878

Kаждый восьмой ребенок в республике не посещает школу


В Министерстве просвещения не замечают, что каждый восьмой ребенок в республике не посещает школу. Работа в поле, отъезд за рубеж, отсутствие денег у родителей, раннее замужество – вот далеко не полный перечень причин, по которым около 40 тыс. несовершеннолетних Молдовы выпали из учебного процесса. Именно такая цифра значится в отчетах Национального бюро статистики.
Посчитали и ...успокоились 

А вот Минпросвет РМ оперирует совсем иными данными, отличающимися от тех, что приводят беспристрастные статистики, приблизительно в тысячу (!) раз. 

Как сообщила «Панораме» заместитель директора управления доуниверситетского образования Министерства просвещения Марианна Гораш, на сегодняшний день в Республике Молдове общее количество учащихся в возрасте от 7 до 16 лет достигает около 319 тыс. По данным на 31 мая 2012 года, не охваченными образовательным процессом оказались всего 44 ребенка. Еще 105 несовершеннолетних значились в школьных списках, но не считали нужным присутствовать на занятиях. 

Иными словами, по данным министерства, детей, не посещающих школу, насчитывается 0,014%. Что же это получается? Ведь официальная статистика утверждает, что этот процент составляет 12,6. То есть приблизительно каждый восьмой ребенок в стране предпочитает получению образования какие-то другие занятия. 

«Дистанция огромного размера» 

Такой большой разрыв между данными Министерства просвещения и Национального бюро статистики Марианна Гораш объясняет тем, что Минпросвет при подсчете учащихся руководствуется сведениями, полученными из главных районных управлений по образованию. А те, в свою очередь, оперируют цифрами, представленными примэриями. Национальное же бюро статистики опирается на собственные исследования, а также берет в расчет и лицейское звено, которое Минпросвет в своих расчетах не учитывает, так как, по закону, оно не является обязательным. 

И все же между информацией, предоставленной статистиками и министерством, «дистанция огромного размера». Причем, по замечанию Марианны Гораш, «в районных примэриях чаще склонны несколько завышать количество учащихся, чтобы им не урезали бюджет». Вполне вероятно, что именно боязнью потерять дополнительные средства и объясняется такая большая разница в цифрах посещаемости. Если вместо заявленных министерством 44 детей в реальноси в школу не ходят 40 тыс., то на что идут деньги, выделенные государством на их образование? 

Лицом к статистике 

Не удовлетворившись информацией Министерства просвещения, журналист «Панорамы» обратилась к отчету Национального бюро статистики «Образование в Республике Молдова» за 2011-2012 годы, опубликованному на сайте www.statistica.md. После детального ознакомления с этим документом логика сухих статистических расчетов становится предельно ясной. 

На 19-й странице отчета значится общее количество всех зарегистрированных в Молдове детей в возрасте от 7 до 15 лет. Всего их 355,151 человек. И число гимназистов того же возраста, охваченных образовательным процессом, составляет 315,691 (для сравнения: по данным Минпросвета, эта цифра равна 318,861. – Прим. «Панорамы»). Путем несложных математических подсчетов легко определить разницу между этими двумя цифрами – 39,460 человек. Именно столько детей в Республике Молдова нигде не учатся. Заметьте, вопреки утверждению эксперта Минпросвета, лицейское звено, то есть дети в возрасте от 16 до 18 лет, в расчетах статистиков не фигурировали. Так чьи же данные правильнее? А точнее, что важнее? Разговоры об успехах реформ в образовании или горькая правда? 

Работают, пьют и играют 

По закону, в Молдове обязательным считается получение образования с 1-го по 9-й класс. То есть все дети с 7 до 16 лет обязаны посещать школу. Почему же многие этого не делают? 

В Министерстве просвещения назвали, по меньшей мере, четыре самые распространенные причины, по которым подрастающее поколение избегает «грызть» гранит науки. Первой причиной в списке значится отъезд родителей на заработки за рубеж. Взрослые увозят с собой детей, не считая нужным поставить в известность школьную и районную администрации. Поэтому многие ученики продолжают числиться в списках, а на деле давно покинули страну. 

Вторая причина – тяжелое финансовое положение семьи, из-за которого ребенок вынужден сам зарабатывать себе на хлеб. Особенно эта ситуация распространена в сельской местности. 

– В селах многие дети до конца ноября не посещают школу, так как заняты на сельскохозяйственных работах – помогают взрослым собирать урожай, – пояснили в Минпросвете. – В этих случаях родители сознательно не отпускают их в школу, так как испытывают финансовые трудности. 

Другими причинами, по которым ученики бросают школу, являются ранний брак (чаще всего это относится к девочкам) и отсутствие контроля со стороны взрослых. Ведь уехавшие на заработки родители не могут контролировать своих отпрысков, а те, пользуясь неограниченной свободой, начинают прогуливать школьные занятия. Кстати, по данным неправительственных организаций, такие прогульщики чаще всего играют в азартные игры, пьянствуют или попрошайничают. Реже всего – работают. 

Что делать? 

По мнению Марианны Гораш, проблема посещаемости должна решиться хотя бы частично, когда будет введен другой принцип финансирования учебных заведений. 

– Согласно новой формуле, каждое учебное заведение будет финансироваться строго исходя из количества посещающих его учеников. Это позволит сократить бюджетные расходы, а высвобожденные средства пойдут на улучшение условий для учащихся – оснащение компьютерных классов, благоустройство территории, строительство стадионов и тому подобное, – пояснила госпожа Гораш. 

Что ж, условия обучения, безусловно, улучшать необходимо, вот только повлияет ли это на повышение посещаемости – сказать трудно. Тем более что причины, по которым дети выпадают из школьного процесса, новой формулой финансирования явно не устранить. 

При вопросе, кто должен курировать и решать эту проблему, в Министерстве просвещения указывают на местные власти. 

– Проблему необходимо решать на местном уровне. Этим следует озаботиться примарам и сотрудникам профильных районных управлений. Они должны тесно сотрудничать с социальными ассистентами, а тем, в свою очередь, необходимо проводить соответствующую работу с родителями и детьми, – считает Марианна Гораш. 

В общем, кроме выяснения точного числа злостных прогульщиков в нынешнем учебном году властям было бы неплохо всерьез озадачиться проблемой контроля за подрастающим поколением. Иначе обязательное школьное образование в нашей стране превратится в миф, а дети лишатся своего будущего, шанс на улучшение которого дает хотя бы начальное образование. 

Елена Чайковская 

0