961

Россия и Запад: кто слабее? Оба хуже

Фото: ava md

Мы привыкли к тому, что хорошо там, где нас нет. Но сейчас, даже там, где нас совсем нет, все тоже так себе. Что будет дальше? Россия, Запад, Восток: как трансформируется привычный дискурс? Станут ли «западники» поклонниками Китая? Мегапрогноз социолога Алексея Верижникова.
 
Описания многочисленных несовершенств и бед России занимают целые тома и уже набили оскомину. Добавить что-то новое по этой теме, действительно, весьма затруднительно. Новым, наверное, может быть угол, под которым стоит взглянуть на проблему. Раньше – по инерции это продолжается и сейчас – проблема представлялась в виде очень простой черно-белой антитезы: «здесь» (в России) все плохо, «там» (на Западе) все хорошо. Давайте же, дружно проголосуем за все хорошее и против всего плохого, и заживем, наконец, как люди! Если сильно упростить, то, в общем-то, примерно за это и маршируют по Москве «миллионы» с приписанными к ним двумя нулями.
Новизна момента состоит в том, что в классической формуле «хорошо – плохо», укоренившейся в российском общественном сознании за триста лет с начала реформ Петра I, произошел сбой в системе координат. Не то чтобы в России дела наладились –Запад пошел вразнос. Камертон перестал улавливать фальшивые ноты, земные полюса размагнитились, и стрелка этического компаса, описывая круги, показывает бог знает что. Сейчас мы имеем дело с ситуацией «оба хуже». Причем, каждое из этих двух «плохо» несколько отлично по своей природе – это, как если бы мы сравнивали буйного алкоголика с тихим, но безнадежным наркоманом, и рассуждали бы, кого из этих двух грехи их тяжкие скорее до цугундера доведут.
 
Россия: два народа – одна беда
 
Как после апокрифического падения Бориса Ельцина с мешком на голове с моста 28 сентября 1989 года, все его последующие коленца уже ничего не добавляли и не убавляли к сложившемуся имиджу «первого демократически избранного президента», так и очередные разоблачения, как мы дошли до жизни такой, что в России снова что-то рухнуло с неба или, наоборот, было затоплено на земле, создают не большую информационную новизну, чем сообщения типа «за летом обычно следует осень, а за осенью – зима».
 
Продолжение ЗДЕСЬ
0