались законным браком 2 сентября 1945 года, точно в день безоговорочной капитуляции Японии перед американцами. Маловероятно, чтобы женщина с именем дочери Сталина вышла замуж за знаменитого книжного мошенника, причем именно в конце войны.
Паспорт для Европы
Все же сегодня очень даже возможно, чтобы человек, претендующий на подобное родство, купил право работать в Европейском Союзе. Терпение, деньги и связи в кругах посредников по оформлению румынского гражданства и коррумпированных бухарестских и кишиневских чиновников – только и всего, что нужно для того, чтобы получить доступ в Европу.
Молдова была частью Румынии в период 1918-1940 и 1941-1944 годов, до аннексии к Советскому Союзу, став независимой республикой в 1991 году. В том же году в Румынии был принят закон, согласно которому румынским гражданам и их потомкам, утратившим гражданство по независящих от них причинам, предоставлялось право восстанавливать свое гражданство путем подачи соответствующего заявления.
С тех пор румынские чиновники переработали около 225 тыс. заявлений о восстановлении гражданства, поступивших от бессарабцев, как указывается в докладе Фонда Сороса, обнародованном в апреле 2012 года. В этом докладе фигурируют данные, представленные Фонду румынскими властями, однако некоторые цифры пока спорные.
В отсутствие точных сведений доклад Фонда Сороса указывает, что цифра 225 тыс. бессарабцев, восстановивших румынское гражданство за последние 20 лет, наиболее близка к реальной. Количество поданных бессарабцами заявлений о восстановлении гражданства неукоснительно растет, что обусловлено внесенными изменениями в румынское законодательство, но особенно вступлением Румынии в Европейский Союз.
Республика Молдова – самая бедная страна, соседствующая с Европейским Союзом, многие ее граждане уезжают на заработки за рубеж, чтобы обеспечить себе лучшую жизнь.
В означенном докладе отмечается также, что начиная с 2007 года заявления о восстановлении румынского гражданства стали обрабатываться быстрее – около 116 тыс. подобных заявлений были рассмотрены за последние четыре года. Многие бессарабцы рассматривают румынский паспорт как отмычку, открывающую им дверь в Европейский Союз. Это отмечают и румынские прокуроры, расследовавшие и отправившие на скамью подсудимых около 40 посредников и государственных служащих из сети, промышляющей торговлей гражданством.
«Приобретение гражданства имеет особое значение для граждан Республики Молдова, поскольку на этом основании они могут получить румынский паспорт, с которым могут без виз ездить в страны Европейского Союза для трудовой деятельности», – указывается в документах генеральной прокуратуры Румынии.
Гражданство с заднего крыльца
Большинство бессарабцев добиваются предоставления румынского гражданства и, соответственно, паспорта запрутского государства, чтобы иметь возможность работать в Европейском Союзе, указывают прокуроры.
Этот факт подтвердил, правда, не публично, и чиновник из бухарестского филиала Национального органа по гражданству (НОГ), который уточнил, что бессарабцы не проявляли особого интереса к румынскому гражданству до 2007 года, то есть до вступления Румынии в Европейский Союз.
У граждан Республики Молдова несколько мотивов добиваться румынского гражданства, особенно у тех, кто вправе претендовать на его восстановление.
Президент Траян Бэсеску говорил в 2009 году, что почти 800 тыс. бессарабцев, то есть почти четверть населения Республики Молдова, находятся в ожидании румынского гражданства, и неоднократно обещал упростить бюрократический процесс его предоставления. Тем не менее эта статья продемонстрирует, что молдавские граждане предпочитают получать румынское гражданство по неофициальным каналам. Нередко они платят сотни евро посредникам в надежде на более оперативное удовлетворение их заявлений.
Бессарабцы, не обладающие опытом в процессе восстановления румынского гражданства, рискуют оказаться обманутыми, прибегая к услугам посредников. Однако неофициальные каналы приобретения гражданства оказались весьма эффективными и способными добыть, как мы продемонстрируем в нашей статье, доказательства существования дедов-румын, которых фактически и в помине не было.
Европейский Союз не вмешивается в процесс предоставления гражданства в странах сообщества. Однако политика запрутского государства по «орумыниванию» бессарабцев была подвергнута критике и расценена как доступ молдавских граждан в Европейский Союз «с черного хода».
В 2010 году французский государственный секретарь по европейским делам Пьер Лелюш аргументировал отсрочку вступления Румынии в Шенгенскую зону ситуацией на границе с Республикой Молдова, которая «остается плохо контролируемой из-за распространения за рубеж тысяч румынских паспортов».
Такого же мнения придерживался и преемник Лелюша, Лоран Воке. По всей видимости, это было реакцией на заявление президента Румынии Траяна Бэсеску в 2010 году о том, что цель Румынии – удовлетворять ежемесячно по 10 тыс. заявлений о восстановлении гражданства, и что у румынского государства достаточно ресурсов для ее осуществления.
Двумя годами позднее, в апреле 2012-го, Фонд Сороса опубликовал доклад, в котором указывал на необоснованность этих опасений и отсутствие доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о массовой миграции молдавских граждан в Европу. В этом же исследовании критикуется и заявление президента Бэсеску о том, что якобы около 800 тыс. молдаван ходатайствуют о восстановлении румынского гражданства.
«Реальные документы»
Наше расследование доказывает существование «черного рынка» приобретения румынского гражданства, однако следует отметить отсутствие оснований для вывода о том, что Румыния содействует миграции в ЕС через «черный ход», как опасаются многие европейские чиновники. Действительно, многие молдавские граждане прибегают к услугам посредников, но только по той простой причине, что им не хватает терпения возиться с румынской бюрократией.
По утверждению румынских прокуроров, раскрывших вышеупомянутую сеть, этот рынок привлекателен даже для тех, кто обладает полным правом ходатайствовать о восстановлении подданства в запрутской стране, поскольку посредники эффективнее официальных каналов: процедура предоставления румынского гражданства легальным путем затягивается до шести лет.
Некоторые бессарабцы прибегают к услугам посредников по той причине, что они уже работают нелегально в государствах ЕС и не могут самолично подать заявление о восстановлении гражданства, так как рискуют лишиться возможности вернуться на свои заграничные рабочие места.
При помощи нашего вымышленного персонажа Владимира, желающего получить румынское гражданство, мы показали, что трудно отличить людей, оправданно претендующих на румынское гражданство, от тех, кто использует документы, подобные тем, что использовали мы.
Раздобыв свидетельства о рождении и браке Светланы Аллилуевой и Остапа Бендера, мы обратились к посреднику для получения молдавской и румынской справок о судимостях, указывающих, что у Владимира не было проблем с законом.
Спустя несколько дней мы получили искомые акты. Румынская справка бы
ла подписана заместителем комиссара полиции столичного комиссариата полиции Георге Ливиу Станом. С этими документами отправились в Национальный орган по гражданству, где инспектор уточнил, что документы кажутся реальными, и нужно выполнить еще только несколько формальностей. Представленные нами акты скреплены печатями и подписями молдавских учреждений.
Кишиневские цены
Чтобы сделать Владимира гражданином Европейского Союза, мы начали документирование в Кишиневе, непосредственно в румынском консульстве. Здесь вычислить посредников проще простого. Они просто кишат вокруг учреждения и около близлежащей автозаправочной станции. С борсетками и сумками в руках, блокируют вход в консульство, стоят группками и пьют кофе из автомата.
Это «фасадные» люди, направо и налево раздающие визитные карточки и советы. Один из них, Вадим, хвастал своими связями в кругах высокопоставленных чиновников не только в Бухаресте, но также в Яссах и Васлуе. Направил нас к госпоже Марии, которая заверила, что получим документы в течение шести месяцев, и мы отказались. Емил, другой посредник, заверил, что он не делает ничего противозаконного, а лишь использует свое влияние.
– У меня есть адвокат в Бухаресте, ускоряющий процесс, – раскрыл он нам свои карты и вручил визитную карточку, в которой рекламировался сайт, обещающий румынское гражданство кому угодно и откуда угодно.
Цены, фигурирующие на рекламируемом Емилом сайте, зависят от быстроты оформления гражданства. За 700 евро искомые документы можно получить в течение 15 месяцев, за 1000 евро – в течение 10 месяцев, а за самые сжатые сроки – всего за 5 месяцев – соискатель румынского гражданства должен выложить из кармана 1500 евро. После предоставления гражданства нужно заплатить еще 95 евро за румынский паспорт, получить который можно в течение 10 дней, и 140 евро за румынское удостоверение личности.
Другим посредником, с которым мы познакомились у входа в Кишиневскую службу гражданского состояния, оказался Серджиу. Сделка обсуждалась на румынском и русском языках. Серджиу обещал подготовить все документы за 300 евро.
Проходившая мимо девушка вступила в разговор и также обещала помочь, но она торопилась – нужно было закончить репортаж (она – студентка факультета журналистики). Здесь же встретили и Аргиру, даму примерно 50 лет с синяком под левым глазом. Аргира оформила румынское гражданство в 2010 году и предложила заключить сделку за 300 евро, но после торга снизила цену до 250 евро. Аргира привела нас к государственному нотариусу, в присутствии которого Владимир подписал документ, которым уполномочил Аргиру представлять его интересы в отношениях с румынскими и молдавскими властями.
Хотя Аргира хвастала своими связями, она оказалась человеком, не заслуживающим доверия, стала требовать больше денег. В конце концов мы познакомились с Ионом, который запросил по 70 евро за каждый необходимый документ для получения гражданства. Через несколько дней он принес нам свидетельства о рождении Светланы и Остапа, а также их свидетельство о браке. Документы были выданы Кишиневской службой гражданского состояния.
После потенциального предоставления румынского гражданства на основании этих документов, следующим шагом Владимира должно было стать получение румынского удостоверения личности. Для получения этого документа заявитель должен доказать, что он проживает на территории Румынии. А это уже сфера деятельности другой сети торговцев, которые за плату готовы помочь с пропиской. На сайте Емила красуется и румынское удостоверение личности со стертыми некоторыми идентификационными данными.
Это же удостоверение личности мы нашли и в онлайновом объявлении одной ясской газеты, объявлении, в котором желающим принять на квартиру молдавских граждан предлагали плату в 40 евро за человека, но при условии наличия «связей» в полиции. В объявлении уточнялась также возможность одновременной «поставки» и по 20 бессарабцев для виртуального проживания по этому адресу.
Мы восстановили все стертые данные из этого удостоверения личности. Нас не очень удивило, что адрес в документе соответствовал адресу общежития на окраине Бухареста. Мы обнаружили, что там были прописаны несколько человек из Молдовы и Румынии, а также фирмы, отдельные из которых принадлежали китайцам.
Кстати сказать, румынские власти попытались пресечь эту практику предоставления местожительства, особенно гражданам Республики Молдова, но без особого успеха, несмотря на изменения, внесенные в законодательство в 2011 году.
Директор Румынского бюро по иммиграции (РБИ) Виктор Гындак заявил, что возглавляемое им учреждение с трудом справляется с этой ситуацией, особенно с учетом нехватки персонала.
– Начиная с 2009 года мы обращали внимание на существование проблемы. Очень много молдавских граждан были обмануты посредниками и адвокатами. Они находили клиентов, соглашавшихся на оформление гражданства и прописки по одному и тому же адресу. Мы выявили 4-5 адвокатов из Бухареста, занимавшихся такого рода деятельностью. Должен заметить, что на сотрудников РБИ оказывалось давление, были даже угрозы, – сообщил Гындак.
Тот факт, что некоторые адвокаты стали заниматься таким бизнесом, заметили и служащие Национального органа по гражданству (НОГ), которые предупреждали приходивших подавать документы для предоставления гражданства не пользоваться услугами посредников, в том числе адвокатов. Но это предупреждение учреждения было снято с сайта после многочисленных жалоб некоторых адвокатов.
Спорные цифры
В то время как преимущества приобретения румынского гражданства очевидны, численность тех, кто получил его, – вопрос проблематичный. Очень большие расхождения в данных, которые мы почерпнули из разных доступных источников.
НОГ говорит, что в период 2007-2011 годов было подано 15 тыс. заявлений, из которых около 1000 были отклонены. Данные НОГ противоречат данным из доклада Фонда Сороса, в котором, со ссылкой на НОГ, Министерство иностранных дел и другие учреждения, указывается, что в этот же период было обработано 116 тыс. заявлений. НОГ не прокомментировал данное расхождение, уточнив, что реальными являются те сведения, которые присланы нам в ответ на наш запрос.
Представители Фонда Сороса твердо придерживаются своей точки зрения, утверждая, что на момент опубликования документа у руководства НОГ не было никаких замечаний.
С другой стороны, пресс-секретарь НОГ Габриела Нягу заявила, что НОГ не был согласен с представленными в докладе цифрами и что документы, представляемые инспекторам учреждения лицами, ходатайствующими о предоставлении румынского гражданства, очень тщательно проверяются, даже специальными сканирующими приборами.
Словно оспаривая правдивость ее заявлений, один торговец гражданством, с которым мы пообщались в Кишиневе, гарантировал предоставление румынского гражданства в любое время и любому человеку: «Дайте мне русского из сибирской глубинки, и я сделаю его румынским гражданином».
Адриан Могош, Виталий Кэлугэряну
Статья опубликована при поддержке Еurоpean Fund for Investigative Journalism
Pan.md