Кому ЕС, кому – «процесс»
Помимо Молдовы в ОЧЭС входят Россия, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Сербия, Албания, Болгария, Румыния и Украина. Хочешь результатов – старайся лучше. К такому логичному выводу в первый же день работы пришли участники форума Организации черноморского экономического сотрудничества в Кишиневе.
Для некоторых участников ОЧЭС успехи в рамках этой платформы – путевка в Евросоюз, другие предпочитают довольствоваться «процессом».
Организация черноморского экономического сотрудничества появилась на свет двадцать лет назад. Вчера в Кишиневе страны-участники ОЧЭС и европейские партнеры подводили итог и оценивали символическое «совершеннолетие» этой международной платформы.
Первоочередной задачей ОЧЭС является развитие экономического сотрудничества в регионе Черного моря. Примечательно, что основной аспект делается на развитии производственной, а не торговой составляющей. Как отмечают эксперты, именно производство, а не коммерция, обеспечивает стабильный доход.
Помимо Молдовы в ОЧЭС входят Россия, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Сербия, Албания, Болгария, Румыния и Украина. Примерно столько же стран, а также ряд международных организаций, в том числе Евросоюз, стали наблюдателями при этой организации.
Для покрытия дорогостоящих проектов в 1999 году был создан Черноморский банк торговли и развития, а гармонизацию законодательства стран-членов сообщества обеспечивает собственная Парламентская ассамблея.
Вчерашний форум собрал более 150 человек: представителей Еврокомиссии, управленческих структур ОЧЭС, чиновников из Молдовы и еще восьми стран, руководителей других программ трансграничного сотрудничества.
Однако приглашенный на открытие двухдневной конференции премьер Молдовы Владимир Филат прислал вместо себя министра строительства и регионального развития Марчела Рэдукана. Главный молдавский строитель зачитал вялое поздравление и призвал участников форума интенсивнее работать над усилением международного сотрудничества.
Только о хорошем
- Завершающаяся программа действий 2007-2014 имела массу интересных аспектов. Это тем более важно, что Румыния и Болгария в 2007 вступили в ЕС. Сейчас обсуждается план работы до 2014 года. Особое внимание остается за экономическим сотрудничеством, энергетическими проектами, защитой экологии, общественного здоровья, борьбой с организованной преступностью, - отметил на открытии первой сессии конференции посол Евросоюза в Молдове Дирк Шубель.
Глава отдела внешней помощи при Госканцелярии Лукреция Чуря назвала главным преимуществом участия нашей страны в ОЧЭС – выход на пространство с огромным количеством потребителей (общее население больше 330 млн человек), природными ресурсами, богатой культурой и развитой цивилизацией.
- Наше продвижение продолжается, мы на пороге внедрения формулы успешного межграничного сотрудничества, - заверила присутствующих Чуря.
Речь идет о создании единой информационной сети для таможенных служб всех стран Организации черноморского экономического сотрудничества. По мнению авторов идеи, это сократит в два-три раза время, затрачиваемое на таможенные проверки, а значит, облегчит торговлю и экономическое сотрудничество. Такой метод уже введен на границе Молдовы и Украины – с подачи миссии Евросоюза EUBAM.
Нет денег – нет доверия
Однако называть конкретные результаты и примеры реализации проектов в Молдове при поддержке ОЧЭС ни Шубель, ни Чуря почему-то не стали. На самом деле, можно говорить лишь о десяти завершенных проектах за 2009-2011 гг. при финансовом покрытии чуть менее миллиона евро. В то же время наши партнеры по организации освоили за тот же период более 8 млн евро.
На оставшиеся два года действия программы утверждены аж 34 молдавские заявки, с общим бюджетом меньше 2,5 млн евро. Авторы проектов из других стран ОЧЭС могут рассчитывать на совокупный бюджет в десять раз больше. Все по-честному, приблизительно 1/10 от общих денег передается одной из 12 стран-участниц. Но, видимо, власти Молдовы, привыкшие к многомиллионным грантам и кредитам из Европы, такой подход смущает.
Видимо, поэтому Лукреция Чуря, завершая выступление, сказала о наличии недопонимания между странами-партнерами и недостатке опыта в подготовке заявок для проектов.
«Нам еще в ЕС идти!...»
Впрочем, и иностранные коллеги тоже не особо впечатлены промежуточными результатами исполнения программы ОЧЭС 2007-2014.
- Расширение экономического потенциала в Черноморском регионе чрезвычайно важно для Турции. Мы предлагаем всем объединиться ради наших общих целей. Сами мы готовы пойти на все ради повышения уровня нынешнего сотрудничества, - эмоционально заявил представитель Министерства по делам евроинтеграции Турции Ахмет Юджель.
По его мнению, на нынешнем этапе «проблема состоит в недостатке координированного управления и сбалансированного определения задач». Его страна готова предоставить любые ресурсы для исправления этих недостатков, но в то же время ждет конкретных результатов от своих вложений.
Аналогично и представитель украинского МИДа Егор Божок посетовал, что страны ОЧЭС инвестируют только в те регионы Черноморского региона, что ближе к ним. А с такой политикой «транспортного кольца по Черному морю» не получится.
Недовольство таких крупных участников организации, как Украина и Турция, объясняется на деле достаточно просто. Для них успехи в ОЧЭС – дополнительный вес при переговорах о вступлении в Европейский союз.
А вот их «младшие» партнеры, вроде Грузии, Армении, Молдовы и Румынии, предпочитали жаловаться на «недостаток доверия и уверенности в успехе среди партнеров», нехватку финансирования и «личные» обиды.
Так болгары, видимо обеспокоенные ростом влияния Турции в регионе, вознамерились предложить России активнее участвовать в процессах на Черноморском пространстве. В ответ грузины пожаловались, что 20% территории Грузии оккупировано российскими войсками.
- Только вместе, привлекая наши природные ресурсы, мы сможем преодолеть последствия экономического кризиса, - вступился за Россию представитель Греции. И тут же предложил изыскать пути уменьшить зависимость от западноевропейских стран.
Символический итог подвели молдавские делегаты. Они отметили, что главный смысл проектов вовсе не в финансовых дивидендах, а в вовлечении граждан в процесс. По всему, имелось в виду довольствование процессом от участия наших госдеятелей в форумах и многочисленных поездках за счет налогоплательщиков.