681

Нынешнее положение Прибалтики в ЕС является оккупацией со стороны Германии

'Балтийское побережье', Эстония
 
Политолог: Нынешнее положение Прибалтики в ЕС является оккупацией со стороны Германии
 
Автор:
Дата публикации: 25-08-2012

 
Юрий Павловец

 
В четверг, 23 августа, в СМИ появилась статья глав министерств иностранных дел Литвы, Латвии, Эстонии и Германии Аудронюса Ажубалиса, Урмаса Паэта, Эдгара Ринкевича и Гидо Вестервелле, которая, если и не наделала много шума, то, как минимум, заставила обратить на себя внимание.

 
Дело в том, что сей опус был посвящён событиям 23 августа 1939 года и подписанию пакта Молотова-Риббентропа, который, по мнению ряда политиков бывших республик СССР, ознаменовал собой начало советской оккупации в Прибалтике.

 
Как отмечено в документе четырёх дипломатов, «объединённая Европа выучила урок истории и преодолела циничную и пагубную сущность пакта, — пишет белорусский политолог Юрий Павловец на страницах издания Newsbalt. Сегодня латыши, литовцы, эстонцы и немцы являются частью европейского сообщества, верящего в мирное сотрудничество равноправных партнёров в открытой Европе».

 
Конечно, нельзя говорить о том, что этот документ является определяющим в современных международных отношениях региона, однако его текст прекрасно характеризует всю подноготную Евросоюза.

 
Необходимо заметить, что статья не только вдоль и поперёк насыщена пангерманскими идеями (например, указание того, что нынешняя Европа является проектом, похожим на Ганзейский союз), но и сама представляет собой верх цинизма. Например, авторы, клеймя пакт Молотова-Риббентропа, каким-то непостижимым образом забывают о том, что буквально за год до него 29-30 сентября 1938 года премьер-министрами Великобритании и Франции Чемберленом и Даладье, с одной стороны, и рейхсканцлером Германии Гитлером и премьер-министром Италии Муссолини, с другой стороны, было подписано не менее знаменитое Мюнхенское соглашение о передачи Чехословакией Германии Судетской области.

 
То, что тогда западноевропейские политики фактически заложили основу будущей фашистской экспансии, сегодня в ЕС и, тем более, в Германии предпочитают не вспоминать. Проще говорить об «основополагающих европейских ценностях - свободе личности, защите прав человека, демократии, верховенстве права и свободной рыночной экономике», попутно напоминая ряду лимитрофных государств об их месте в ныне создаваемом «Четвёртом рейхе». Причём место это, по-видимому, не весьма завидное. В уже упомянутой выше статье, главы внешнеполитических ведомств четырёх государств вроде бы вместе говорят о необходимости интеграции, «чтобы сохранить европейские ценности», помощи государствам, находящимся в кризисе и т.п. Но при этом создаётся чёткое ощущение того, что документ составлялся только ведомством Вестервелле и был лишь подписан оставшимися его участниками.

 
Если всмотреться между строк, то становится очевидно, что статья является ярким примером проявления политического бессилия со стороны Литвы, Латвии и Эстонии. Для бывших советских республик, националистическая концепция возрождения которых, как показывает время, не принесла ожидаемых результатов и процветания, сегодня главным вопросом является выживание. Однако даже, несмотря на то, что в настоящее время Брюссель не готов оказывать существенную финансовую помощь никому, кроме, пожалуй, Греции и Испании, в трёх прибалтийских республиках продолжают лелеять надежды на спасение со стороны своих западных партнёров. При этом, как в Риге, так и в Вильнюсе, и Таллине готовы полностью отдаться в руки еврочиновников. И если Эстония уже находится под патронажем Финляндии, то Литве и Латвии ещё только предстоит найти себе нового хозяина, которым, по всей видимости, уже в скором будущем станет Германия.

 
В многолетней прибалтийской риторике о советской оккупации, совершенно отсутствует историческая память о периоде немецких баронов, об отсутствии какой бы то ни было промышленности до 1939 года и о сельскохозяйственном образе жизни региона, который при нынешней политике, по всей видимости, ожидает его и в будущем. При этом расчёт строится, главным образом, на том, что войти в европейское сообщество на равных с её ведущими странами можно с помощью идеологических лозунгов.

 
Однако подобная политика, как минимум, кажется бесперспективной, подтверждение чему можно найти всё в той же статье. Например, фразы, подобные той, что для выхода из кризиса «странам ЕС необходимо осуществлять эффективный контроль» говорят о многом и, в первую очередь, об отсутствии в границах Евросоюза разрекламированной перед его сообществом свободы. Жёсткий контроль и подчинение — вот что сегодня предлагают в Берлине.

 
Хотя нет, свобода допускается, однако преподносится она еврочиновниками уж как-то своеобразно. Например, европеец свободен в выборе своей сексуальной ориентации, причём с рождения. В той же Германии уже подготовлен новый законопроект, в котором однополые пары уравниваются в правах с традиционными браками, а в самой Европе вряд ли уже найдёшь место, где бы на традиционные отношения не смотрели как на проявление дискриминации в отношении геев и лесбиянок. Да и само вступление в ЕС уже напрямую связывается с уважением прав ЛГТБ сообщества: страны, в которых запрещены гей-парады, вряд ли могут рассчитывать на благосклонность со стороны Брюсселя.

 
Конечно, главы МИД Латвии, Литвы и Эстонии ещё не пошли по пути своего коллеги из Германии, однако такое их тесное сотрудничество заставляет задуматься о будущем прибалтийских республик. Правда, было бы интересно посмотреть на парад геев-эсесовцев, приуроченный к какой-нибудь годовщине вхождения Латвии в Евросоюз. И как бы это абсурдно не звучало, но полностью отвергать подобное явление в будущем всё же не стоит.

 
Говоря о соблюдении прав и свобод человека, демократии и иных европейских ценностях, сегодня в ЕС предпочитают не замечать собственных проблем, которые как снежный ком нарастают с каждым днём. Обвиняя Россию в жестокости приговора в отношении Pussy Riot (тот же Вестервелле заявил, что «мирный художественный перформанс не может рассматриваться как уголовное преступление. Критика власти — важная часть демократии») Евросоюз «с пониманием» относится к делу Брейвика, считая, что за убийство нескольких десятков человек преступнику можно предоставить чуть ли не собственную тюрьму, причём даже не пожизненно. Такая политика двойных стандартов настолько укоренилась в сознании еврочиновников, что ожидать от них здравых поступков уже не приходится. Более того, если подобное будет продолжаться и дальше, то будущее ЕС, как некого надгосударственного объединения, выглядит весьма туманно, так как европейская псевдодемократия уже сегодня готова перерасти в хаос.

 
Ко всему прочему, необходимо помнить, что в настоящее время ни у Берлина, ни у Брюсселя нет практически никаких иных способов удержать в поле своего влияния так называемые буферные государства бывшего соцлагеря, кроме как при помощи политико-идеологической обработки (о серьёзной финансовой поддержке речи и вовсе не ведётся). Тем более что, постепенно теряя доверие своих союзников на юге (Греция с её чудовищными долгами, скатывающиеся вниз Испания и Португалия), Германии и в её лице всему Евросоюзу сегодня крайне необходимо иметь возможность контролировать как можно больше голосов в Европарламенте, а вместе с этим и весь ЕС.

 
Поэтому в Берлине и дальше будут продолжать политику обработки своих сателлитов, ограничиваясь небольшими финансовыми подачками лишь для того, чтобы не провоцировать социальную напряжённость у себя под боком. К сожалению, такая политика полностью устраивает руководство стран, как Северной, так и Юго-Восточной Европы, и в ближайшее время никто не собирается её менять.

 
Напоследок хотелось бы заметить, что как бы в Европе не рассматривали пакт Молотова-Риббентропа, называть период вхождения прибалтийских стран в состав СССР оккупацией, по меньшей мере, некорректно, так как в этом случае нынешнее положение Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС является точно такой же оккупацией, но уже со стороны Германии. Только вот ничего выдающегося нынешняя ситуация прибалтам не принесла: ушли в прошлое советские предприятия, появились многомиллиардные долги, выросла национальная вражда, уменьшилась численность населения и т.п. Всё это уже в скором времени даст о себе знать. И в таком случае времена немецких баронов, обладающих огромными латифундиями и неограниченной властью в Прибалтике уже не за горами.
 
 
Стиль, орфография и пунктуация оригинала сохранены, просьба к читателям — не сигнализировать об ошибках в этой статье
— прим. ред.

 

0