861

Валериу Мунтяну: «Будем развивать концепцию окончательного избавления нашего общества от коммунизма»

Депутат от ЛП Валериу Мунтяну рассказал о предстоящих шагах, направленных на избавление страны от коммунизма, о приоритетных для либералов областях деятельности в новом политическом сезоне, а также о шансах АЕИ довести свой мандат до конца.
 
Т.: Г-н Мунтяну, условный классификатор, составленный нашим порталом, показывает, что Вы являетесь депутатом, на счету которого больше всего законодательных инициатив. Хотелось бы спросить в связи с этим: сколько времени отнимает у Вас законотворческая деятельность, партийная работа и «должность» главы семьи?
 
В.М.: Был бы рад, если бы перечисленные Вами качества отнимали у меня примерно 30% моего времени, но, к сожалению, работа парламентария отнимает 70% времени, семье уделяю 10-20% и соответственно партии – 10%. Рад тому, что большую часть забот о семье вязала на себя супруга. В партии работаю по субботам и воскресеньям, а пять дней в неделю с утра и до вечера нахожусь в парламенте, и делаю я это с большим удовольствием. Законотворчество для меня является открытием, и оно мне очень и очень нравится. Это область, которую можно исследовать до бесконечности. В Республике Молдова много законодательных оплошностей, очень много проблем, которые нужно решать, и мы должны постоянно вносить новые поправки в некоторые  законы, которые были приняты ранее и уже не отвечают требованиям дня.
 
Т.: К слову, г-н Мунтяну, когда Вы пришли в политику? Что побудило Вас сделать этот шаг и почему Вы выбрали именно Либеральную партию?
 
В.М.: Хотелось бы заметить, что я всегда занимался теми видами деятельности, которые связаны с людьми. Я был и примаром, и председателем NGO, и руководителем лиги на факультете. Я всегда понимал, что этим кто-то же должен заняться.
 
Почему ЛП? Потому что совершенно очевидно, я не могу быть нигде в другом месте – или в ЛП, или нигде, потому что я на все 100 нахожу себя в том, что называется ЛП. Я по другому случаю говорил, что есть коллеги, в том числе и в парламенте, в других партиях, которые говорят не то, что хотели бы сказать. Для меня (говорю это со всей ответственностью) позиция партии отвечает на все сто моим воззрениям, тому, кто я. В силу этого мне очень легко работать.
 
Т.: Вы соавтор инициативы, касающейся осуждения преступлений коммунистического режима и запрещения коммунистических символов, которая был принята недавно парламентом. Каким Вам видится очередной шаг в этом направлении?
 
В.М.: Хотелось бы сказать, что у нас есть ряд законопроектов по окончательному избавлению нашего общества от коммунизма, что не было сделано в 90-х годах. У нас есть большие задолженности на этот счет, которыми не следует пренебрегать, пусть даже кое-кто говорит, что нужно перевернуть страницу и идти дальше. Я же говорю, что для того, чтобы дать нашим детям определенные точки отсчета, мы должны поставить точки над i соответствующим образом.
 
Мы сообщали ранее, что работаем над проектом закона о люстрации. Мы находимся на последней стометровке, и очень надеюсь, что он дойдет до парламента, что этот закон поддержат и даже примут, хотя и поздно. Есть у нас и другие законопроекты на этот счет потому что, к сожалению, определенные реминисценции коммунизма еще имеются в наличии.
 
Конечно, это нужно сделать в соотношении с другими мероприятиями, прежде всего, образовательного характера». Мы должны проводить мероприятия в школах, детских садах, потому что, когда наши дети достигают определенного возраста, им нужно знать, как отделить зерно от плевел. У нас есть дети, которые родились после провозглашения независимости, а их моральные реперы, к сожалению, еще очень хрупкие.
 
Т.: В отношении Закона о люстрации создается впечатление, что существует соревнование между такими партиями, как ЛП и ЛДПМ. В то же время и ПКРМ высказывалась на эту тему. Какова позиция ЛП к этой проблеме и Ваша личная?
 
В.М.: Что касается ПКРМ, то тут все предельно ясно. Воронин упустил одного из своих выучеников с поводка, после чего потянул его назад, и выяснилось, что это было безответственное высказывание одного из активистов ПКРМ. Что же касается нас, то у нас есть заявление лидера ЛП, есть и другие действия, предпринятые нами ранее. Тут все достаточно ясно и вы, журналисты, можете расставить события в хронологическом порядке, если хотите. Когда мы, либералы, в парламенте предложили постановление парламента о запрещении коммунистических символов, либерал-демократы потребовали включить в него и синтагму, касающуюся осуждения виновных лиц, которое было ссылкой, началом Закона о люстрации.
 
ЛДПМ говорила, что не согласна, а кто-то сказал, что он не может осуждать родителей за их коммунистическую деятельность. Мы, либералы, делали это и всегда делаем. Более того, мы занимаемся этим не со вчерашнего дня. Еще в 2004 году, когда была Партия реформ, мы приняли постановление республиканского совета, в котором очень четко сказали, что не примем в наши ряды и не будем продвигать на должности ни одного из тех, кто занимал должности в КПСС и в ПКРМ во время режима Воронина. Свое слово мы сдержали. Не думаю, что такие люди имеются в ЛП. Настало время, чтобы и остальные поступили также. В этом смысле это является своего рода самоочищением.
 
Т.: Какие другие инициативы собираетесь внести в ближайшее время, и какая сфера деятельности, на Ваш взгляд, больше всего нуждается в дополнительной регламентации?
 
В.М.: Я уже как-то говорил, что Республика Молдова, когда к власти пришел АЕИ, напоминала очень и очень больной организм, для которого недостаточно было лишь медикаментозного лечения, а требовалось срочное и очень серьезное хирургическое вмешательство. Мы говорим, что этим хирургическим вмешательством являются реформы, так как совершенно очевидно, что если организм очень болен, то без вмешательства он может погибнуть.
 
Мы продолжим поддерживать меры правительства, те инициативы, которые способствую реформированию самых сложных отраслей Молдовы. Вместе с тем, у нас есть своя собственная повестка дня. У нас есть электоральная программа, политическая программа, откуда черпаем эти инициативы, на которые Вы обратили внимание. Мы будем настаивать нынешней осенью преимущественно на реформы в области образования. Реформа здесь откладывается три года. Но есть и другие приоритетные отрасли для внедрения фундаментальных реформ. Речь идет, например, о реформе правосудия, реформе правоохранительных органов и т. д. Либералы полностью открыты в отношении внедрения фундаментальных, прочных реформ, а не реформ для отвода глаз, как это делалось до сих пор.
 
Т.: Вскоре начнется новый политический сезон. Каким он будет, на Ваш взгляд?
 
В.М.: Думается, он будет достаточно горячим, но по-другому в Молдове и не может быть. Я понял – сезон горячий, независимо от того, что на дворе – очень, весна, зима. В последнее время молдаване полюбили политику. Привыкшие к воронинскому спокойствию, когда все, что делала ПКРМ, весь мир подписывался под этим и соглашался, то теперь народ начинает понимать, что значит по-настоящему заниматься политикой. Страной можно управлять намного лучше и эффективнее коалицией, в которой существует конкуренция идей, позиций и в которой законодательный продукт более высокого качества, в которой существует сотрудничество и взаимный контроль. Конечно, гражданин еще не может понять эти вещи, но мы должны научить его понять эту реальность, ведь и социологи указывают, что в ближайшие10-20лет в Молдове не будет одноцветного правления, а правление, состоящее из 2-3 партий, как и должно быть, как это имеет место в большинстве европейских стран.
 
Т.: Какие шансы у альянса довести свой мандат до конца, то есть до 2014-2015 гг.?
 
В.М.: Я бы сказал, что шансы не довести мандат до конца равны нулю, несмотря на политические спекуляции на этот счет, идущие либо от ПКРМ, либо от внепарламентских игроков (разного рода экспертов, разного рода бывших, желающих быть актуальными). Либо эти комментарии замышляются здесь, либо за стенами Кремля. Альтернативы АЕИ нет, и он доведет до конца свой мандат.
 
Есть и спекуляции, доведенные до таких крайностей, что парламент может быть распущен. Практически не существует такой политической ситуации, в силу которой это может произойти. Дело в том, что правительство должно дважды пасть, а нам не утвердить новое правительство, чтобы распустить парламент. Мы уже усвоили кое-какие уроки, и я могу сказать по собственному опыту, что способ принятия решений, способ договоренности сейчас очень сильно отличается от 2010 года или 2011 года. Мы поняли, где нужно уступить, а где нужно настаивать. Полагаю, мы способны сожительствовать в рамках этой политической конструкции, чтобы довести свой мандат до конца.
 
Текст: Оксана Митителу
0