Турция передумала вступать в ЕС. Анкара укрепляет связи с Северной Африкой и Ближним Востоком.
Турция больше не стремится присоединиться к ЕС. Только 17% жителей страны поддерживают вступление против 34% в 2011 году, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на опрос Европейского фонда Турции по образованию и научным исследованиям (Tavak).
Более того, почти 80% респондентов не верят, что страна когда-либо присоединится к блоку, который сейчас насчитывает 27 членов. Столь негативное отношение турок к ЕС вполне объяснимо, считает глава Tavak Фарук Сен, пишет «РБК – Украина».
Сейчас экономика Турции чувствует себя намного лучше, чем ЕС. Рост турецкого ВВП составил 9,2 и 8,5% в 2010 и 2011 годах соответственно. По прогнозам местного Минфина, в этом году рост замедлится до 4%. В то же время ЕС демонстрировал куда более скромные показатели (2 и 1,6% в 2010 и 2011 годах), а в этом году, по мнению аналитиков МВФ, Европу ждет стагнация.
«Европа за годы кризиса потеряла свой блеск. Она больше не манит и не обещает процветания», – сказал аналитик Capital Economics Уильям Джексон.
Несмотря на экономическую пробуксовку, ЕС вовсе не стал лояльнее к кандидату. Лидеры ЕС продолжают воротить нос от Турции, испытывая страх перед исламским сообществом, отметил Сен.
«Сейчас ЕС следовало бы взглянуть на вещи более трезво и начать обхаживать Турцию. Последняя же сейчас ищет альтернативы», – сказал глава Tavak. Анкара за последние годы значительно увеличила оборот торговли со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
Согласно последнему отчету Еврокомиссии о прогрессе выполнения Турцией требуемых для вступления в блок реформ, оборот двусторонней торговли между ЕС и Турцией в 2010 году составил 103 млрд евро. Для Турции ЕС является самым крупным торговым партнером, тогда как для блока она является седьмым по величине.
В 2011 году турецкий экспорт достиг рекордных 107 млрд евро, однако Европа обеспечила из них только 46% против 56% в 2007 году. За первые полгода Турция продолжила сокращать зависимость от ЕС, уменьшив его долю до 39%, при этом увеличив вес Ближнего Востока и Северной Африки с прошлогодних 28 до 36%.
Переговоры о вступлении Турции в ЕС начались в 2005 году. Чтобы присоединиться к европейской семье, каждая страна должна реорганизовать законодательство в соответствии с европейским (включает в себя 35 глав). За семь лет начаты переговоры по 13 главам, из которых пока одобрена только одна – «Наука и исследования». За последние два года не было открыто для обсуждения ни одной новой главы.
18 переговорных позиций сейчас заморожены – восемь по инициативе ЕС из-за отказа Турции позволить кипрским кораблям заходить в турецкие порты, еще десять – по инициативе Кипра и Франции. Последняя при президенте Николя Саркози выступала против постоянного расширения ЕС, и в частности принятия мусульманской Турции.
Вряд ли процесс переговоров ускорится при нынешнем французском президенте Франсуа Олланде. Накануне избрания в мае этого года он сказал, что в ближайшие пять лет Турция точно не станет членом ЕС.
Несмотря на отсутствие прогресса, стороны вряд ли заморозят переговоры. «Полностью от европейской идеи они не откажутся. По крайней мере, пока. Они остаются друг для друга важными партнерами. И с ростом экономического и политического веса Турции Европа может проявить чуть больше гибкости», – считает Джексон.
Пока же от ЕС исправно поступают деньги на реформы в Турции (например, на помощь местным фермерам). В этом году дотации составят 860 млн евро, тогда как в следующем они вырастут до 935 млн евро. Правда, эти суммы малы по сравнению с издержками, которые в итоге понесут турецкое правительство и бизнес: по предварительным оценкам, членство в ЕС обойдется в 100 млрд евро.