Филат: «Будущее Республики Молдова мы видим четко»
Владимир Филат подвел итоги деятельности возглавляемого им правительства за три года. В интервью агентству «Молдпрес» премьер-министр Республики Молдова Владимир Филат подвел итоги деятельности возглавляемого им правительства за три года.
– Во вторник, 25 сентября, исполнилось три года со дня вашего утверждения в должности. Какую общую оценку вы могли бы дать прошедшим трем годам?
– Мы пришли к власти в 2009 году, когда Молдова находилась в глубоком экономическом кризисе, внешней изоляции и являлась государством с нефункциональной демократией. Поэтому мы с самого начала озвучили свою позицию на тот момент: для продвижения вперед Республике Молдова необходима модернизация, а чтобы ее модернизировать, нужен новый подход. Нам надо было в корне изменить ход вещей в Республике Молдова по всем направлениям. Мы знали, что предстоит сделать, и сразу же приступили к работе. Сегодня мы наблюдаем конкретные результаты, подпитывающие наш оптимизм, хотя и осознаем, что надо проделать еще немалый объем работы.
За эти три года на нас обрушилось немало: наводнения, засуха, экономический кризис, нестабильность в финансовой системе, рейдерские захваты в банковском секторе. И все это в ситуации, когда функциональность учреждений была нарушена из-за политической нестабильности и неизбрания президента страны. Да и отношения в Альянсе могли бы быть гораздо лучше. Вместе с тем нам удалось успешно преодолеть кризисное время и стать более сильными, более опытными, более стойкими.
– Что удалось сделать за этот период в плане экономики? И что предстоит в ближайшее время?
– Хотя условия, в которых нам пришлось работать в эти три года, были далеки от совершенства, произошло немало хорошего. С 2009 по 2012 год мы добились совокупного экономического роста в 14,4%. Для сравнения: в 2009 году ВВП был равен 59 152 804 леям, а в 2011-м он увеличился до 76 496 460 леев.
Это совсем немало в сравнении с показателями экономического роста в регионе за тот же период, но все же этого недостаточно, учитывая ситуацию, а также потенциал Республики Молдова. Я чувствую, что можно было сделать больше.
В экономической сфере приоритетом для меня на ближайшее время станет продолжение реформ, направленных на улучшение деловой среды и инвестиционного климата. В нашей экономике, действительно, прослеживаются определенные здоровые тенденции, к примеру регулярное снижение дефицита торгового баланса – экспорт растет быстрее импорта. С увеличением внутренних производственных мощностей вырастут и темпы этой тенденции, а это, в свою очередь, означает инвестиции в реальную экономику, рост экономической деятельности, возможности трудоустройства, доходы в государственную казну, а также уменьшение налогового бремени для каждого производителя вследствие увеличения налогооблагаемой базы.
В дальнейшем нам предстоит работать над тремя ключевыми элементами: 1) улучшение делового климата (для этого следует и далее устранять/оптимизировать административные барьеры, установленные госучреждениями, чтобы новые предприниматели могли приходить на наш рынок, делая его все более динамичными, конкурентоспособным и инновационным); 2) стимулирование и защита конкуренции (к сожалению, приходится отмечать, что многие сферы, в которых могли бы действовать 5, 10 или 20 игроков, монополизированы и препятствуют приходу новых игроков); 3) активные меры по привлечению инвестиций – как внутренних (для чего будут стимулироваться инвестиции в экономику), так и прямых иностранных инвестиций. Мы не будем делать разницы между средствами иностранных инвесторов и средствами наших граждан. Впрочем, мы этого и не делали никогда.
Как и раньше, я лично буду прилагать максимум усилий для того, чтобы обеспечить нашим гражданам те условия жизни, которые они заслужили. Это означает, прежде всего, сильную и динамичную экономику.
– Вы сказали о гражданине. Но ведь известно, что каждый человек воспринимает эффективность управления, в первую очередь, исходя из положения в важнейших областях, таких как образование, здравоохранение, социальная защита.
– Согласен, что эти сферы имеют огромное значение для каждого гражданина, ведь именно здесь начинается его взаимодействие с государством. Качество и доступность данных услуг составляют основу качества жизни людей в стране. Вот почему мы прибегли к целому пакету важных, радикальных и смелых мер. Мы подвергались и критике. Нас это и не удивило и не стало чем-то неожиданным для нас. Однако мы должны были предпринять эти меры. Уверен, что со временем граждане согласятся с тем, что это был единственный логический и разумный шаг.
Теперь конкретно о реформировании образования. Нынешнее правительство проявило смелость, которую не проявили наши предшественники. Все это надо было сделать давно. Для меня лично самое важное, чтобы каждый ребенок получил хорошее образование, даже если ему придется добираться в школу на автобусе. Нужно быть смелыми и проявлять открытость к новшествам, принимать неизбежные изменения. Уверяю вас, они еще последуют. Наше будущее зависит от наших детей, а чтобы их будущее было хорошим, они должны получить отличное образование. Поэтому, когда ранее меня спрашивали о трех приоритетах правительства на ближайшее будущее, я отвечал: образование, образование, образование!
В этих сферах мы начали здоровый процесс. В дальнейшем приоритетом здесь по-прежнему будет, главным образом, повышение уровня жизни врачей и учителей. В европейской стране почетно быть врачом или учителем. Именно таким образом мы хотим сделать и наше государство европейским. Вопреки ограниченности бюджетных средств мы решились увеличить на 49% заработную плату школьным учителям и на 55% заработную плату преподавателям вузов. Значительно повышена зарплата во всей бюджетной сфере, в том числе врачам, госслужащим, вспомогательному персоналу. В целом по экономике отмечены положительные темпы роста. Однако их недостаточно, и мы не можем довольствоваться ими.
В сфере социальной защиты нашей первостепенной задачей стало перенаправление ограниченных возможностей государства на поддержку наиболее уязвимых категорий граждан. Нам предстоит еще немало сделать, но у нас есть и определенные результаты. За последние три года удалось расширить систему социальной помощи с 30 тыс. до 100 тыс. семей, которые пользуются такой поддержкой. То есть в 2012 году доступ к социальной помощи получило в три раза больше людей, чем в 2009 году. Здесь следует отметить и ту помощь на холодное время года, которую мы с момента прихода к власти предоставляем постоянно и которую продолжим предоставлять тем, кто в ней нуждается. И нравится это кому-то или нет, но мы будем действовать в том же направлении.
– По мнению многих, за эти три года самых значимых успехов Республика Молдова добилась во внешней политике. Вы довольным тем, что удалось уже сделать в этом направлении?
– Республика Молдова развивается в правильном направлении – по пути европейской интеграции. Мы уже можем утверждать, что в этом смысле сделаны конкретные и необратимые шаги. Мы признаны чемпионами «Восточного партнерства». Эту цель я лично поставил перед собой в 2009 году. Мы добились успеха, которому завидуют наши соседи, и я не понимаю, почему бы не заявлять об этом. Мы хотели добиваться успехов сообща, заводить новых друзей, налаживать долгосрочные партнерства и «перезагружать» старые отношения. В 2009 году никто ни на Востоке, ни на Западе не доверял этой стране – Республике Молдова. Теперь же нас уважают, к нам прислушиваются и, что самое важное, нам помогают. Я не стану отрицать очевидное, не буду относить все заслуги на счет возглавляемого мной правительства, а скажу без обиняков: значительной частью прогресса, который мы можем наблюдать, мы обязаны нашим внешним партнерам. При имидже, который был у нас в 2009 году, нам бы не удалось заручиться таким содействием. Вот почему я считаю, что внешнеполитическая программа абсолютно успешна, и это помогло нам добиться многих перемен к лучшему и на внутреннем плане. Теперь, имея поддержку друзей, нам будет проще сосредоточить все внимание на внутренней программе, что было бы невозможным без фактической помощи.
В настоящее время наша внешнеполитическая программа гораздо насыщеннее, чем в 2009 году. Происходит несколько ключевых процессов, и все они направлены на благо наших сограждан, нацелены на их интересы. Европейское будущее – это не сон. Это то, над чем мы работаем, и определенные результаты уже видны.
Либерализация воздушного пространства – первая, так сказать, ласточка. В этом смысле теперь у нас такие же права и обязанности, как и у европейских стран. Для внедрения названного соглашения нам предстоит сделать немало. Ясно, что преимущества присоединения Республики Молдова к Единому воздушному пространству Европейского сообщества (что официально произошло только в июне 2012 года) уже ощутимы. И это не может отрицать никто, даже самый яростный критик власти. У наших граждан есть возможность летать домой чаще и дешевле. Хотя мы пока только в начале внедрения нового соглашения, цены на авиаперелеты снизились в среднем на 35%, а по некоторым важным для наших сограждан направлениям число рейсов увеличилось в два раза (к примеру, в Италию).
Соглашение о свободных обменах остается приоритетной задачей правительства. Наши товаропроизводители заслуживают шанса выращивать гораздо больше, чем позволяет им внутренний рынок Республики Молдова. Вот почему этот документ является крайне важным для деловой среды проектом. После подписания данного соглашения деловая среда получит доступ на самый крупный и богатый рынок мира – единый европейский. Соглашение о свободных обменах будет способствовать наращиванию экспорта, принесет инвестиции, поможет трудоустроить больше людей и, значит, приведет к росту заработной платы. В этом и состоит преимущество для каждого человека.
Либерализация визового режима для меня – вопрос чести. Убежден, что мы – европейская страна, а европейские страны не навязывают друг другу границы, визы и другие препятствия. Мы пообещали гражданам, что в ближайшем будущем они будут иметь возможность свободно, без виз, ездить в Европу, и мы сдержим это обещание.
В этом смысле следовало бы отметить, что переговоры по Соглашению об ассоциации, возможно, завершатся в 2013 году, а это открывает перед нашей страной четкую европейскую перспективу.
Вместе с тем европейская интеграция не осуществляется в ущерб отношениям с восточными партнерами, прежде всего с Россией и Украиной. Могу с уверенностью утверждать, что прогресса мы добились и в этом направлении. Наши отношения с Россией теперь гораздо лучше, чем в 2009 году. То же самое отмечается и в отношениях с Украиной.
Наш внешнеполитический подход всегда отличался тенденцией к сохранению дружественных отношений со всеми нашими партнерами и налаживанию новых связей. Могу с уверенностью сказать, что Республика Молдова не может позволить себе плохих отношений с какой-либо страной – восточной или западной. Мы открыты, искренни и, что самое главное, предсказуемы. Эти партнерства, строящиеся на равенстве, приносят Республике Молдова уважение и выгоду.
В этом контексте я хотел бы вспомнить визиты в Молдову таких высокопоставленных европейских чиновников, как федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей, председатель Европейского парламента Ежи Бузек, вице-председатель Европейской комиссии Кэтрин Эштон, премьер-министр Польши Дональд Туск, многих европейских комиссаров, министров иностранных дел государств–членов ЕС и т.д. Кроме того, в ближайшее время в Республику Молдова приедет председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Все эти высокопоставленные лица направили в адрес Республики Молдова мощные слова поддержки.
Хотел бы также отметить, что за эти три года непрерывно развивались наши отношения стратегического партнерства с США, Россией и другими странами. В ходе моего визита в США в январе 2010 года, помимо множества очень полезных встреч, которые мы провели с официальными лицами США, была также подписана программа Compact корпорации «Вызовы тысячелетия» на сумму $262 млн. (грант). Эти деньги пойдут на восстановление дорог и оросительных систем в Республике Молдова. Последовали визиты в Молдову вице-президент США Джозефа Байдена, американского сенатора Джона Маккейна.
Касательно отношений с Россией хотел бы упомянуть многочисленные встречи, которые прошли у меня с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым; на них нам удалось найти решение многих важных проблем, с которыми мы сталкиваемся. Кстати, Дмитрий Медведев принял мое приглашение посетить в ближайшем будущем Республику Молдова с визитом.
– Многие из достижений, о которых вы рассказываете, мало известны людям. Почему об этом не говорится больше?
– В плане того, что касается обнародования результатов нашей работы, предстоит еще поработать. Хочу, чтобы меня поняли: сделано гораздо больше, чем об этом сказано. Я не раз говорил своим коллегам, что очень важно не только делать добрые дела, но и говорить о них людям. А сообщать необходимо эффективными методами, чтобы люди услышали нас, а не только ставить галочку об исполнении. То есть я имею в виду, что не нужно информировать ради информирования, а сосредоточиться на сферах, представляющих максимальный интерес для общества, именно на тех, в которых граждане ждут перемен к лучшему. В этом смысле важно, чтобы каждый руководитель учреждения понимал значимость диалога. Скорость действий и распространения информации должна быть максимальной. Таким образом, мы сможем добиться заметных изменений.
Эффект от многих из ранее проводимых реформ станет заметен в ближайшем будущем, и это, безусловно, приведет к изменению восприятия людьми тех мер, которые предпринимало правительство.
– Каковы приоритеты на будущее?
– Будущее Республики Молдова мы видим четко. Мы хотим, чтобы это была современная страна, в которой каждый гражданин пользуется уважением, в которой государство работает на благо гражданина, в которой не существует коррупции в учреждениях, в которой имеются качественные услуги и современная инфраструктура, в которой бизнес развивается и предпринимательство пользуется поддержкой, в которой предлагается работа с достойными условиями труда и хорошей зарплатой, в которой старикам оказывают почет, детям обеспечено качественное образование, а родители уверены в будущем своих детей, в которой не существует преступности и коррупции, в которой люди не ненавидят друг друга из-за политических убеждений, из-за языка, на котором говорят, в которой есть взаимоуважение. Достаточно оглянуться вокруг и понять, что предстоит еще немало сделать. Чтобы достичь этого, мы выбрали евроинтеграционный путь. Такова модель, к которой мы стремимся: Молдова должна стать такой же, как остальные страны Евросоюза.
Мы будем много работать. И трудиться должно не только правительство, но и каждый гражданин в отдельности. У нас общее будущее, поэтому мы несем общую ответственность за совместное строительство этого будущего: от того, как мы ведем себя на улице, как управляем, как относимся к соседям и соотечественникам, до политического класса. Нам удастся преобразовать Молдову только при условии, что каждый внесет собственный вклад в этот процесс.
Важно достигнуть не только ощутимых результатов, но и стабильности. Качество должно стать основой всего – от образования людей, принимаемых на работу на госслужбу, до утверждаемых нормативных актов, выполняемых инфраструктурных работ, предоставляемых населению услуг. Ведущим принципом при любых оценках должны стать достижения. Не менее важный принцип – эффективность. Именно на эти принципы как основные составляющие нашего общего успеха, успеха Республики Молдова, мы будем делать упор в дальнейшем.
Марин Волков
Pan.md