1347

«Концлагерь в сердце Молдовы»



Стали известны подробности полугодового испытания на пациентах костюженской психиатрической клиники нелицензированных лекарств. Вчера представители неправительственной организации Moldova Mea заявили о незаконных испытаниях экспериментальных препаратов на территории нашей страны.
 
Скандально известные представители Федор Гелич и Игорь Калдаре рассказали о подробностях полугодового испытания на пациентах костюженской психиатрической клиники нелицензированных лекарств. 
 
- К нам обратилась мать одного из пациентов клиники. Она очень просила нас провести расследование. Она даже письмо написала, - сообщил на пресс-конференции лидер Moldova Mea Федор Гелич и продемонстрировал то самое письмо. Мать больного шизофренией сообщала о проводимом в Республиканской психиатрической клинике эксперименте над пациентами, в том числе над ее сыном.
 
Житель Израиля захотел сэкономить
 
Профессор Тель-Авивского медицинского университета, чьего имени авторы расследования не разглашают, разработал три вида лекарственных препаратов для людей с теми или иными психическими отклонениями.
 
- Если бы он проводил испытания своих медикаментов в Европе, то по самым скромным оценкам ему это обошлось бы в четыре с лишним миллиона евро. Это ему показалось дорого, и он стал искать другие варианты апробации результатов своей работы, - сообщил руководитель «Национальной антикоррупционной комиссии» Игорь Калдаре.
 
По его словам, разработчик обратился к некоей румынской фирме, зарегистрированной на обычной бухарестской квартире. Румыны обязались организовать испытания препаратов вчетверо дешевле, но на территории Молдовы.
 
По сведениям Калдаре, в итоге проведенный в Молдове эксперимент оказался в 40 раз дешевле, чем в Европе. Интересно, что по раскладкам общественных деятелей, почти 70% расходов пришлось на взятки чиновникам, администрации и персоналу клиники.
 
- Медицинская сфера в Молдове в последние годы стала источником массовой прибыли. Причем самый жирный кусок – испытание на молдаванах лекарственных препаратов. Они устроили настоящий концлагерь в центре страны по испытанию лекарств, - возмутился Гелич.
 
Таблетки, анализы, страховка
 
Как утверждают организаторы вчерашней пресс-конференции, в течение 5 месяцев 220 пациентов костюженской клиники принимали указанные препараты. Согласно контракту румынской компании с руководством клиники, за использование каждого из пациентов в бюджет учреждения перечислялось 250 долларов.
 
Раз в десять дней персонал клиники анализировал состояние пациентов. Эту информацию, полагают организаторы расследования, передавали румынским партнерам, а те в свою очередь – в израильский офис.
 
- За каждого пациента, которого медсестра кормила этими таблетками, она получала 70 долларов. Лично, по договоренности с румынской компанией, - уточнил Федор Гелич и продемонстрировал один из таких контрактов между работницей клиники и зарубежной фирмой.
 
От ответа, каким образом документ попал в их руки, авторы расследования не стали уклоняться. «Похитили, если вам так угодно», - усмехнулся Гелич.
 
Он также утверждает, что согласно положениям Национальной страховой компании, пациента можно держать в клинике не больше 30 дней. Дальнейшее лечение идет уже без оплаты со стороны CNAM. Чтобы обойти это ограничение ради эксперимента, руководство костюженской больницы, мол, пошло на нехитрый ход.
 
- По истечении месяца они выписывали больного. Но удерживали в больнице еще три дня. В этот период ему ставили новый диагноз и «принимали» обратно. И так пять месяцев подряд. Доходило до того, что ставили пациентам несуществующие диагнозы, - заявил представитель «Национального антикоррупционного центра».
 
Кстати, о страховке. Румынская компания зарегистрировала с компанией ASITO договор о страховании 130 участников испытания медикаментов. В копии договора, которую предъявил журналистам Гелич, не указаны фамилии и паспортные данные участников эксперимента, или их юридических представителей. По условиям контракта за смерть «подопытного кролика» выплачивается 6 тыс. евро, за увечье – 2 тыс. Но вот кому?
 
Куда ушли деньги?
 
На пресс-конференции Гелич и Калдаре представили массу черно-белых копий документов, в том числе фотокопии диагнозов, медкарт пациентов, приказов министерства, контрактов с печатями и подписями главных «фигурантов» дела. На руки журналистам не дали ни одного образца.
 
Показали и копию контракта с пациентом-шизофреником, в котором тот давал свое согласие на участие в эксперименте. Правда, добавили: оригинал в единственном экземпляре хранился в сейфе руководства клиники. Вероятно, пока его не выкрали «разведчики» Гелича.
 
Все эти бумаги обещано передать Генеральной прокуратуре.
 
За ответами на вопросы правозащитники обратились в работающую при Минздраве комиссию по этике. Ее возглавляет завкафедрой фармакологии Медицинского института им. Тестемицану, главный фармаколог страны Виктор Гикавый. Два года назад он участвовал в презентации успешных результатов испытания в Молдове израильского лекарства Ravimig.
 
- Но вы сами понимаете, что созданная Минздравом комиссия не будет находить нарушений в работе этого ведомства. Вот и Виктор Гикавый попросил меня во второй половине дня понедельника с ним встретиться и обсудить эту проблему, без того, чтобы выносить ее на люди, - рассказал об «этичном» подходе председателя комиссии по этике Федор Гелич.
 
Правда, тут выяснилась другая пикантная деталь. Министром здравоохранения, своим указом давшим «добро» на проведение эксперимента, был нынешний депутат парламента от ЛДПМ Владимир Хотиняну. Директором клиники тоже – Хотиняну. Как оказалось, это не однофамильцы, а родственники.
 
В Минздраве тоже не захотели отвечать на вопросы Гелича и Калдаре. Интересовались только, каким образом у двоих соискателей оказались такие компрометирующие документы.
 
- Мы подозреваем, что в цепочке участвовали все. Согласно договору, за всех больных больница должна была получить более 55 тыс. долларов. По нашим источникам, больница за 2 года получила от румынской компании 468 долларов, а потратила из медицинской страховой компании - более 1 млн леев. Только в юридическом аспекте государство потеряло более 50 тыс. долларов, - подытожил на пресс-конференции Гелич.
 
По его мнению, в этой истории налицо нарушение закона «О лекарствах» и закона «О правах и обязанностях пациента».
 
Не все так просто
 
Министерство здравоохранения свое мнение об этой истории оставило при себе. Равно как и депутат парламента, экс-глава этого ведомства Владимир Хотиняну. Мобильный телефон парламентария был отключен практически весь день.
 
Пока в Кишиневе разгорался «лекарственно-испытательный» скандал, «испарилось» руководство и Республиканской психиатрической клиники в Костюженах. Как сообщили корреспонденту «МВ» в приемной учреждения, директор с одним заместителем «срочно выехал по важному делу», а другой заместитель куда-то запропастился.  
 
Между тем сторонние эксперты обращают внимание на целый ряд «нестыковок» в истории «разведчика-Гелича». Во-первых, на пресс-конференции он так и не назвал наименований испытываемых препаратов. Равно как и то, от каких побочных последствий пострадали пациенты, и были ли вообще оные вредные последствия.
 
По мнению специалистов, именно фактами гибели или увечий участников эксперимента можно измерять побочные эффекты, а не тратой денег.
 
Если же говорить об апробации абсолютно нового препарата, то тогда фармацевтическая фирма обязана заключать договор с клиникой (о котором, как незаконном, упоминали правозащитники), а само лекарство дается бесплатно.
Скептически отнеслись наблюдатели и к технологии «лежать месяц - выписаться на три дня», рассказанной Геличем. Дело в том, что по нормативам пациент удерживается в клинике до тех пор, пока не перестанет представлять опасность для окружающих и самого себя. Либо пока не заберут родители.
 
P. S.
 
В этом году Федор Гелич уже успел засветиться в публичном скандале. Он предал общественности сведения об отмывании европейских грантов в проекте по укреплению европейской границы Молдовы. Этой информацией заинтересовалась Генпрокуратура, последовала отставка и допросы главы Пограничной полиции РМ Романа Ревенко. Сейчас по факту хищения ведется уголовное дело, а сам Гелич обещает рассказать об участии в преступлении румынских чиновников.

0