Гагаузия - Молдавия - Приднестровье: "Мало того, что вы раз в год устраиваете сепаратистский шабаш, так еще вздумали вызыва
Комратский башкан Михаил Формузал совершил шаг - провокационный и оскорбительный по отношению ко всей Молдавии, пишет Timpul. На праздновании 2 сентября 22-летия со дня так называемого самопровозглашения Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), правда, никем так и не признанной, участвовали и две "независимые делегации" из АТО Гагаузия. Первая делегация, во главе с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, включает в себя представителей всех органов власти, куда входят и два советника башкана, которые ранее стояли "у руля" Комрата (первый башкан Гагаузии Степан Топал и первый председатель гагаузского парламента Михаил Кендигелян). Вторая делегация состоит из депутатов Народного Собрания во главе с председателем Собрания Анной Харламенко. В эту делегацию также входят руководители парламентских комиссий: по правам человека - Илья Чолак, по бюджету и финансам - Григорий Морарь, по молодежи и спорту - Владимир Кысса, а также глава отдела по связям с парламентом РМ Николай Тельпиз.
Напомним, что АТО Гагаузия - молдавская автономия, куда входят 32 населенных пункта, продолжает Timpul. Она руководится башканом, который избирается на 4 года. Народное Собрание тоже выбирается сроком на 4 года и состоит из 35 депутатов. Судебная система Гагаузии является частью молдавской судебной системы.
Подобный жест Формузала с участием в празднованиях образования ПМР является не только недипломатическим по отношению к Молдавии, но и криминальным, пишет Timpul. Участвуя в подобного рода празднованиях Формузал, получается, признает ПМР. В связи с этим передаем главному прокурору Молдавии некоторые вопросы от имени наших читателей: Тираспольский режим все еще является сепаратистским, или стал легальным? Бывший президент ПМР Игорь Смирнов все еще является государственным преступником? А нынешний президент Евгений Шевчук? Дела, заведенные в 90-х на Смирнова и его "компашку" все еще в силе, или уже закрыты? Как воспринимается участие в празднованиях независимости ПМР гагаузского правительства? Есть ли законные причины для ареста башкана Гагаузии? Почему все заявления и действия Формузала остаются незамеченными молдавским правительством? Можно ли ожидать, что Гагаузия начнет формировать свою собственную армию?
На прошлой неделе в Тирасполе большая группа приднестровцев была удостоена юбилейных медалей "20 лет Гагаузской республике", пишет "НИКА-пресс". Награды вручали лидеры гагаузского народно-патриотического движения, бывший президент и председатель Верховного Совета непризнанной ГР Степан Топал и Михаил Кендигелян. Присутствовавший на мероприятии башкан АТО Гагауз Ери Михаил Формузал отметил, что вмешательство общественных организаций Приднестровья в события на юге в октябре 1990 года во многом повлияло как на условия жизни региона в период до признания его особого правового статуса, так и на содержание pакона, определяющего взаимоотношения автономии с центром. Глава АТО также сообщил, что решение о награждении было принято в Комрате еще накануне двадцатилетнего юбилея ГР, который был широко отпразднован 19 августа 2010 года, однако по некоторым причинам тогда процедуру пришлось отложить до лучших времен. На просьбу раскрыть обстоятельства двухлетнего опоздания с вручением наград Формузал предпочел ограничиться замечанием о несогласованных действиях комратских и тираспольских чиновников. Известно, впрочем, что представители гагаузской администрации задолго до юбилея пытались на высоком уровне согласовать с властями Приднестровья дату вручения медалей, однако в итоге вынуждены были свернуть инициативу как несвоевременную.
Медали "20 лет Гагаузской республике" - более двух тысяч штук - были изготовлены в середине лета 2010 года, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Заказ размещался, естественно, на одной из близких территорий и втайне от властей Молдавии. В Комрате всегда берегли глаза и уши Кишинева, где и во времена демократов, и во времена коммунистов раздраженно реагировали как на очередной "сепаратистский праздник", отмечаемый не в подвале, а на центральной площади Комрата, так и на колючие напоминания, что именно непризнанная республика явилась и поводом, и основой создания АТО Гагауз Ери. Наверное, особый гагаузский азарт и слабость кишиневской политики, в середине 2010 года завязшей во внутренних проблемах, позволили Формузалу в канун гагаузского юбилея широко, в том числе и в зарубежных СМИ, заявить о намерении наградить приднестровцев, двадцать лет назад "спасших гагаузский народ от националистов Молдавии".
Потом башкану долго приходилось уходить от вопроса, почему награждение не состоялось, продолжает "НИКА-пресс". Предположение, что он опасается недовольства официального Кишинева, казалось основательным. Предложение поручить награждение бывшим лидерам ГР - Топалу и Кендигеляну, находящимся на пенсии, казалось приемлемым тоже, хотя и выглядело бы слабым прикрытием в будущих объяснениях с властями РМ, которые хоть и ничего не смыслят в "тонких гагаузских делах", но лукавство разглядели бы без труда: мало того, что вы раз в год устраиваете сепаратистский шабаш, так еще вздумали вызывающе привлечь к нему приднестровцев.
Тогда же на обоих берегах намекнули без лишних объяснений на личный запрет Смирнова, команда которого еще в начале нулевых годов потеряла интерес к бывшим своим союзникам - гагаузам, пишет "НИКА-пресс". И намек был похож на правду. Известно, что после каждого обострения отношений Кишинева с Комратом Смирнов говорил, что ему надоело оплачивать услуги хирурга и стоматолога, пользующих "главного гагаузского патриота Бургуджи". Иван Бургуджи, один из самых политически беспокойных гагаузов, периодически оказывался после очередной стычки на "южном направлении" то на кишиневских нарах, то, выйдя из тюрьмы, на больничной койке в тираспольском госпитале. И лечился в основном на левом берегу.
После длительного конфликта в АТО в 2001-2002 годах, завершившегося "коммунистическом погромом", Тирасполь практически прервал контакты с Комратом, объяснял перемены нежеланием иметь отношения с теми, кто не сумел отстоять свои национальные и территориальные интересы, продолжает "НИКА-пресс". На самом деле все обстояло гораздо серьезнее. В середине 2002 года НС АТО выступило с заявлением о приоритетном праве автономии участвовать в федеративном устройстве Молдавии. Ранее от гагаузского официоза уже звучали заявления, что Комрат будет настаивать на таком статусе в составе федерации, который будет не ниже статуса Приднестровья. Тирасполь такое положение дел явно не устраивало: во-первых, как определяли в тамошнем МИДе, ему и так трудно вести переговоры с Кишиневом, а тут Гагаузия будет путаться под ногами, во-вторых, Гагаузия, согласившись в 1994 году на статус АТО и теперь пытающаяся добрать недостающих полномочий в спорах с Кишиневом и постоянно напоминающая о том, что Кишинев с автономией работает, как с обычным районом Молдавии, должна сама решать свои проблемы.
Так было до начала 2012 года, т.е. до кардиальных перемен в тираспольских коридорах власти, пишет "НИКА-пресс". За всю долгую и непростую историю отношений гагаузской автономии с Приднестровьем никогда еще так часто не появлялись на левом берегу высокие комратские чиновники. Один только Формузал побывал в течение двух месяцев здесь трижды. Причем, не скрываясь, в том числе и с задиристо-гордыми и праздничными полномочиями... Раньше он говорил, что "молдавский аист не полетит без двух крыльев - Приднестровья и Гагаузии", теперь он и его комратские соратники говорят о федеративной Молдавии, состоящей из трех субъектов.
Раньше комратские гости появлялись на приднестровских торжествах по случаю провозглашения ПМР не так открыто, а об их участии кишиневские власти узнавали, так сказать, по факту, продолжает "НИКА-пресс". Теперь все иначе и тоже не без вызова Кишиневу. Никогда еще за всю историю "гагаузского-приднестровской дружбы" (еще одно показательное "никогда") тираспольский МИД не сообщал, что "на празднование образования ПМР из АТО Гагауз Ери прибудут две самостоятельные делегации". Тираспольские власти тем более не позволяли себе накануне поименно называть членов гагаузских делегаций, готовых прибыть... Год назад подобное сообщение посчитали бы в Комрате провокацией или "подставой".
Трудно также вспомнить, чтобы когда-то тот же приднестровский МИД поздравлял гагаузов с "провозглашением независимой Гагаузской Республики", пишет "НИКА-пресс". Да не просто поздравил, а позволил себе прокомментировать условия гагаузской жизни в составе РМ. Министр Штански, используя удачный случай, посчитала необходимым заметить: "Гагаузы согласились на статус автономии в составе РМ. Однако сложные условия, ограничивающие свободное развитие автономии, не допускающие ее территориальное единство, заставляют изыскивать правовые возможности для оптимальной реализации социально-экономического и гуманитарного потенциала Гагаузии, в том числе решать внешнеполитические задачи".
Раньше Тирасполь и Комрат дружили против Кишинева, собравшись в группу с названием СНГ-2 (Содружество непризнанных государств), продолжает "НИКА-пресс". Дружили, надо сказать, эффективно, поскольку успешно трепали нервы Кишиневу, но как-то нерешительно, т.е. без заметной преданности и страсти в глазах. Сейчас они опять сближаются, "неожиданно обнаружив" друг у друга одну общую цель - евразийский проект, способный, по их убеждению, и их спасти, и Молдавию наставить на путь истинный. Все повторяется: в начале 90-х были две "горячие точки" в Молдавии, были в ней и оппозиционные левые партии, борющиеся с унионизмом и за молдавское будущее в рамках постсоветского пространства. Очевидно, еще недоборолись, недоспорили, ненавоевались, подводит итог агентство.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/moldova/1569407.html#ixzz25r0KpiMt
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM