Шаги к благополучию Молдовы
Одна из «болевых точек» Молдовы - сельское хозяйство. «Комсомолка» разбирала стратегию «Молдова-2020»: что власти объявили приоритетом, какие поставили цели, как планируют их добиваться и какой будет наша страна, если стратегию развития удастся воплотить в жизнь.
В прошлый четверг парламент Молдовы принял в окончательном чтении национальную стратегию «Молдова-2020». Документ содержит семь приоритетов развития. Это «болевые точки» нашей страны - проблемы, от решения которых напрямую зависит будущее республики. Кратко о каждой из выделенных властями сфер, а также об общей цели стратегии читайте в нашем материале.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ
1) Нынешняя ситуация:
- Экономический рост в стране тесно взаимосвязан с потоком денежных переводов и с потреблением, обусловленным этими переводами. Проще говоря, вся Молдова нынче зависит от наших гастарбайтеров, заботливо высылающих денежки на родину. А их переводы тут активно используются родственниками, благодаря чему растет потребительский спрос. Этот спрос не может удовлетворить отечественное производство. А это, в свою очередь, увеличивает импорт. Для государственного бюджета это хорошо, а вот для торгового баланса — не очень. Да и в целом, это делает нашу экономику уязвимой, зависимой. Кроме того, власти понимают: в определенный момент денежный поток может просто иссякнуть...
- Более чем тревожной можно назвать ситуацию с миграцией наших граждан. Как говорят авторы стратегии, ожидается, что все же молдавские семьи будут в скором будущем воссоединяться. Однако они понимают, что если в Молдове не будут созданы нормальные условия для жизни и труда, это произойдет не здесь, а за границей. Помимо того, что эта ситуация сама по себе печальна (люди родину покидают!), она еще и способна подорвать экономику страны — деньги слать уже не будут.
Национальной экономике нужны структурные изменения.
Модель экономического роста надо менять: нынешнюю (инерциальную, основанную на потреблении, подпитываемом переводами из-за границы) необходимо заменить на более динамичную. Последняя подразумевает привлечение инвестиций, развитие отраслей промышленности для экспорта товаров и услуг.
3) Решение:
Выделены 7 основных приоритетов развития. В совокупности решение проблем в указанных сферах должно привести к исполнению основной цели стратегии. А это обеспечение устойчивого экономического развития и, как следствие, снижение уровня бедности.
4) Конкретно:
Реализация стратегии должна привести к следующим основным результатам:
- Дополнительное увеличение ВВП от 1,1% до 2,1% в год (ежегодный прогноз роста - 4,7%), в результате чего суммарный эффект от внедрения приоритетов может обеспечить 12% прирост ВВП.
- Базовый сценарий предусматривает, что ежегодные доходы на душу населения к 2020 году возрастут на 67%, альтернативный - на 79%.
- Власти планируют, что уровень бедности к 2020 году сократится с 21,9% (2010 год) до 12,7%.
Образование: необходимое для карьеры
1) Цель:
Приведение системы образования в соответствие с требованиями рынка труда в целях повышения производительности рабочей силы и увеличения уровня занятости в экономике.
2) Нынешние проблемы:
- В последние 20 лет удвоилось число обучающихся в вузах в ущерб среднему специальному и среднему профессиональному образованию.
- Около 30% выпускников не работают по специальностям.
- По словам работодателей, молодые работники не обладают теми знаниями и навыками, которые необходимы для рынка труда, так как учебные планы не обеспечивают актуальность знаний.
- 85% компаний отмечают, что сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированной рабочей силы.
- В отсутствие необходимого человеческого капитала задача привлечения инвестиций будет становиться все более сложной, а ряды мигрантов и в дальнейшем будут пополняться выпускниками, которые ищут более оплачиваемую работу.
- Партнерство между системой образования и представителями рынка труда (чтобы предложение образовательной системы соответствовало спросу на рабочую силу). Это приведет к снижению уровня безработицы и уменьшит число мигрантов.
- Обеспечение качества обучения. Направление учебных программ на увеличение доли практических занятий.
- Устранение коррупции в системе образования.
- Повышение качества образования поможет улучшить инвестиционный климат, так как за счет квалифицированной рабочей силы повысятся производительность труда и конкурентоспособность. Также повысится качество товаров и услуг в национальной экономике.
- Уровень безработицы должен сократиться к 2020 году до 5% (вместо 7,4% в 2010).
- Отток молодежи к 2020 году уменьшится до 10% (вместо 17,7% в 2010).
- Доля работодателей, удовлетворенных качеством рабочей силы, повысится к 2020 году до 60% (вместо 11% в 2011 году).
Бизнес: с четкими правилами игры
1) Цель:
Улучшение делового климата путем оптимизации нормативно-правовой базы и применения информационных технологий в сфере государственных услуг, предназначенных для деловых кругов и граждан.
2) Нынешние проблемы:
- В отчете «Ведение бизнеса-2012» (составитель - Всемирный банк) Молдова занимает 81-е место из 183 стран. Это намного хуже, чем в большинстве стран региона и СНГ. Такая же ситуация в «Индексе глобальной конкурентоспособности 2011-2012» - 93-е место из 142. В «Индексе экономической свободы 2011» у нас лишь 120-е место из 170 стран.
- Чрезмерное административное бремя создает препятствия в процессе открытия, ведения и ликвидации дела.
- Неоднозначные и противоречивые регулирующие положения.
- К 2020 году планируется сделать риски и затраты, связанные с каждой стадией жизненного цикла бизнеса, меньше, чем в других странах региона. Это поможет привлечь инвестиции, увеличить объемы экспорта, увеличить количество надежных предприятий, заинтересованных во внедрении инноваций и способных создавать привлекательные рабочие места.
- Оптимизация необходимых процедур временного периода для открытия, ведения и ликвидации дела посредством применения инновационных подходов в регулировании бизнеса.
- Прямые последствия в результате улучшения нормативной базы будут заключаться в реинвестировании фондов сбережения, образовавшихся от сокращения расходов на бизнес, и в создании рабочих мест. Косвенными последствиями этого приоритета являются, в частности, рост доверия инвесторов к предпринимательской среде Молдовы.
- Сокращение времени на открытие дела до 24 часов (к 2015 году) и до 1 часа (к 2020).
- Сокращение расходов на открытие дела на 50% (к 2015 году) и на 80% - к 2020 году.
- Сокращение количества платежей при уплате налогов, пошлин и взносов до 35 (к 2015 году) и до 25 (к 2020).
- Сокращение времени, связанного с уплатой налогов, до 215 часов (к 2015 году) и до 190 часов (к 2020).
Дороги: хорошие и повсеместно
1) Цель:
Рост государственных инвестиций в дорожную инфраструктуру национального и местного значения в целях сокращения транспортных расходов и увеличения скорости доступа.
2) Нынешние проблемы:
- По данным за 2006 год, лишь 7% национальных дорог находятся в хорошем состоянии. Среди дорог местного значения 96% находятся в плохом и очень плохом состоянии.
- По показателю качество инфраструктуры во всемирном рейтинге за 2010-2011 годы Молдова находится на 94-м месте из 139 стран.
- Плохое состояние дорог зачастую исключает Молдову из цепи транзита грузов и пассажиров. В целом, это один из основных сдерживающих факторов, препятствующих экономическому развитию.
- Из-за плохого состояния дорог страдает и безопасность дорожного движения (число случаев смерти на миллион авто — 1120, это в 6-9 раз больше, чем в ЕС!), и состояние окружающей среды (расходы на топливо увеличиваются на 20% - а это дополнительные выбросы в атмосферу).
- Обеспечение минимального количества финансовых средств, необходимых для обслуживания сети национальных и местных дорог.
- Существенные государственные инвестиции в строительство и восстановление национальных дорог общего пользования, чтобы к концу срока стратегии 80% дорог были в хорошем и очень хорошем состоянии.
- Для этих целей понадобится 4,2 миллиарда леев в год, часть из них будет взята из внешних источников.
- Восстановление национальных дорог общего пользования к 2014 году — 900 км, к 2020 году — 1900 км.
- Ремонт местных дорог общего пользования к 2014 году — 700 км, к 2020 году — 4900 км.
- Доля дорог в хорошем состоянии к 2020 году — 42%, в очень хорошем — 38%.
Финансы: доступные и недорогие
1) Цель:
Сокращение затрат на финансирование за счет повышения конкуренции в финансовом секторе и разработки инструментов управления рисками.
2) Нынешние проблемы:
- Экономические агенты сообщают об ограниченном доступе к финансированию, а уровень финансового посредничества является одним из самых низких в регионе.
- Средняя доля банковских кредитов в ВВП в 2004-2010 годах составила 31,5% (меньше, чем в большинстве стран Европы, хуже дела только в Албании и Грузии).
- Низкая гарантированная сумма возмещения по депозитам (по сравнению со странами ЕС).
- Развитие финансового посредничества.
- Оптимизация стоимости финансовых ресурсов.
- Упрощение условий гарантирования кредитов и займов.
- К 2020 году должна быть создана финансовая система, которая будет эффективно направлять финансы из домашних хозяйств, имеющих сбережения, экономическим агентам, при создании подлинной конкуренции на банковском рынке для привлечения средств вкладчиков.
- Увеличение доли депозитов в ВВП до 40% к 2015 году и до 45% к 2020 году.
- Увеличение доли кредитов в ВВП до 45% к 2015 году и до 50% к 2020 году.
Энергия: надежно поставляемая, эффективно используемая
1) Цель:
Сокращение энергопотребления за счет повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
2) Нынешние проблемы:
- Энергетическая инфраструктура сильно изношена, а цены на энергетические ресурсы, импорт которых составляет 95% от необходимого объема, растут.
- Потери тепловой и электрической энергии являются достаточно большими.
- Велики и задолженности, накопленные в секторе теплоэнергетики, перед поставщиком природного газа.
- К 2020 году должен быть создан конкурентоспособный и эффективный энергетический комплекс, который будет обеспечивать доступным и надежным образом всех потребителей качественными энергоресурсами, будет отвечать вызовам, связанным с ростом цен на энергию, зависимостью от импорта энергетических ресурсов, а также с воздействием энергетического сектора на климатические изменения.
- Укрепление энергетической безопасности будет достигнуто за счет либерализации энергетического рынка в соответствии с положениями Договора об энергетическом сообществе, за счет вступления Молдовы в европейский энергетический рынок.
- Оптимизация энергетического баланса, диверсификация энергоресурсов, а также создание новых способов получения энергии.
- Обеспечение энергоэффективности будет осуществляться с помощью сокращения энергоемкости в жилищно-коммунальном, промышленном, транспортном и сельскохозяйственном секторах, модернизации энергетической системы. Большое внимание будет уделяться информированию населения о необходимости экономии энергии.
- К 2020 году будет создано энергетических соединений: линий электропередач - 139 км, газопроводов - 40 км.
- Обеспечение доли биотоплива в общем потреблении топлива — 10%.
- Стимулирование использования энергии из возобновляемых источников энергии по отношению к общему валовому потреблению к 2020 году - 20%.
- Сокращение энергоемкости к 2020 году - 10%.
Пенсионная система: справедливая и устойчивая
1) Цель:
Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы в целях гарантирования адекватного уровня замены заработной платы.
2) Нынешние проблемы:
- Пенсионная система функционирует на основе солидарной схемы (выплата пенсий из текущих доходов), потребляющей 8,8% ВВП. В 2010 году только 69,6% активного населения платило взносы в систему социального обеспечения, а пенсии выплачивались 84,7% граждан, достигших возрастного предела. Это 460,5 тысячи человек, или 13% от общей численности населения.
- Средний размер пенсии по возрасту в 2010 году составил лишь 70,6% прожиточного минимума для пенсионеров. Более 92,0% общего числа пенсионеров по возрасту получали пенсии, размер которых был ниже прожиточного минимума.
- Реальностью оплаты труда являются доходы «в конвертах». Таким образом, небольшой размер пенсий является прямым следствием декларирования застрахованными лицами небольшого объема доходов от заработной платы.
- Население стремительно стареет. Доля людей, перешедших порог установленного на данный момент пенсионного возраста, в 2050 году увеличится с 15,2% до 31,5%.
- Модернизация существующей пенсионной системы на основе принципа солидарности. В частности, подразумевается унификация условий, касающихся страхового стажа и пенсионного возраста.
- Проведение комплексных мер, нацеленных на развитие рынка труда, повышение уровня оплаты труда и улучшение демографической ситуации.
- Будет рассмотрена возможность внедрения накопительной пенсионной системы - когда взносы социального страхования инвестируются, а не тратятся на немедленные насущные выплаты пенсионерам. До конца 2015 года будет проведено исследование данной концепции.
- Минимальный уровень коэффициента замещения заработной платы пенсией к 2020 году — 25%.
- Увеличение соотношения между средним размером пенсии по возрасту и прожиточным минимумом для пенсионеров до 85% к 2020 году (вместо 70,6% в 2010).
- Сокращение уровня абсолютной бедности среди пенсионеров с 28,1% в 2010 году до 23% - в 2020.