Заключенных детей-убийц в Молдове не навещают даже мамы
Корреспондент «КП» побывала в тюрьме в Липканах, где срок за тяжкие и особо тяжкие преступления отбывают 45 несовершеннолетних.
Неказистый, низкого роста, худенький паренек сердито и жадно курил перед залом торжеств пенитенциарного учреждения №2 города Липканы. В руках у него - пакет со сладостями, привезенный психологами Международного общества прав человека - Молдавская секция (МОПЧ-МС). Возле него другие мальчишки - почему-то многие на одно лицо - еще детское, но уже взрослое, с серьезными глазами и недоверчивым нервным взглядом.
Несколько минут назад они смеялись и громко аплодировали своим товарищам, которые выступали на сцене зала торжеств тюрьмы. Это был концерт в рамках фестиваля для заключенных «Калина красная». Самые активные заключенные-подростки, которым нравится сцена, подготовили самые разные номера — пели песни, танцевали хору и брэйк-данс и даже были лицедеями с их незабываемыми «Blue canari». Кстати, выступали и приглашенные артисты, но заключенные, честно говоря, были убедительней...
- А вам нравится, как выступают ваши друзья? - спрашиваю я, подсев к заключенным, дружно поддерживающим выступающих.
- Ну конечно, нравится! Они же долго готовились, мы видели, - с удивлением глядя на меня, отвечают ребята.
- Давно ты тут? - спрашиваю у сидящего рядом невеселого парня.
- 4 года, - неохотно отвечает он.
- А сколько еще?
- 5 месяцев.
- А что случилось? Почему ты здесь?
- Даже не могу и не хочу это вспоминать. Скоро выйду. Но меня никто не ждет. Меня растил отец. Он умер.
В это время на сцене один из заключенных рассказывал стих про маму. Слезы мне удалось сдержать только благодаря сидевшему впереди парню, который решил рассказать, за что его посадили.
- За воровство. Три года. За первое воровство было 3 месяца, за второе - семь, а за последнее - 3 года. Но это последнее - Бог любит троицу.
- Исправишься? Пойдешь работать?
- Работать? За 2-3 тысячи в месяц?! Да мне только на сладости надо 10-15 тысяч в месяц!
- Так если ты не собираешься работать, что же будешь делать? Ты что, опять хочешь сесть?
- Нет! Я уже никогда не сяду!
Тем временем мое внимание привлек участник концерта, который пока не выступал, выглядел очень просто и неприметно, а когда начинал петь, просто преображался! Становился невероятно харизматичным и артистичным.
- Когда выйду, хочу быть певцом. Но только будет это нескоро. Еще 5 лет сидеть, я тут уже три года, - рассказал он мне за кулисами, признавшись, что сидит за убийство.
Заключенные идут на концерт фестиваля «Калина красная»
Фото: Международное Общество Прав Человека
Искусством, на этот раз изобразительным, мечтает заниматься еще один 17-летний заключенный, который отбывает 3-летний срок, по его словам, за кражу телефона. В фойе были выставлены его картины.
- Обманул человека. Взял телефон, чтобы якобы поговорить, так и не вернул. Когда выйду отсюда, пойду в церковь, чтобы помогать другим людям, - поделился парень.
«Дела у этих ребят выглядят не так мило и безобидно, как они сами»
Парень, о котором я писала в самом начале, будет сидеть 12,5 лет. Именно к этому сроку его приговорили за изнасилование, а затем убийство на пару с другим душегубом двух несовершеннолетних девочек. Одну убили лопатой, вторую, как предполагают, похоронили заживо...
- Если бы это преступление произошло на 10 дней раньше, он вообще остался бы безнаказанным, - рассказал начальник отряда Эдуард Гажос.
- Дело в том, что ему только за 10 дней до убийства исполнилось 14 лет. Будь ему 13, он остался бы на свободе.
- Большинство ребят говорят, что они тут за воровство сидят. Многие действительно за воровство, неоднократное, но большинство - за особо тяжкие преступления! В беседе кажется, что они невинные, но если вы посмотрите их дела, то они, конечно, выглядят далеко не так мило и безобидно, - сказал Эдуард Гажос.
Ты (не) один?
Липканы находятся достаточно далеко. Многие родственники малолетних заключенных говорят, что ездили бы к детям в тюрьму, но позволить себе дорогу в Липканы и обратно не могут. Учитывая это, МОПЧ-МС арендовало для них автобусы, а тем, кто приехал своим ходом, возместило расходы. Каково же было мое удивление, когда из 45 ребят только 16 увидели своих гостей. Они сидели с одной стороны зала, а малолетние осужденные, к которым никто не приехал, – с другой, иногда поглядывая в сторону гостей.
- Многие надеялись, что приедут их родственники, но не дождались, - сказали сотрудники колонии. – А у многих ведь и нет никого. У других родители на заработках, у кого-то – пьют.
- Я ни в коем случае не оправдываю преступников. Но каковы шансы у детей, которые никому не нужны, на достойную жизнь?
- Если подросток попадает в тюрьму – это не его вина, а вина родителей, - считает психолог МОПЧ-МС Ина Вуткарев. - Мыслят они еще по-детски, а поступки уже такие жестокие, что волосы встают дыбом.
Ответив за свой поступок и ожидая выхода в мир свободных людей, ставший для них чужим, они испытывают страх, если нет никакой поддержки. Столкнувшись в социуме с массой проблем, бывший заключенный совершает преступление и вновь попадает в места не столь отдаленные.
К одному из подростков-заключенных на этот раз приехали аж семь родственников. Родители у парня на заработках в Москве, а тети, дяди, сестры и братья – все приехали. История у осужденного – беспредельно обидная.
- Он со своим лучшим другом играл, боролся. И ударил его в шею, друг умер сразу, он до сих пор не может в это поверить, - рассказали родственники парня.
Осудили его на 5 лет. В колонии находится только полтора месяца, и видно, что еще в шоке. Несмотря на то, что к нему приехало столько родственников, вид у парня растерянный, глаза невероятно грустные.
Разговаривал только с двоюродным братом, который недавно вернулся из армии и с которым не виделся год.
И все же у этого парня есть шансы наладить свою жизнь после освобождения. Его будут ждать и помогать.
- Конечно! Это же наш ребенок, все сделаем! – заверила тетя.
Сотрудники тюрьмы рассказали, что у осужденных есть возможность немного заработать, пока они находятся в заключении. Такое преимущество предоставляется самым послушным. Некоторые даже высылают своим семьям заработанные деньги. Кстати, во время отбывания срока у них есть возможность получить рабочую специальность – столяра, токаря или плотника. А при выходе из тюрьмы заключенные получают 2400 леев. Но что это за путевка в жизнь такая, если они одни и даже не умеют еще распоряжаться деньгами?