Среди граждан Молдовы до сих пор встречаются расисты
В Молдове человек с цветом кожи, отличающимся от большинства населения, чаще подвергается дискриминации.
Хотя представители многих национальных меньшинств говорят, что подвергаются дискриминации из-за национальности или расы, кишиневские власти утверждают, что подобные ситуации крайне редки. Такого рода случаи почти не доходят до судебных инстанций, а если дела и возбуждаются, то чаще всего они прекращаются за отсутствием доказательств.
Без свидетелей и адвоката
Елена, женщина цыганской национальности из одного из сел севера республики, ломает довольно распространенные в обществе стереотипы в отношении своих соплеменников. Она окончила юридический факультет Бельцкого государственного университета им. А.Руссо и работает в одной из государственных структур. Сколько себя помнит, всегда стеснялась своего этнического происхождения, тем более что у нее очень светлый цвет кожи. Она не знала, что такое «клеймо» или дискриминация, пока не попала со своим ребенком в больницу.
Однажды вошла с мужем в столовую больницы, чтобы купить плацинды. Продавщица, супруга заместителя директора больницы, громко и решительно заявила им, что она не обслуживает ромов.
– Нам сказали, мол, мы паразиты, и ничего, кроме как обманывать людей, не умеем делать, – рассказывает Елена.
Пришедший по зову жены заместитель директора больницы потребовал, чтобы они немедленно покинули помещение.
Елена говорит, что хотя в столовой были и другие люди, никто из них не попытался вмешаться. Более того, никто из очевидцев скандала не согласился прийти в качестве свидетеля на судебный процесс, возбужденный по заявлению семьи Елены.
Но это еще не все, последовавшее было куда драматичнее. Ни один адвокат, осуществляющий свою деятельность в районе, не согласился представлять ее интересы в суде.
– Я обратилась к пяти адвокатам, рассказала им о случившемся, но все отказали мне в своих услугах, хотя я была готова заплатить любой затребованный ими гонорар, – вспоминает женщина.
В Национальном центре ромов (НЦР) ежемесячно регистрируются не менее четырех случаев дискриминации по критерию национальности. В то же время большинство подобных историй не доходят до судебных инстанций, поскольку люди не знают своих прав или не уверены, что полиция и правоохранительные органы встанут на их защиту.
– Случаи дискриминации по критерию национальности не имеют широкого резонанса, а лица, подвергшиеся дискриминации, не могут рассчитывать на возмещение ущерба, даже если дело доходит до судебного процесса. Чтобы нанять адвоката, надо заплатить около 4-5 тыс. леев. И потом, из-за укоренившихся в обществе стереотипов не любой адвокат соглашается участвовать в процессах, в которых им пришлось бы защищать интересы ромов, – говорит председатель НЦР Николае Рэдицэ.
«Тебя еще никто не бил, обезьяна?»
Не только ромы, но и «цветные» люди часто сталкиваются с унизительными ситуациями. Примером тому Давид Г., уроженец одной из африканских стран. Он окончил факультет в Кишиневе, женился на молдаванке и основал собственное предприятие. Давид говорит, что из-за более темного цвета кожи и явного акцента на румынском языке ему вдвойне сложнее утвердиться в мире бизнеса.
Впервые он подвергся нападению в одной из аптек столичного сектора Чеканы. Тогда он был вместе с сыном, которому уже 14 лет. Четыре человека подошли к Давиду и стали спрашивать, откуда он родом и что ищет в Республике Молдова.
– «Ты не знаешь, что Молдова для молдаван?» – заявил мне с укоризной один из них. Другой схватил меня за лицо, а третий взял за волосы и стал с издевкой тянуть их. Когда я вышел из аптеки, те четверо набросились на меня и на полицейских, которых я вызвал. Ребенок испугался и начал плакать, а прохожие глядели на все это, как на спектакль. И никто не пришел нам на помощь, – рассказывает Давид. Но самым большим сюрпризом для него было то, что полицейские заставили его сесть в их автомобиль, а агрессоры остались на свободе.
Мужчина утверждает, что в судебной инстанции полицейские изменили содержание изначального заявления, которое было в его пользу. Давид считает, что те четверо дали взятку полицейским.
– Даже в ходе судебного процесса один из напавших попытался избить меня. В конечном счете суд из-за отсутствия достаточных доказательств не усмотрел в данном случае дискриминацию, – говорит Давид.
Во второй раз Давида атаковала женщина 40-45 лет:
― «Тебя еще никто не бил, обезьяна?» – крикнула она мне и ударила сумкой по голове. Я сел в маршрутное такси и уехал. На сей раз не стал обращаться ни в полицию, ни в суд, потому что устал бороться с ветряными мельницами.
По мнению Давида, некоторые полицейские часто проявляют намного более дискриминирующее отношение к «цветным» людям, чем простые граждане. «Каждый раз, когда гуляю в парке с супругой и детьми, у меня проверяют документы, удостоверяющие личность», –говорит мужчина.
МВД не усматривает дискриминацию
Пресс-секретарь Министерства внутренних дел Еуджениу Оникэ заявляет, что «в полиции не классифицируют людей по национальности или расе».
– Проверять документы граждан – долг полицейских в целях предупреждения определенных преступлений или нарушений. К примеру, футболист родом из Нигерии, играющий за один из бельцких клубов, дважды приезжал в Республику Молдова, и каждый раз с разными документами, удостоверяющими личность. Один документ был фальшивым, – рассказывает представитель МВД.
Оникэ уточнил, что любая жалоба, поданная в полицию, влечет последствия с момента ее регистрации в письменной форме. В то же время он не исключает, что некоторые «цветные» граждане не подают письменные заявления, а предпочитают на словах общаться с полицейскими, специально, чтобы впоследствии предъявлять им необоснованные обвинения.
– Если полицейский не отреагировал на какой-либо инцидент или проявляет дискриминирующее отношение, граждане могут подать жалобу в управление расследований и внутренней безопасности МВД, – добавил Оникэ.
Председатель Общества защиты детей африканского происхождения (ОЗДАП) в Республике Молдова Кейта Абдрамане утверждает, что случаи дискриминации по расовому признаку ― не редкость в Молдове, хотя признает, что местное население в целом толерантнее к «цветным» людям по сравнению с другими государствами региона.
– Вместе с тем еще не изжиты стереотипы в отношении определенных национальностей, а это может привести к насилию, – предупреждает руководитель ОЗДАП.
Врачи-расисты
Кейта Абдрамане рассказывает, что в последнее время несколько матерей «цветных» детей, пожелавших сохранить анонимность, подверглись оскорблениям даже со стороны лечащего семейного врача.
– Зачем тебе, женщина, потребовалось рожать ребенка от негра? Что, не могла выйти замуж за белокожего? – такие вопросы часто задают молдавские эскулапы.
В ответ на обращение Центра журналистских расследований главный консультант отдела медицинской помощи матери и ребенку Министерства здравоохранения не исключила возможность такого отношения некоторых работников системы здравоохранения к лицам определенных национальностей.
– Мы не закрываем двери медицинских учреждений перед «цветными» людьми или лицами цыганской национальности. Все пациенты имеют право на медицинскую помощь, независимо от расы, национальности или религии. Другое дело, что некоторые люди не знают своих прав или недостаточно информированы об услугах, которыми могут пользоваться в системе здравоохранения, – добавила чиновник Минздрава.
Украина и Россия соревнуются в дискриминации
Все же эксперты признают, что Молдова – более толерантная страна по сравнению с другими государствами бывшего СССР. По утверждению представителя Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Республике Молдова Петера Кесслера, в Украине и России ситуация с дискриминацией по национальным или расовым признакам намного хуже, чем у нас.
– Чаще всего дискриминация проявляется вербальными демаршами в адрес «цветных» людей, без случаев насилия, – утверждает Петер Кесслер.
Опрос, проведенный представительством Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Республике Молдова в 2010 и 2011 годах, не выявил высокого уровня дискриминации беженцев и лиц, находящихся под гуманитарной защитой. Многие респонденты, в том числе постоянно проживающие в районах левобережья Днестра, отметили, что не чувствуют открытой дискриминации со стороны коренного населения, а отношение властей к ним значительно улучшилось за последние 15 лет.
– Несколько участников опроса, выходцев из африканских стран, сказали, что ощутили определенную расовую дискриминацию. Один человек рассказал, что каждый вечер, когда он возвращался домой, группа молодых людей обзывала его «обезьяной» и «негром» и даже бросала в него камни. Другие заявили, что подвергаются «более деликатной дискриминации», – говорит Петер Кесслер.
Он считает, что молдавские власти должны и дальше оперативно реагировать на индивидуальные случаи ксенофобии и/или дискриминации по отношению к беженцам посредством поиска легальных методов борьбы с этим явлением.