824

Божий дар и яичница


В реальности перед Молдовой не стоит выбора между Европейским и Евразийским союзами. В реальности перед Молдовой не стоит выбора между Европейским и Евразийским союзами.
В действительности есть лишь безответственные политические заявления, за которыми скрывается примитивная хитрость людей, претендующих на лавры лидеров общественного мнения, а также слабая внутренняя экономическая политика и засилье коррупции. 
За последние три года товарооборот между Молдовой и Россией достиг предкризисного периода. По итогам 2011-го он составил 2 млрд долл., а за половину текущего – уже превысил миллиард. Это значит, что результат нынешнего года превысит прошлогодний показатель.
Если этого не случится, объяснением будет вовсе не то, что молдавские предприниматели стали активнее торговать со странами Евросоюза. Причиной будет совершенно другое.
Для пояснения приведу пример: мы поставляем яблоки в Россию насыпом, а, например, словаки в клетях, как яйца. И если наше яблоко по дороге к покупателю по каким бы то ни было причинам подгнивает, то «ведет» за собой еще несколько штук, а словацкие и от боя предохранены, и от заражения. Словацкие менее вкусные, но их возьмут охотнее. Там меньше потерь. Значит, выгоднее.
Я уж не говорю о цене: себестоимость наших яблок на выезде из страны составляет 50 центов за килограмм, а, например, польских – 25 центов. Причем здесь выбор между ЕС и Евразис?
Немало примеров и с другой стороны. Одна из западных фармацевтических компаний уже год безуспешно борется за возможность нормально работать в Молдове и дошла до решения защищать свое имя в суде. Может, кто-то полагает, что это – результат тщательно скрываемого желания молдавского истеблишмента дождаться, когда будет создан Евразийский союз, и работать исключительно с поставщиками лекарств оттуда?
А когда повысили налоги для сахароваров, на которых держится свекловодческая отрасль? Сахарные заводы – это либо совместные предприятия с европейцами, либо полностью западные компании. Так им такой «подарочек» от тайной ненависти к ЕС?
Молдове не быть членом ЕС. Во всяком случае, в обозримом будущем. Но этой цели она перед собой и не ставила. Речь шла и идет о модернизации и европейской интеграции. Только об этом уже никто не помнит. Так же как и о том, что точно такой процесс происходит и в России.
Более того, Россия, так же как и Молдова, ведет с ЕС переговоры о свободной торговле и безвизовом режиме. Притом начала она их раньше!
Модернизация и интеграция в более эффективные и современные системы – это совершенно нормальная реакция отстающих стран на свое плачевное состояние. Выбирая такую политику, они ставят цель повысить уровень своего развития, хоть немного приблизиться к тем, кто живет лучше. Период модернизации был у стран Латинской Америки, у Китая, а теперь он начат в странах бывшего СССР. И никакого отношения к политическому выбору это не имеет.
Это выбор политиков, понимающих, что многое придется менять. Наши вроде поняли, но менять взялись все, сразу и делают это плохо. Доходит до глупости и абсурда. Почему, чтобы образование в нашей стране стало лучше, решено увеличить количество учеников в классах до 35 человек? Как реформе в системе здравоохранения способствует закрытие нескольких старых больниц и строительство с нуля нового огромного медицинского комплекса?
Когда партийные деятели заявляют о необходимости геополитического выбора для Молдовы, они путают божий дар с яичницей. Разрушенная и отсталая Молдова не нужна ни Европе, ни России. А призывы к выбору – всего лишь прикрытие для желаний оставаться у власти или прорваться к ней, к контролю за финансами, кредитами, грантами. Глашатаи выбора рассчитывают, что разочарованный народ через два года больше не поддержит неудачливых модернизаторов и евроинтеграторов. Они держат людей за простаков, наивное быдло, которое куда повернешь, туда и пойдет. Вряд ли таким политикам задачи модернизации дадутся лучше. Одно из обязательных условий успеха в развитии – честное отношение к реальности. А признавать реальность никто не желает.
Любой вменяемый человек хочет жить в стране, в которой есть хорошие дороги, качественная медицина, современные предприятия, честные суды… Нам все это не раз обещали, но не дали ничего. И к планам России, Казахстана и Беларуси строить Евразийский союз это не имеет никакого отношения. Точно так же, как к любым политикам Евросоюза.  
Молдова сегодня крайне затратный и трудный партнер для любого сообщества. Затевать с ней дела – себе же хуже. Американцы дали денег на дороги, а теперь вынуждены сами же думать, как так поменять в Молдове систему госконтроля за использованием средств, чтобы они пошли именно на дороги, а не кому-то в карман. Европейцы вынуждены финансировать общественный контроль за использованием своих же дотаций молдавскому государству на проведение реформ. Россияне вынуждены спасать свои инвестиции от одностороннего решения молдавского правительства отдать часть дорогостоящей газотранспортной системы какому-то независимому администратору.
Курам на смех: партнер по бизнесу договаривается на стороне, а потом удивляется, почему компаньон не желает с ним считаться. Зато, как звонко одни партийные баламуты заверещали, что Россия тянет Молдову в прошлое, а другие, что ЕС обрекает республику на нищету.
Примечательно, что центральной темой в прессе и в политических выступлениях газовые разногласия стали сейчас, хотя проблема существует довольно давно. Еще в ноябре 2011-го во время попытки молдавского премьера лично порешать вопросы по газовому контракту с главой «Газпрома» Миллером стало понятно, что дело пахнет керосином. И тогда Владимир Путин еще не выступил с большой статьей, в которой обосновал целесообразность создания новой интеграционной структуры в Евразии. И тогда еще Молдова не подписала новые обязательства перед ЕС по энергохартии (к этому документу РМ присоединилась еще в 2009-м, а потом постепенно начала принимать на себя обязательства и по разным дополнительным пакетам обязательств). Что мешало Молдове тогда, в конце 2011-го, или позже, в течение 2012-го, оговорить с европейцами для себя особые условия? Ведь сейчас она пошла на такие переговоры. Премьер Филат и вице-премьер Лазэр в среду отправились в Брюссель именно для этого.
Не имеет это никакого отношения к геополитическому выбору. Все наши проблемы – от низкого качества управления внутренними политиками.



0