707

Проект новой Конституции обещают в декабре


Конституционная реформа все ближе. Фото: mold.su Конституционная реформа все ближе. Вновь о поправках в Основной закон вспомнил председатель фракции ЛДПМ в парламенте Валерий Стрелец.
Замечанием о безотлагательности принятия новой Конституции либеральный демократ завершил брифинг в минувший четверг.
- Реформа Конституции больше ждать не может. У нас есть рабочая группа, занятая подготовкой проекта документа, есть эксперты, которые изучили опыт других стран и ряд законодательных положений. Проект новой Конституции представим в парламенте в первых числах декабря. Мы примем новую Конституцию до истечения полномочий нынешнего созыва парламента, - подчеркнул либеральный демократ на встрече с прессой.
«Проект Гимпу»
Идея изменения Конституции РМ не нова. Но вот идеей-фикс для Молдовы она стала с приходом к власти АЕИ. Напомним, одним из первых про конституционную реформу заговорил лидер Либеральной партии Михай Гимпу в 2009 году, тогда еще врио президента. Созданная им в 2010-м специальная комиссия понаделала шуму, предложив экстравагантные варианты поправок. Всего их было 88.
Например, «проект Гимпу» разрешал голосование с 16 лет, заменял «советские» районы «регионами» и «префектурами», а молдавский язык - румынским. В предлагавшемся документе было 156 статей, против 143 в действующей Конституции.
Авторы хвастались применением европейского опыта, только вот во многих европейских странах голосовать разрешается лишь с 20 лет, спокойно существуют собственные районы, а в некоторых конституциях в качестве государственных языков прописаны два, три или даже четыре (Швейцария).
Масла в огонь подлили гагаузские власти. Воспользовавшись моментом, башкан Гагаузии Михаил Формузал учредил собственную комиссию по поправкам в Конституцию. Комратские эксперты предлагали вернуть в Основной закон Молдовы возможность самоопределения Гагаузии в случае потери Молдовой независимости, всенародное избрание президента и т.д.
В общем, гагаузский вариант Кишинев не принял, а «проект Гимпу»  забраковали в Брюсселе европейские патроны. С тех пор почти два года поправки в Конституцию толком не вспоминали, вплоть до избрания президента в этом году.
В товарищах согласье есть?
В середине июня, в ходе передачи на одном из столичных телеканалов, представители молдавского политического бомонда признались: разработка конституционной реформы идет полным ходом. Экспертная команда подготовит текст документа уже к концу этого года, обещают лидеры Альянса.
При этом выяснилось, что между частями АЕИ нет единого мнения о целях и ключевых аспектах поправок Конституции, вроде формы правления, уточнения полномочий премьер-министра и президента, качества нейтралитета и названия государственного языка.
- Позиция Демократической партии такова, что если и удастся написать новую Конституцию, это должно привести к объединению общества, а не разделению. Текст нового документа должен учитывать опыт 20 лет независимости, исключить проблемы и кризисы. А принимать Конституцию должны все граждане. Я считаю, что весной 2013 года можно провести референдум, - убежден почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков.
Однако либералы потребовали, чтобы именно «проект Гимпу» стал основой будущего Основного закона. «Наш проект сделан не Гимпу, и не либералом. Он подготовлен специалистами в области конституционного права», - настаивает председатель Либеральной партии.
Как предполагают эксперты, лидер ЛДПМ Владимир Филат оттягивает момент с высказыванием по этому поводу как можно дольше, чтобы сыграть на противоречиях между союзниками по АЕИ. Единственный раз он упомянул о реформе лишь касательно языкового вопроса. «Государственный язык – румынский, не надо спекулировать на этом», - заметил премьер в конце прошлого месяца.
«Вплоть до развала государства…»
Реинкарнация идеи конституционной реформы вызвала очередное неудовольствие парламентской оппозиции. Депутаты ПКРМ в парламенте уже заявили, что проблема не в действующей Конституции, а в лидерах АЕИ и в нынешней власти вообще.
- Они специально инициировали обсуждение конституционной реформы именно сейчас, когда очевидна социально-экономическая катастрофа в стране. Специально обращаются к таким острым вопросам, как языковой. Они хотят отвлечь внимание населения от насущных проблем, - констатирует парламентарий ПКРМ Сергей Сырбу.
По мнению законодателя, отвлечь население от насущных проблем – одна из задач конституционной реформы. Другой целью АЕМ он назвал желание  удержаться у власти как можно дольше.
- АЕИ постарается не допускать досрочных выборов. Причем с теоретической точки зрения проведение реформы реально. Парламент примет решение о проведении референдума, а сам значительно снизит порог голосования. Это обеспечит явку, только такой плебисцит будет незаконный, - уверен Сырбу.
Опасаться не стоит
Между тем специалисты отмечают необходимость конституционной реформы.
- Во-первых, в изменениях нуждается ст. 78 «О выборах президента». Это сумасбродное решение выбирать главу государства 3/5 голосов депутатов. У него нет никаких юридических, политических или логических оснований, - утверждает эксперт конституционного права Виталий Катанэ.
Изменение только этого пункта, по его мнению, обозначает реформу всей системы власти. Появится необходимость разграничить полномочия премьер-министра и президента. И аналогичных пунктов, блокирующих нормальную работу в действующей Конституции довольно много.
- Опасаться конституционной реформы не стоит. Хуже не будет, чем во время президентских выборов. Тогда была просто дискредитация демократических процессов, - утверждает эксперт.
Вместе с тем, он не видит большой необходимости в разработке нового проекта с нуля. «Действующая Конституция создавалась на манер французской и получилась довольно неплохой. Над ней работали профессионалы, просто некоторые детали надо было уточнить с самого начала, а в другие не надо было вмешиваться нашим политикам», - полагает Катанэ.
Изменение Основного закона в нашей стране натыкается на еще один недостаток законодательства – не предусмотрен механизм аннулирования старой версии Конституции. По словам специалистов, во всем мире конституции меняются в результате войн, революций, социальных потрясений, но у нас к изменениям придется продвигаться на одной политический воле. В этих условиях обещание обеспечить нас новой Конституцией в оставшиеся два года выглядит не реалистичнее разговоров о либерализации визового режима с ЕС до конца 2012 года.

0