Кишинев и Тирасполь положат конец «телефонной войне»
Кишинев и Тирасполь договорились восстанавливать прямую телефонную связь, прерванную еще осенью 2003 года. Кишинев и Тирасполь договорились восстанавливать прямую телефонную связь, прерванную еще осенью 2003 года. Начать решено с мобильной телефонии, пишет сегодня газета «Коммерсант – МД».
Приднестровская сторона выразила готовность прекратить практику подавления сигналов молдавских операторов на своей территории, взятую на вооружение Тирасполем в разгар «телефонной войны» с Кишиневом. Покончить с этим распорядился президент непризнанного Приднестровья Евгений Шевчук.
Он поручил Государственной службе связи, информации и СМИ разработать механизмы устранения помех, которые возникают в результате наложения различных частот и приводят к ухудшению качества связи на территории республики. «Операторы связи не должны мешать друг другу», – заключил Шевчук.
Одновременно власти Приднестровья взялись за демонополизацию местного рынка мобильной связи, который до сих пор полностью контролировала компания «Интерднестрком» (услуги мобильной связи стандарта CDMA), которая принадлежит холдингу «Шериф».
«Приднестровцы должны иметь право выбора оператора сотовой связи, – отметил Евгений Шевчук. – Поэтому важно создать площадку для конкуренции предприятий в этой сфере». Тираспольский лидер также сообщил о решении заключить соглашения с компанией, которая будет предоставлять приднестровцам услуги мобильной связи в стандарте GSM.
Как выяснил «Ъ – MD», в борьбу за право стать первым GSM-оператором в регионе уже включились сразу три компании: «Мобилайт», «Мобигрупп» и «Плэй». По словам источника «Ъ – MD» в приднестровской администрации, все они резиденты Приднестровья. Однако как минимум за двумя из них могут стоять крупные не региональные игроки.
Так, компания «Мобилайт», собирающаяся разместить свой колл-центр непосредственно в Тирасполе, может иметь косвенное отношение к украинскому оператору «Киевстар». Во всяком случае, в начале июля специалисты «Киевстара» побывали в Тирасполе, где вместе с руководством «Мобилайта» участвовали в переговорах с местными властями по поводу получения лицензии.
Примечательно, что на этих переговорах присутствовал и представитель посольства Украины в Молдове. По данным «Ъ – MD», ход переговоров держит на контроле глава украинской дипмиссии в Кишиневе Сергей Пирожков.
Еще одной компанией, которая пытается выйти на приднестровский рынок мобильной связи и за которой может стоять иностранный капитал, является ООО «Плэй». И это пока единственный игрок, который уже подал документы в Государственную службу связи, информации и СМИ Приднестровья.
«От компании «Плэй» поступило предложение в наш адрес. Но там возникли некоторые вопросы по документам. Если представители остальных компаний представят нам свои заявки, мы проведем конкурс. Если нет, частоту получит «Плэй»», – сказал «Ъ – MD» информированный приднестровский чиновник.
Он добавил, что «Плэй» входит в мультинациональную компанию TeliaSonera, частью которой также является молдавский сотовый оператор Moldcell. Другой источник «Ъ – MD», знакомый с ситуацией на приднестровском рынке мобильной связи, рассказал, что для развертывания работы в регионе компания «Плэй» намерена с помощью своих партнеров из TeliaSonera привлечь прямые шведские инвестиции.
В случае получения лицензии оператор, вероятно, будет работать на частотах Moldcell, что станет возможным после того, как Тирасполь перестанет создавать на них помехи. Собеседник «Ъ – MD» уверяет, что решение о предоставлении лицензии компании «Плэй» принято: «На данный момент ситуация такова, что руководство Приднестровья отдает предпочтение работе с молдавскими компаниями и, в частности, обеспечивает режим наибольшего благоприятствования именно «Плэю»».
В связи с этим, по его словам, большое значение с точки зрения безопасности Приднестровья приобретает вопрос о расположении коммутационного центра «дочки» Moldcell: «Речь ведь, по сути, идет о том, кому будут подконтрольны все местные разговоры».
Впрочем, в Moldcell сказали, что о компании «Плэй» слышат впервые. «Компания «Плэй» не является ни нашей дочерней компанией, ни частью шведско-финской телекоммуникационной группы TeliaSonera», – заверили «Ъ – MD» в пресс-службе компании. Там отметили, что на данном этапе есть несколько компаний, которые хотят выступить представителями Moldcell в регионе, но не уточнили, что это за компании.
«Moldcell всегда проявлял заинтересованность в предоставлении услуг мобильной связи и Интернета в приднестровском регионе. Мы обладаем мировым опытом в продвижении новых технологий и готовы предоставлять разнообразный спектр услуг и обслуживать клиентов в соответствии с современными стандартами», – подчеркнули в Moldcell, подтвердив свои планы по выходу на приднестровский рынок.
Третий претендент на предоставление услуг стандарта GSM – компания «Мобигрупп». Ее единственным учредителем значится глава холдинга «Шериф» Виктор Гушан, который также является совладельцем «Интерднестркома». Учитывая напряженность в отношениях «Шерифа» и Шевчука, шансы «Мобигрупп» получить лицензию вряд ли следует расценивать как высокие. Тем более что свободных частот в Приднестровье хватит максимум для двух операторов.
По данным «Ъ – MD», ситуация на приднестровском рынке мобильной связи обсуждалась в ходе состоявшейся в минувшие выходные совместной поездки премьер-министра Молдовы Влада Филата и Евгения Шевчука на святую гору Афон в Греции. Встречу по просьбе Филата организовал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.
Едва вернувшись из Греции, глава Приднестровья провел рабочее совещание по вопросам развития связи с участием руководства Государственной службы связи, информации и СМИ и представителей компании «Интерднестрком», где было обнародовано решение открыть приднестровский рынок.
Между тем, пока не ясно, как Кишинев и Тирасполь урегулируют вопрос с 1 млн долларов, который «Интерднестрком» уплатил в бюджет Республики Молдова 8 лет назад. В июле 2004 года приднестровский оператор осуществил попытку регистрации в Кишиневе, уплатив за лицензию на деятельность в стандарте CDMA 1 млн долларов.
Лицензию компания так и не получила, и деньги ей также никто возвращать не стал. Источники «Ъ – MD» не исключают, что нынешние молдавские власти в качестве жеста доброй воли попытаются решить этот спорный вопрос, доставшийся им в наследство от коммунистического правительства.