942

TIMPUL: Кто против осуждения преступлений тоталитарного коммунистического режима?

 
Закон об осуждении преступлений коммунизма, за который проголосовали 12 июля депутаты от Альянса, спровоцировал, как и ожидалось, разнообразные по содержанию и темпераменту реакции. Спустя неделю можно уже с уверенностью констатировать, что больше всего этот закон возмутил, чего и следовало ожидать, коммунистов и их фанатов. Некоторые реакции вообще не нормальны, они так и пышут классовой ненавистью и ксенофобией, - это традиционный арсенал коммунистической пропаганды. Примером здесь может служить заявление социалиста Игоря Додона после голосования парламентариев, согласно которому «сегодня важнее вместе бороться против фашизма и унионизма в молдавской политике, чем воевать с партийными символами и партиями». (Фашизм и унионизм на одной чаше весов – понятно, что это не совпадение). К этому заявлению можно добавить недавний призыв Формузала, его идейного товарища (противника Румынии) из Комрата, посадить унионистов Михая Гимпу и Виталию Павличенко в тюрьму лет на двадцать.
Если Додон и Формузал, как политики, осмеливаются открыто озвучивать свои идеи, то другие, из категории более «рафинированных» интеллектуалов, воспитанных в школе иностранных неправительственных организаций, ищут (и находят!) другие формы выражения, более «достойные», для того, чтобы выразить свою ненависть к интеллектуалам антикоммунистам. В эту категорию входят некоторые так называемые лидеры общественного мнения, - вечно недовольные, агрессивные, нервные, и в последнее время еще и подлые. Речь идет об оппортунистах, которые до недавнего времени успешно притворялись центристами и даже антикоммунистами, но после 12 июля сбросили маски и активно включились в хор осуждающих тех… кто проголосовал за закон. Так, внезапно, коммунисты оказались обладателями целого хора голосов, осуждающих «камень Гимпу» и «закон Гимпу» и требуют проголосовать за закон о… люстрации! Вот уже воистину, неисповедимы пути Господни, коммунисты даже не мечтали о поддержке от этой части «гражданского» общества…
В связи с этим позволю себе небольшое лирическое отступление. В последнее время все чаще цитируется фраза, весьма популярная в Кишиневе, которая на самом деле не что иное, как глупость, автор которой Петр Лучинский – если будет принят закон о люстрации, то Республика Молдова останется без интеллектуалов. Это провокация в стиле Лучинского, выдуманная им из ненависти к прорумынским интеллектуалам. Кстати, эта ненависть, по всей видимости, передалась и его сыну, который воздержался от голосования за осуждение преступлений коммунизма.
Лично я не уверен, да и не верю, что все обстоит именно так. Интеллектуалы Молдовы до исчезновения СССР формировались и работали в специфических (суровых) условиях. Не исключаю, что были такие, кто сотрудничал тем или иным образом с КГБ – если это имеется в виду, когда говорят о законе люстрации, - но я не верю, что речь идет о массовом феномене. Массовым было другое явление – насилие КГБ над молдавской интеллигенцией, что не менее важно. Таким образом, голосование за закон о люстрации совершенно необходимо не только для того, чтобы найти всех тех, кто «сотрудничал с органами», но и для того, чтобы раскрыть дьявольские механизмы, использовавшиеся бывшим коммунистическим режимом для того, чтобы преследовать, манипулировать и контролировать интеллектуалов.
Закон о люстрации нужен не для того, чтобы у одних появилась палка для битья других, а для того, чтобы понять что на самом деле произошло с молдаванами в советский период, кто кого репрессировал и как нам быть дальше, как поступать, чтобы подобные режимы не пришли снова к власти. Те, кто, якобы, требует принятия закона о люстрации, на самом деле, до смерти боятся его и используют эту тему также как используется уже закон об осуждении преступлений коммунизма. Не для того, чтобы очиститься и избавиться от коммунизма, а для того, чтобы ударить по оппонентам коммунизма. Если мы поймем этот феномен, если не объясним его и не дадим достойный ответ тем, кто против, то мы рискуем вовлечь Республику Молдова в новый виток инволюции, из которого она уже не сможет выбраться…

Константин ТЭНАСЕ

Перевела с румынского Вера БАЛАХНОВА
0