Призрак Путина будет сопровождать визит Ангелы Меркель в Кишинев
Визиту федерального канцлера Германии Ангелы Меркель в Кишинев предшествовала мощная дипломатическая «артподготовка» со стороны Российской Федерации.
Можно сказать, что 22 августа, когда Меркель будет находиться в молдавской столице, здесь незримо будет присутствовать и тень президента России Владимира Путина.
Как раз в эти августовские дни 68 лет назад на этой территории разворачивалась Ясско-Кишиневская операция. И тоже в эти дни, но уже 73 года назад, был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, известный также под названием Пакта Молотова―Риббентропа. Первое событие символизировало пик враждебности СССР (России) и Германии. Второе было одной из вершин их союзничества. Но и первое, и второе событие катком прошлись по территории, которая с 1991 года стала известна как независимая Республика Молдова.
«И вот теперь немцы с русскими опять что-то замышляют против нас», ― говорят румыны, у которых в генах сидит как русо-, так и германофобия. Но в отличие от румынских политиков, которые не признают Молдову и молдаван, Берлин и Москва их признают. И в отличие от Румынии, которая в Бессарабии помогает только самой себе, потому что считает эту территорию своей, Германия и Россия готовы помочь именно Молдове, молдаванам. Но для этого те должны для начала сами определиться, чего они вообще хотят по жизни.
Круче, чем Байден
Ангела Меркель — самый «крутой» из западных лидеров, которые когда-либо посещали Кишинев. Она круче даже вице-президента США Джо Байдена, визит которого запомнился миссионерским спичем ни о чем в манере баптистского проповедника и заваренными канализационными люками. Байден заехал в Кишинев на несколько часов в ходе большого регионального турне. Меркель прилетает в Молдову эксклюзивно, что подчеркивает значение визита и ее уважение к молдаванам.
Германские дипломаты уже обозначили три основные темы визита Меркель в Кишинев: динамичное внедрение начатых реформ, дальнейшее сближение Молдовы с Европейским Союзом и решение приднестровского конфликта.
В отношении Германии к Молдове нет чего-то необычно нового. Еще федеральный канцлер Гельмут Коль предлагал тогдашнему руководству Молдовы полную поддержку во всех вопросах. От этого самого руководства требовалось лишь сказать, чего оно хочет. И не вина Коля в том, что он так и не понял, чего же хочет Кишинев.
С первыми двумя пунктами все более или менее понятно. Реформы динамизировать, конечно, надо. И сближаться с ЕС тоже нужно. Примечательно, что германские дипломаты употребляют термин «сближение с ЕС», а не «европейская интеграция». Это не одно и то же. «Интеграция» означает «объединение частей в целое». «Европейская интеграция» в современных условиях означает «объединение государств континента в рамках ЕС». У Молдовы нет перспективы членства в ЕС, и германские дипломаты дают это понять даже через терминологию. А «сближение» ― пожалуйста. Чего ж не сближаться.
С третьим пунктом повестки дня визита Меркель в Кишинев — решением приднестровского вопроса ― пока не понятно ничего.
Румынские комментаторы пугают тем, что Москва и Берлин договорились о федерализации Молдовы во время встречи президента России Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель в ее загородной резиденции, замке Мезеберг, 16 июня 2010 года. Но эти комментаторы отстали от жизни. Дмитрий Медведев — уже не президент России. В России новый старый президент Владимир Путин, и стиль внешней политики Москвы, в том числе ее позиция по Приднестровью, меняются на глазах.
«Говорить о приднестровском урегулировании глупо»
Визит Меркель в Кишинев был предварен целым пакетом российских заявлений в отношении Приднестровья, сделанных на самом высоком уровне.
В конце июля в Тирасполе под эгидой государственного Российского института стратегических исследований прошла международная конференция, посвященная 20-летию миротворческой операции в Приднестровье.
Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, выступая на конференции, сказал: «Мы видим будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно признанными гарантиями в составе молдавского государства, нейтрального молдавского государства». Карасин подтвердил, что Россия против изменения формата миротворческой операции.
Спустя несколько дней, 31 июля, президента Владимира Путина во время его встречи с участниками летнего лагеря на Селигере попросили «озвучить официальную позицию России по Приднестровью».
Путин сказал: «У нас после крушения Советского Союза осталось много проблемных точек, очень много, одна из них – это, безусловно, Приднестровье. И только сам приднестровский народ, народ, живущий в Приднестровье, может определить свою судьбу. А международное сообщество, в том числе Россия, будет к этому выбору относиться с уважением».
На следующий день в Москве состоялась встреча вице-премьер-министра, спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина с Евгением Шевчуком. После этой встречи Рогозин записал в своем твиттере: «Сказал Шевчуку, что пока в Кишиневе готовятся к объединению с Румынией, говорить о приднестровском урегулировании глупо».
Президент России не делает таких заявлений просто так, случайно. Это был сигнал, и не столько Кишиневу, сколько Берлину. А Рогозин добавил: в то время как Меркель едет в Молдову обсуждать приднестровское урегулирование, Россия считает, что говорить о таком урегулировании сейчас просто глупо.
Реализм и сила
Об изменениях во внешней политике России при Путине пишет российская и международная пресса.
Вот что говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
«Дмитрий Медведев, который публично открещивается от либерализма, склонен, как минимум в международных отношениях, разделять именно либеральные взгляды. Внутреннее развитие первично и определяет внешнюю политику (об этом Медведев подробно говорил в своем выступлении перед дипкорпусом в июле 2010 года), различные процессы и события надо воспринимать по отдельности и принимать решения по каждому, а не рассматривать все во взаимной увязке. Типичный либеральный подход.
Нынешний российский президент Владимир Путин смотрит на мир иначе. По взглядам он — приверженец структурного реализма. Внешняя среда определяет поведение государств, система едина, и все в ней взаимосвязано. Воздействие на одну часть влечет последствия в другой части...
Способность влиять на ситуацию в других частях мира нынешний президент рассматривает как инструмент для торга, обмена возможностей, которые есть там, на привилегии в сфере непосредственных интересов. Иными словами: только играя (пусть спорадически) по всему полю, только сохраняя глобальный охват, можно закрепить свое преимущественное право в своем секторе планеты».
На этой неделе хитом рунета стал фильм «Потерянный день» («Трусость Медведева»), в котором российские генералы критикуют экс-президента за нерешительность во время событий вокруг Южной Осетии в августе 2008 года. Подтекст фильма такой: Путин ― «настоящий сильный лидер», Медведев ― «нерешительный слабак».
На этой же неделе агентство Рейтер опубликовало очерк о министре иностранных дел России под заголовком «Российский Лавров совершенствует искусство говорить ''нет''». Смысл в том, что по стилю ведения дел с Западом Лавров быстро приближается к бывшему главе советского МИДа Андрею Громыко по прозвищу «Мистер ''Нет''».
Мы не знаем, о чем договаривались два года назад под Берлином Меркель и Медведев в отношении Приднестровья. Но сегодня очевидно, что Россия не станет принуждать Тирасполь договариваться с Кишиневом любой ценой только для того, чтобы сделать приятное госпоже федеральному канцлеру.
Любимая идея Путина — это Евразийский Союз. Этому геополитическому проекту он посвятит свое нынешнее шестилетнее президентство. Действующие и потенциальные участники этого Союза известны — это бывшие республики СССР, в том числе Молдова. Из этого и надо исходить, оценивая позицию России по Приднестровью.
А тут и ПРО подоспело
А тут еще появилась и американская система противоракетной обороны в Румынии. Та самая ПРО, которая действует на Москву, как красная тряпка на быка. Сторонники Траяна Бэсеску даже утверждают, что именно его планы по размещению в Румынии ПРО подвигли Россию на дестабилизацию внутриполитической ситуации в этой стране. Нас меньше интересуют причины внутрирумынских политических разборок. Больше нас затрагивает перспектива использования Россией Приднестровья в качестве, среди прочего, плацдарма для нейтрализации ПРО в Румынии. Но для того, чтобы разместить в Приднестровье свои противоракеты, России нужно сначала признать ПМР. Вряд ли это будет сделано ― если вообще когда-то будет сделано ― до зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Слишком велик риск испортить Олимпиаду крупным международным скандалом.
Россия подождет результатов парламентских и президентских выборов на Украине, потом проведет Олимпиаду, затем посмотрит, чем закончатся очередные выборы в парламент Молдовы в 2015 году. А там видно будет, признавать Приднестровье или не признавать, и что вообще делать, или чего не делать, дальше. До тех пор никакого приднестровского урегулирования точно не будет. К тому времени и в Германии может появиться другой федеральный канцлер.
В заявлениях Рогозина лейтмотивом звучит мысль о том, что если Молдова будет и дальше двигаться в Румынию, то ни о каком приднестровском урегулировании говорить не приходится. Политические эксперты Молдовы говорят, что ее власти не собираются объединяться с Румынией, а Россия использует страшилки про «унирю» в своих корыстных интересах. Но о том, что он против объединения с Румынией, пока официально не заявил ни один из лидеров правящей коалиции, при том что как минимум один из них является открытым унионистом. Ссылки на Декларацию о независимости выглядят лукавством. Ведь именно этот документ объявляют легальной основой для «унири» несколько десятков экс-депутатов, которые в 1991 году подписали Декларацию о независимости, а сегодня входят в Совет объединения с Румынией и настаивают на том, чтобы эта Декларация была включена в качестве преамбулы в новую Конституцию.
Почему нет учебника «История немцев»?
Экс-министр просвещения Михаил Шляхтицкий уволен, но дело его, в части преподавания в школах «Истории румын», живет. Никто этот предмет из школьных программ не исключил.
Может ли Ангела Меркель представить себе такую ситуацию: в Берлине на деньги германского правительства издаются учебники «История немцев», после чего официальные представители этого правительства отправляются в Вену, Берн, Люксембург, Амстердам, Брюссель, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Париж, Лондон и заставляют австрийцев, швейцарцев, люксембуржцев, голландцев, датчан, шведов, норвежцев, фламандцев, французов, англичан изучать в школах «Историю немцев» на том основании, что все эти народы произошли от древних германцев? Можно представить, какой скандал поднялся бы в Европе, если бы такое случилось. Германия никогда не позволит себе сделать что-либо подобное. А вот член ЕС Румыния позволяет.
Бухарест не только навязывает Молдове свои учебники истории. Он вообще отказывается признавать ее в качестве полноценного государства, не хочет подписывать с нею базовый межгосударственный договор и договор о государственной границе наподобие тех, что есть у Румынии со всеми ее остальными соседями. Бухарест продвигает концепцию двух румынских государств, которые в перспективе должны объединиться. Он не признает молдаван народом, у которого есть и свое название языка, хоть он и идентичен румынскому, как люксембургский немецкому.
У Германии, конечно, есть рычаги воздействия на Румынию — например, не пускать ее и дальше в шенгенскую зону или в зону евро. Но в вопросах идентичности молдаване должны, в конечном итоге, разобраться сами. И в этом плане позиция России вполне логична: «В прошлом мы имели дело с молдаванами, и готовы иметь с ними дело и в будущем, но если вы уже румыны, разговор будет совсем другим».
Actualitati.md отмечает, что Визит Ангелы Меркель в Молдову — это большой аванс руководству нашей страны. Федеральный канцлер во многом «подставляется». «История успеха» Молдовы в рамках европейской политики добрососедства оказалась блефом. Перспектив вступления в ЕС у Молдовы нет. В приднестровском урегулировании Германия рискует пойти против течения, одна против всех, кто в таком урегулировании не заинтересован. О позиции России мы уже говорили. Румынии Приднестровье точно не нужно, ей нужна Бессарабия. Об «искренности» самих кишиневских властей в этом вопросе свидетельствует хотя бы то, что они до сих пор не удосужились отменить воронинский закон по (не)урегулированию конфликта от 2005 года.
Будет жаль, если Меркель, как и Байден, приедет только для того, чтобы «пометить» эту территорию, без каких-либо реальных положительных последствий для народа Молдовы.
Дмитрий Чубашенко, директор «Панорамы»
Можно сказать, что 22 августа, когда Меркель будет находиться в молдавской столице, здесь незримо будет присутствовать и тень президента России Владимира Путина.
Как раз в эти августовские дни 68 лет назад на этой территории разворачивалась Ясско-Кишиневская операция. И тоже в эти дни, но уже 73 года назад, был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, известный также под названием Пакта Молотова―Риббентропа. Первое событие символизировало пик враждебности СССР (России) и Германии. Второе было одной из вершин их союзничества. Но и первое, и второе событие катком прошлись по территории, которая с 1991 года стала известна как независимая Республика Молдова.
«И вот теперь немцы с русскими опять что-то замышляют против нас», ― говорят румыны, у которых в генах сидит как русо-, так и германофобия. Но в отличие от румынских политиков, которые не признают Молдову и молдаван, Берлин и Москва их признают. И в отличие от Румынии, которая в Бессарабии помогает только самой себе, потому что считает эту территорию своей, Германия и Россия готовы помочь именно Молдове, молдаванам. Но для этого те должны для начала сами определиться, чего они вообще хотят по жизни.
Круче, чем Байден
Ангела Меркель — самый «крутой» из западных лидеров, которые когда-либо посещали Кишинев. Она круче даже вице-президента США Джо Байдена, визит которого запомнился миссионерским спичем ни о чем в манере баптистского проповедника и заваренными канализационными люками. Байден заехал в Кишинев на несколько часов в ходе большого регионального турне. Меркель прилетает в Молдову эксклюзивно, что подчеркивает значение визита и ее уважение к молдаванам.
Германские дипломаты уже обозначили три основные темы визита Меркель в Кишинев: динамичное внедрение начатых реформ, дальнейшее сближение Молдовы с Европейским Союзом и решение приднестровского конфликта.
В отношении Германии к Молдове нет чего-то необычно нового. Еще федеральный канцлер Гельмут Коль предлагал тогдашнему руководству Молдовы полную поддержку во всех вопросах. От этого самого руководства требовалось лишь сказать, чего оно хочет. И не вина Коля в том, что он так и не понял, чего же хочет Кишинев.
С первыми двумя пунктами все более или менее понятно. Реформы динамизировать, конечно, надо. И сближаться с ЕС тоже нужно. Примечательно, что германские дипломаты употребляют термин «сближение с ЕС», а не «европейская интеграция». Это не одно и то же. «Интеграция» означает «объединение частей в целое». «Европейская интеграция» в современных условиях означает «объединение государств континента в рамках ЕС». У Молдовы нет перспективы членства в ЕС, и германские дипломаты дают это понять даже через терминологию. А «сближение» ― пожалуйста. Чего ж не сближаться.
С третьим пунктом повестки дня визита Меркель в Кишинев — решением приднестровского вопроса ― пока не понятно ничего.
Румынские комментаторы пугают тем, что Москва и Берлин договорились о федерализации Молдовы во время встречи президента России Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель в ее загородной резиденции, замке Мезеберг, 16 июня 2010 года. Но эти комментаторы отстали от жизни. Дмитрий Медведев — уже не президент России. В России новый старый президент Владимир Путин, и стиль внешней политики Москвы, в том числе ее позиция по Приднестровью, меняются на глазах.
«Говорить о приднестровском урегулировании глупо»
Визит Меркель в Кишинев был предварен целым пакетом российских заявлений в отношении Приднестровья, сделанных на самом высоком уровне.
В конце июля в Тирасполе под эгидой государственного Российского института стратегических исследований прошла международная конференция, посвященная 20-летию миротворческой операции в Приднестровье.
Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, выступая на конференции, сказал: «Мы видим будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно признанными гарантиями в составе молдавского государства, нейтрального молдавского государства». Карасин подтвердил, что Россия против изменения формата миротворческой операции.
Спустя несколько дней, 31 июля, президента Владимира Путина во время его встречи с участниками летнего лагеря на Селигере попросили «озвучить официальную позицию России по Приднестровью».
Путин сказал: «У нас после крушения Советского Союза осталось много проблемных точек, очень много, одна из них – это, безусловно, Приднестровье. И только сам приднестровский народ, народ, живущий в Приднестровье, может определить свою судьбу. А международное сообщество, в том числе Россия, будет к этому выбору относиться с уважением».
На следующий день в Москве состоялась встреча вице-премьер-министра, спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина с Евгением Шевчуком. После этой встречи Рогозин записал в своем твиттере: «Сказал Шевчуку, что пока в Кишиневе готовятся к объединению с Румынией, говорить о приднестровском урегулировании глупо».
Президент России не делает таких заявлений просто так, случайно. Это был сигнал, и не столько Кишиневу, сколько Берлину. А Рогозин добавил: в то время как Меркель едет в Молдову обсуждать приднестровское урегулирование, Россия считает, что говорить о таком урегулировании сейчас просто глупо.
Реализм и сила
Об изменениях во внешней политике России при Путине пишет российская и международная пресса.
Вот что говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
«Дмитрий Медведев, который публично открещивается от либерализма, склонен, как минимум в международных отношениях, разделять именно либеральные взгляды. Внутреннее развитие первично и определяет внешнюю политику (об этом Медведев подробно говорил в своем выступлении перед дипкорпусом в июле 2010 года), различные процессы и события надо воспринимать по отдельности и принимать решения по каждому, а не рассматривать все во взаимной увязке. Типичный либеральный подход.
Нынешний российский президент Владимир Путин смотрит на мир иначе. По взглядам он — приверженец структурного реализма. Внешняя среда определяет поведение государств, система едина, и все в ней взаимосвязано. Воздействие на одну часть влечет последствия в другой части...
Способность влиять на ситуацию в других частях мира нынешний президент рассматривает как инструмент для торга, обмена возможностей, которые есть там, на привилегии в сфере непосредственных интересов. Иными словами: только играя (пусть спорадически) по всему полю, только сохраняя глобальный охват, можно закрепить свое преимущественное право в своем секторе планеты».
На этой неделе хитом рунета стал фильм «Потерянный день» («Трусость Медведева»), в котором российские генералы критикуют экс-президента за нерешительность во время событий вокруг Южной Осетии в августе 2008 года. Подтекст фильма такой: Путин ― «настоящий сильный лидер», Медведев ― «нерешительный слабак».
На этой же неделе агентство Рейтер опубликовало очерк о министре иностранных дел России под заголовком «Российский Лавров совершенствует искусство говорить ''нет''». Смысл в том, что по стилю ведения дел с Западом Лавров быстро приближается к бывшему главе советского МИДа Андрею Громыко по прозвищу «Мистер ''Нет''».
Мы не знаем, о чем договаривались два года назад под Берлином Меркель и Медведев в отношении Приднестровья. Но сегодня очевидно, что Россия не станет принуждать Тирасполь договариваться с Кишиневом любой ценой только для того, чтобы сделать приятное госпоже федеральному канцлеру.
Любимая идея Путина — это Евразийский Союз. Этому геополитическому проекту он посвятит свое нынешнее шестилетнее президентство. Действующие и потенциальные участники этого Союза известны — это бывшие республики СССР, в том числе Молдова. Из этого и надо исходить, оценивая позицию России по Приднестровью.
А тут и ПРО подоспело
А тут еще появилась и американская система противоракетной обороны в Румынии. Та самая ПРО, которая действует на Москву, как красная тряпка на быка. Сторонники Траяна Бэсеску даже утверждают, что именно его планы по размещению в Румынии ПРО подвигли Россию на дестабилизацию внутриполитической ситуации в этой стране. Нас меньше интересуют причины внутрирумынских политических разборок. Больше нас затрагивает перспектива использования Россией Приднестровья в качестве, среди прочего, плацдарма для нейтрализации ПРО в Румынии. Но для того, чтобы разместить в Приднестровье свои противоракеты, России нужно сначала признать ПМР. Вряд ли это будет сделано ― если вообще когда-то будет сделано ― до зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Слишком велик риск испортить Олимпиаду крупным международным скандалом.
Россия подождет результатов парламентских и президентских выборов на Украине, потом проведет Олимпиаду, затем посмотрит, чем закончатся очередные выборы в парламент Молдовы в 2015 году. А там видно будет, признавать Приднестровье или не признавать, и что вообще делать, или чего не делать, дальше. До тех пор никакого приднестровского урегулирования точно не будет. К тому времени и в Германии может появиться другой федеральный канцлер.
В заявлениях Рогозина лейтмотивом звучит мысль о том, что если Молдова будет и дальше двигаться в Румынию, то ни о каком приднестровском урегулировании говорить не приходится. Политические эксперты Молдовы говорят, что ее власти не собираются объединяться с Румынией, а Россия использует страшилки про «унирю» в своих корыстных интересах. Но о том, что он против объединения с Румынией, пока официально не заявил ни один из лидеров правящей коалиции, при том что как минимум один из них является открытым унионистом. Ссылки на Декларацию о независимости выглядят лукавством. Ведь именно этот документ объявляют легальной основой для «унири» несколько десятков экс-депутатов, которые в 1991 году подписали Декларацию о независимости, а сегодня входят в Совет объединения с Румынией и настаивают на том, чтобы эта Декларация была включена в качестве преамбулы в новую Конституцию.
Почему нет учебника «История немцев»?
Экс-министр просвещения Михаил Шляхтицкий уволен, но дело его, в части преподавания в школах «Истории румын», живет. Никто этот предмет из школьных программ не исключил.
Может ли Ангела Меркель представить себе такую ситуацию: в Берлине на деньги германского правительства издаются учебники «История немцев», после чего официальные представители этого правительства отправляются в Вену, Берн, Люксембург, Амстердам, Брюссель, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Париж, Лондон и заставляют австрийцев, швейцарцев, люксембуржцев, голландцев, датчан, шведов, норвежцев, фламандцев, французов, англичан изучать в школах «Историю немцев» на том основании, что все эти народы произошли от древних германцев? Можно представить, какой скандал поднялся бы в Европе, если бы такое случилось. Германия никогда не позволит себе сделать что-либо подобное. А вот член ЕС Румыния позволяет.
Бухарест не только навязывает Молдове свои учебники истории. Он вообще отказывается признавать ее в качестве полноценного государства, не хочет подписывать с нею базовый межгосударственный договор и договор о государственной границе наподобие тех, что есть у Румынии со всеми ее остальными соседями. Бухарест продвигает концепцию двух румынских государств, которые в перспективе должны объединиться. Он не признает молдаван народом, у которого есть и свое название языка, хоть он и идентичен румынскому, как люксембургский немецкому.
У Германии, конечно, есть рычаги воздействия на Румынию — например, не пускать ее и дальше в шенгенскую зону или в зону евро. Но в вопросах идентичности молдаване должны, в конечном итоге, разобраться сами. И в этом плане позиция России вполне логична: «В прошлом мы имели дело с молдаванами, и готовы иметь с ними дело и в будущем, но если вы уже румыны, разговор будет совсем другим».
Actualitati.md отмечает, что Визит Ангелы Меркель в Молдову — это большой аванс руководству нашей страны. Федеральный канцлер во многом «подставляется». «История успеха» Молдовы в рамках европейской политики добрососедства оказалась блефом. Перспектив вступления в ЕС у Молдовы нет. В приднестровском урегулировании Германия рискует пойти против течения, одна против всех, кто в таком урегулировании не заинтересован. О позиции России мы уже говорили. Румынии Приднестровье точно не нужно, ей нужна Бессарабия. Об «искренности» самих кишиневских властей в этом вопросе свидетельствует хотя бы то, что они до сих пор не удосужились отменить воронинский закон по (не)урегулированию конфликта от 2005 года.
Будет жаль, если Меркель, как и Байден, приедет только для того, чтобы «пометить» эту территорию, без каких-либо реальных положительных последствий для народа Молдовы.
Дмитрий Чубашенко, директор «Панорамы»